Вариант сознания... ч. 18
Беседовал с Дмитрием Гавриловичем Белоусовым, директором Школы искусств из-под Ростова. Он создал учебное заведение, где получают навыки в рисовании, скульптуре, хореографии, пении, драматическом искусстве. Замечательный скульптор М.Аникушин думал построить такие дворцы искусств для национального воспитания детей, для сохранения русской культуры. Идея синтеза в воспитании - глубоко правильная идея: иначе не создать личность, избавленную от односторонности. Благодаря синтезу умений и навыков дети способны к созиданию нового. В науке пришли к мысли о необходимости полидисциплинарного подхода к решению проблем - берут задачу сразу в физическом, химическом, биологическом ее аспектах. Работают на стыке наук, что способствует переносу принципов, идей, методики и методологии одной дисциплины на другую. Метод Белоусова тем и хорош, что воспитывает «чувство стыка» с детского возраста, когда сознание ребенка пластично и восприимчиво к новому.
Что надо сделать, чтобы это новое стало постоянным фактором развития? Наверное, нужна принципиально новая система подготовки специалистов. Сейчас мы выпускаем людей, которые подготовлены к профессиональной работе как таковой. Надо, однако, сделать так, чтобы он еще на студенческой скамье отыскал свою собственную идею и шел в жизнь не просто с суммой знаний и умений, но и готовностью в о п л о т и т ь с в о ю и д е ю, свой бизнес-план, свою конкретную задачу в науке или практике. Нужна личностная аксиология, осознание своей ценности как проводника собственных идей. Нужен практический курс: как отыскать, сформулировать идею, как воплотить идею, как организовать свою жизнь для реализации конкретной задачи, как пробить ее в производство. Надо преподавать эдакий «социальный сопромат» - науку преодоления социальных, административных, бюрократических и психологических препятствий. К примеру, Христофору Колумбу для реализации идею западного пути в Индию потребовалось 18 лет!
Кроме того, в вузе нужно не только учить - надо изучать студента, определять его психофизические, интеллектуальные, волевые парадигмы, помогать ему выработать собственный аксиологический «модус вивенди». Наверное, стоит даже прививать что-то от мессианства: я призван в мир, чтобы…
10 июля 1988.
* * *
Собор лиц.
Читаю сочинения Николая Федоровича Федорова (Москва, «Мысль», 1982), его статью «Музей, его смысл и назначение». Философ пытается понять роль музея в реализации излюбленной своей концепции «общего дела». Этот единственный в своем роде библиотекарь и мечтатель был одержим мечтой о вселенском братстве людей. Что может объединить столь разноплеменное население планеты? Только общая работа по восстановлению из праха всех живших на Земле людей – отцов, дедов, прадедов ради всеобщей гармонии и счастья в планетарном масштабе. Основные мысли суть следующие:
- Мы живем в век фабричной цивилизации, при которой вещь поставлена выше человека. Но для музея человек бесконечно выше вещи, хотя на первый взгляд может показаться, что именно собиранием вещей и заняты музейные работники.
- Музей по своей сути есть остаток культа предков, который ныне изгоняется даже из религии. Поэтому прах человека, остаток его физической плоти, значительно выше всех хранящихся в музее вещей. Другими словами, выше музея – только могила…
- Музей есть не собрание вещей, а собор лиц. Деятельность музея заключается не в накоплении мертвых вещей, а возвращение жизни останкам отжившего, в восстановлении умерших, по их произведениям, живыми деятелями. Другими словами: задача музея – в восстановлении умерших по их произведениям.
Федоров понимает это в буквальном смысле – восстанавливать именно живых людей, сущность духовного мира которых отразилась в их творениях. Для нас это прежде всего – сильная метафора. В мемориальном доме Чехова, где каждая вещь хранит отпечатки рук писателя, его вкуса, его отношения с другими людьми, мы пытаемся воссоздать атмосферу присутствия великого человека. Через интерьеры, через вещи, через произведения Чехова – образ живого человека. Это ли не загадка: почему только в окружении подлинных вещей, подлинных стен мы ощущаем его незримое присутствие?
Формула Н.Ф.Федорова «Музей – не собрание вещей, а собор лиц» - просто великолепна. Стараюсь использовать ее в выступлениях на музейных вечера – особенно приятно произносить ее, глядя на лица, знакомые всей стране...
8 июля 1988.
Свидетельство о публикации №211050200264