***

                Камчатская ворона.
 

    Пожалуй, нет умнее птицы, чем ворона. Не зря народности севера: чукчи, ительмены, нанайцы, эвенки, ханты, манси в своем народном этносе постоянно возвращаются к ее образу.
   Академик Павлов был, наверное, неправ, когда объяснял во многом поведение животных и птиц, а в особенности вороны, теорией инстинкта. Уж слишком много нестыковок в поведении и образе жизни этой птицы. Сколько раз я наблюдал, как ведут они себя в разных местах нашего региона, и все время удивлялся, как приспособилась птица к местным условиям обитания и как она заполняет нишу, которую ей отвела природа.
    Я расскажу лишь несколько эпизодов, которые мне довелось наблюдать самому или слышать из рассказов моих земляков о поведении этой замечательной и умной птицы.
    Начну с того, что все наверняка замечают сразу. Наша ворона не каркает, а если и издает подобные звуки, то очень редко. Этого не скажешь о материковских воронах, которые кроме карканья, пожалуй, нечего и не умеют?… В молодости, будучи юношей, мне довелось некоторое время жить в южной части о. Сахалин. Местная сахалинская ворона ничем не отличается от нашей камчатской и по окрасу и по величине. Но там я не разу не слышал звуков, которые издает наша камчатская, придавая этим себе некий особый статус. Её протяжное «клё-клё-клё» я, пожалуй, встречал только в звуках, которые может издавать белохвостый орлан – хозяин камчатского неба. Бывает, часами парит эта птица, не шелохнув крылом, описывая окружности неопределенного диаметра, и ловя только ей ощутимые восходящие потоки, не издав ни одного звука. А бывает и издаст то же самое «клё-кле - клё». Так, кто же издаёт присущий своему виду звук и кто кого копирует? На этот вопрос пускай ответят специалисты орнитологи. А я расскажу вам, как эти птицы приспособились к жизни в наших северных поселках.
  Нетрудно догадаться, что гонит птиц из отдаленных частей тундры поближе к человеку. Это, несомненно, еда, которую в зимнее время особенно трудно добывать птицам. Вот и собираются пернатые бестии в большие группы, чтобы легче найти себе корм и перезимовать очередную зиму. На свалках и помойках они организуют целые кланы, которые состоят из сотен и даже тысяч особей. Остальные поселковые вороны разбиваются на группы поменьше и промышляют на своих территориях, при этом прекрасно узнают друг друга, и чужих к себе на территорию не пускают. Сколько раз я наблюдал, как они атакуют чужаков отбирая при этом все, что украла пришелица, не жалея противника ни на земле, ни в воздухе. Случалось даже наблюдать, как они атакуют пернатых хищников, того же белохвостого орлана, который по величине крупнее и массивнее самой большой из ворон в несколько раз. Группа из пяти - семи ворон запросто проводит любого из них восвояси! При этом они атакуют и сверху и снизу, не давая хищнику свободно парить, и заставляют его тратить энергию, сбивают с  заданного полетного маршрута. При этом, кажется, что большая птица, невозмутимо парящая в небесах, не может оказать действенного сопротивления. И это действительно так. Более мелкие вороны в таких боях оказываются более маневренными, при этом их клюв может наносить сильные и жесткие удары. После таких стычек хищники, как правило, предпочитают проигрывать и поспешно ретируются с контролируемых воронами территорий.
  Но вороны частенько побеждают не только в воздушных боях. Они могут донимать и на земле. Везде! И в лесу и в тундре и в посёлке. Они способны убивать, даже крупных животных. Недавно я наблюдал, как стая ворон атаковала бедную кошку, которая не могла укрыться от них ни на заборе, ни на дереве не на земле, везде ёё доставал крепкий и острый вороний клюв! Трудно сказать, чем бы закончился этот поединок, если бы в эту битву не вмешалась женщина, которая шваброй разогнала ворон.
