Вариант сознания... ч. 18

                Призван в  мир,  чтобы…
Беседовал с  Дмитрием  Гавриловичем  Белоусовым,  директором  Школы искусств   из-под Ростова.  Он создал учебное  заведение,  где  получают навыки в  рисовании,  скульптуре, хореографии,  пении,  драматическом  искусстве. Замечательный  скульптор  М.Аникушин думал построить такие  дворцы искусств для   национального  воспитания  детей,  для сохранения  русской  культуры. Идея синтеза в  воспитании - глубоко правильная  идея:  иначе  не создать личность,   избавленную от односторонности. Благодаря  синтезу  умений  и навыков   дети способны  к   созиданию  нового. В  науке пришли к  мысли о  необходимости  полидисциплинарного   подхода к  решению проблем -  берут  задачу   сразу  в физическом,  химическом,  биологическом  ее  аспектах.  Работают на  стыке наук,  что способствует  переносу   принципов,  идей,  методики и методологии  одной  дисциплины  на  другую.  Метод  Белоусова  тем и хорош,  что воспитывает «чувство  стыка»   с детского возраста,  когда  сознание  ребенка  пластично  и восприимчиво  к новому.
  Что  надо сделать,  чтобы  это новое  стало   постоянным фактором развития? Наверное,  нужна  принципиально  новая  система подготовки специалистов. Сейчас  мы  выпускаем  людей, которые подготовлены  к  профессиональной  работе  как  таковой. Надо,  однако, сделать так, чтобы   он  еще  на студенческой  скамье  отыскал  свою  собственную идею  и  шел в  жизнь не просто с  суммой   знаний   и   умений,   но   и    готовностью    в о п л о т и т ь    с в о ю  и д е ю,   свой  бизнес-план,  свою конкретную  задачу  в  науке или практике. Нужна  личностная  аксиология,   осознание  своей  ценности как   проводника   собственных   идей. Нужен  практический  курс:  как  отыскать,  сформулировать  идею,  как  воплотить идею,  как организовать  свою  жизнь  для  реализации  конкретной  задачи,   как пробить ее в  производство. Надо преподавать  эдакий  «социальный  сопромат» - науку преодоления   социальных,  административных,  бюрократических  и  психологических препятствий.  К примеру, Христофору  Колумбу  для  реализации  идею  западного пути в  Индию  потребовалось   18  лет!
Кроме  того, в  вузе  нужно  не только  учить  - надо изучать студента,  определять его  психофизические,   интеллектуальные,  волевые  парадигмы, помогать ему выработать собственный   аксиологический  «модус  вивенди». Наверное,   стоит  даже  прививать  что-то от   мессианства: я  призван в  мир,  чтобы…
                10  июля  1988.
                * * *
                Собор лиц.   
   Читаю сочинения Николая Федоровича Федорова (Москва, «Мысль», 1982), его статью «Музей, его смысл и назначение». Философ пытается понять  роль музея  в реализации излюбленной своей концепции «общего дела». Этот единственный в своем роде библиотекарь и мечтатель был одержим мечтой о вселенском братстве людей. Что может объединить столь разноплеменное население планеты?  Только общая работа по  восстановлению из праха  всех живших на Земле людей – отцов, дедов, прадедов ради всеобщей гармонии  и счастья в планетарном масштабе. Основные мысли  суть следующие:
-    Мы живем в век фабричной цивилизации, при которой  вещь   поставлена выше человека. Но для музея  человек бесконечно выше вещи, хотя на первый взгляд может показаться, что  именно собиранием вещей и заняты музейные работники.
-  Музей  по своей сути есть остаток  культа предков, который ныне изгоняется даже из религии. Поэтому  прах человека, остаток его физической плоти,   значительно выше  всех хранящихся в музее вещей. Другими словами, выше музея – только могила…
-  Музей есть не собрание вещей, а собор лиц.  Деятельность музея заключается не в  накоплении мертвых вещей, а возвращение жизни останкам отжившего, в восстановлении умерших, по их произведениям,  живыми  деятелями. Другими словами: задача музея – в восстановлении  умерших по их произведениям.
    Федоров понимает это в буквальном смысле – восстанавливать именно живых людей, сущность  духовного мира которых отразилась в  их творениях.  Для нас это прежде всего – сильная метафора.  В мемориальном доме Чехова, где каждая вещь  хранит отпечатки  рук писателя, его вкуса, его отношения с другими людьми, мы пытаемся воссоздать  атмосферу  присутствия великого человека. Через интерьеры, через  вещи, через  произведения Чехова – образ  живого человека. Это ли не загадка:  почему только в окружении подлинных вещей, подлинных  стен  мы ощущаем  его незримое присутствие?
   Формула Н.Ф.Федорова «Музей – не собрание вещей, а собор лиц» - просто великолепна. Стараюсь использовать ее  в выступлениях на музейных вечера – особенно приятно произносить ее, глядя на  лица, знакомые всей стране...
                8 июля 1988.


Рецензии