Самое дорогое

Я был молод и много мечтал. Я хотел всё знать и иметь всё. Мне казалось, что могу приобрести самое дорогое в мире, но не знал, что является самым дорогим. Я был молод и беззаботен и думал, что смерть сделает исключение для меня. И однажды решил выяснить, что самое ценное в мире и приобрести его.

Однажды на улице я повстречал мужчину средних лет в поношенной одежде. Его глаза были очень усталые, а на лице – безграничная грусть. Я подумал, что он, точно, знает, что самое дорогое в мире.

– Самое дорогое?.. – его усталые глаза на миг оживились.– Самая дорогая вещь в мире – это деньги. Если у тебя будут деньги, то всё остальное сможешь приобрести.
Потом я пошёл к одному директору банка и спросил:

– Правда, что самая дорогая вещь в мире – деньги?

– Деньги – всего лишь бумажка, молодой человек. Они порой до того обесцениваются, что на них даже спички невозможно купить. Самое дорогое в мире – золото. Оно никогда не меняется…

– Правда, что самая дорогая вещь в мире – золото? – спросил я одного богача.

– Золото – кусочек металла,– ответил он.– За золото многое можно купить, но не всё. У меня много денег и золота, но я потерял самое дорогое для меня в мире – мать. Материнская любовь – самая ценная вещь в мире.

Я пошёл домой и прижал мать к своей груди.

– Мама, я уже знаю, что самая дорогая вещь в мире. Это Материнская любовь. Ты – самое дорогое на свете.

Мать погладила меня по голове и грустно произнесла:

– Сын мой, пройдут годы, и меня не будет. Но ты никуда не уйдёшь из той страны, где родился и вырос. Той страны, где погребены все наши предки. Родина – это всё. Самое дорогое в мире – Родина.

Я вышел из города, взобрался на макушку самой высокой горы и, глядя на бесконечные поля и стоящие за ними гордые и величавые горы, крикнул:

– Родина, я люблю тебя. Ты – самое дорогое в мире.

– Самое дорогое в мире…– откликнулись горы.– Самое дорогое в мире – Любовь, ради которой люди не жалеют никакого богатства, ни денег, ни золота… Любовь не признает границ и Родины. Любовь превыше всего…

Я сошёл с гор и отправился к любимой девушке.

– Я люблю тебя,– произнёс я.– Ты – самое дорогое на свете.

Она очень долго смотрела на меня, потом прошептала:

– Поздно, дорогой, я очень долго ждала тебя. Пока ты занимался поисками самого дорогого, потерял меня…

– И что?..

– Самое дорогое в мире…

Вдруг я понял, что я – самый бедный в этом мире, и даже не спросил, что это «самое дорогое». Я не имел денег и золота, матери уже не было в живых, а любимая уже не принадлежала мне. Остались только горы и поля, и я усталый и грустный вышел из города.
Я еле взобрался на знакомую мне с детства и юношеских лет макушку горы и подумал, что дальше не стоит жить.

– Что случилось, сын мой?

Я поднял голову и увидел перед собой старика с белоснежной бородой.

– Я потерял самое дорогое в мире – любимую,– ответил я.

– Нет, сын мой, ты потерял гораздо более дорогую, чем тебе кажется, вещь. Ты потерял время.

– Время?..– удивился я.– Чёрт побери, но я об этом не знал.

– Время – самое большое богатство. Это твоё беззаботное детство и мечтательная юность. Это – твоя мать, любимая...

– Я никогда не задумывался о времени.

– Люди долгие годы копят деньги и богатство, которые им не так нужны, пуская на ветер самое большое богатство – время… Вначале у тебя было всё, но когда ты захотел заиметь ещё большее, потерял всё то, что имел.

– Я больше не хочу жить,– произнёс я.

– У тебя есть ещё время, сынок,– старик положил руку мне на плечо.– Иди, иди и живи.

– А дальше?..

– А дальше,– старик грустно посмотрел на меня,– а дальше уже конец.

– Когда я удалился от старика на порядочное расстояние, издалека услышал его голос.

– Потом тебя не будет, но ты будешь жить в твоём Творении...

Я обернулся, чтобы спросить: «А если не успею?».

Старика уже не было видно...


Рецензии