  Некоторые особи вороньих сообществ настолько изобретательны, что запросто обводят вокруг пальца даже собак. Буквально несколько дней назад я наблюдал такую картину: на снегу, возле крыльца магазина лежала собака и грызла кость. Вокруг неё собралось около десятка ворон, которые находились рядом и ждали, когда им что-нибудь перепадет. Они ходили  в нескольких сантиметрах от собаки, нагло заглядывая той в рот, и старались подобрать, то, что выронила собака. Но та была начеку, и вороны, видя это, не пытались подойти еще ближе. Так продолжалось несколько минут. Собака  грызла  свою косточку, а вороны прохаживаясь рядом, не могли подобрать объедки. Но вот одна из них подкралась сзади к собачьему хвосту, и своим клювом ловко ударила по нему! Бедная собака подскочила! Не поняв в чем дело и забыв про кость, резко обернулась назад! Но наглая чёрная бестия уже отскочила и оказалась вне зоны досягаемости. Её подруги зря время не теряли, и как только собака отвернулась от косточки, с десяток клювов оторвали от её лакомства приличные куски. Увидев это, собака попыталась разогнать ворон, но как только она кинулась в атаку на тех, которые были спереди, те, что были сзади, тоже запустили свои клювы в собачье лакомство. В считанные секунды собачьи объедки оказались в желудках ворон. Такие истории про собак и ворон может рассказать каждый, кто живет на Камчатке, потому как,  наверняка, не раз наблюдали, как наши четвероногие друзья делят пищу с наглыми воришками. Но вороны воруют не только у братьев наших меньших, бывает, они забираются и в закрома к человеку.
  Ранней зимой прошлого года мне довелось поймать, значительное количество свежей рыбы гольца и хариуса, которого я заморозил и хранил на балконе в мешке. Балкон был застекленный, и извне попасть туда было практически невозможно. Лишь в одном месте в полу балкона находилась дыра, которой и воспользовалась одна из бестий, перетаскав своим собратьям весь мой многокилограммовый улов. Её работа была уникальна, и до сих пор я не могу понять, как она пронюхала про рыбу. Воровка, словно профессионал медвежатник, потихоньку, беззвучно, забралась на балкон, продолбила своим клювом в мешке большую дыру, через которую и перетаскала почти все. Причем, выдали её свои же соплеменники, которые внизу под балконом организовали шумный пир, привлекший мое внимание и заставивший выйти на балкон. Воровка, испугавшись, заметалась по нему, то и дело, ударяясь в стекло. Но это продолжалось недолго, сообразив, что таким образом ей не уйти, она, изловчившись, нырнула в уже знакомую дыру. Поймать и проучить воровку не удалось. Потом я еще несколько раз замечал, как моя знакомая, пытаясь опять чем-то поживиться, забиралась на балкон, но при моем появлении, спешно ретировалась восвояси.
  Для черных пернатых бестий не преграда ни ящики,  ни даже пластиковые контейнеры. Недавно одна из знакомых женщин пожаловалась мне, как вороны перетаскали у нее из закрытого пластмассового контейнера все мясо, заготовленное на зиму. Контейнер стоял у неё на балконе и  был надежно закрыт крышкой. Хозяйка, даже не могла предположить, что к ней на балкон заберутся воры и выпотрошат всё под чистую! Ну, именно так и произошло. Когда в очередной раз она полезла в короб, чтобы приготовить обед, мяса она там не обнаружила! Воровки вытащили все, а в стенке контейнера зияла огромная дыра, проделанная вороньими клювами!
  Камчатские вороны всеядны и проявляют интерес не только к мясу и рыбе, но и корка  хлеба иной раз становится желанной добычей. Однажды летом я наблюдал такую картину. Ворона приличных размеров где-то нашла корку хлеба и пыталась его съесть, но хлеб был настолько сухим и крепким, что даже её мощный клюв не справлялся с этой задачей. Тогда ворона подтащила корку к луже и размочив хлеб с большим удовольствием съела его, решив эту задачу другим способом.
  В другой раз мне пришлось наблюдать, как несколько ворон лакомились устрицами. В этот год стояло жаркое лето, и многие наши пресные водоемы пересохли, а некоторые сильно обмелели. В одном из таких мест я увидел ворон, которые ходили по отмели и что-то выбирали из грязи. Когда я, заинтересовавшись этим подошел поближе то увидел, что вороны собирают из озерного ила устриц и, перетащив на сухое место пытаются разбить ракушку. Мелкие устрицы, у которых ракушка была менее крепкой, они разбивали клювом, а большие, которые не поддавались, они подымали на высоту и бросали. После такого падения ракушка естественно разбивалась, и вороны набрасывались на ее содержимое. Вот и скажи, после такого случая, что у этих птиц нет элементов разума. Несомненно, разум есть и это можно будет пронаблюдать, если приручить птицу. О такой прирученной вороне я расскажу вам в следующий раз, а поведал мне о ней один из моих знакомых .


Рецензии