Запах хлеба

     Лето, 1943 год. Лейтенант Константин Жуков после окончания танкового училища попал сразу на передовую.
     На Курской дуге шли жестокие бои. Лейтенант Константин Жуков со своим экипажем оказался в гуще событий. Его танк в сражении был подбит, пришлось вступить в рукопашный бой, Константин был тяжело ранен.
     Наступила тишина.
     Константин  с другими ранеными без признаков жизни  лежал  в  бараке за перегородкой, их называли безнадеги, - то есть не жильцы.
     Утром появился солдатик, щупленький, маленький, - помощник повара Федюня, он сразу прошел за перегородку. Подходил к каждому раненому и задавал один вопрос:
- Браток, тебе чего хочется поесть? Ты скажи, может, мамка чего давала, так я мигом сварганю, ты только скажи.
     Но безнадеги были без сознания, кто в бреду кричал, а кто и этого не мог сделать. У самой перегородки лежал солдат без рук, без ног, но в сознание пришел. Вдруг четко и ясно сказал: "Сынок, я бы яичко  съел, чтобы как в детстве на костре испечено". Федюня поспешил: "Я сейчас, подожди"! Вернулся поваренок с яйцом испеченным. Кормил солдата, приговаривая: "Вот съешь  яичко, и полегчает"! Съел солдат яйцо.
 - Ну, сынок, уважил, спасибо тебе, - улыбнулся и - умер. Федюня плакал, уходил и опять появлялся, чтобы задать свой вопрос другим раненым.
   Подошел он и к Жукову, потрогал руку, она была холодной, подумал: "Не успел". Но вдруг дернулось у Константина веко. Поваренок погладил его по щекам и спросил: "Браток, тебе чего хочется поесть"? Константин вдохнул  и прошептал: "Х-Х-леба". Федюня засуетился, вышел из барака. Через некоторое время пришел за перегородку с  маленькой краюшкой испеченного хлеба. Жуков был в забытьи, поваренок поднес краюшку к его носу.
- Нюхай, нюхай, браток, силы прибавится, хлеб всему голова.
   Константин  почувствовал запах хлеба, стал чаще вдыхать воздух, рот чуть приоткрылся. Поваренок отломил кусочек и положил его в рот раненого бойца.  Федюня не отходил от него до тех пор, пока не скормил краюшку, затем, счастливый, покинул свой пост.
   Прилетел самолет, переправил тяжелораненых в тыл. За жизнь Константина еще пришлось побороться, но точкой отсчета была краюшка хлеба,  запах которой остался на всю жизнь.
   Константин Жуков прожил большую интересную жизнь и никогда себе не позволил бросить кусок хлеба. Всегда помнил солдатика – поваренка Федюню, который всеми силами облегчал жизнь раненым, и запах той теплой краюшки ржаного хлеба.


Рецензии