Правдивая история Кота-Барона глава тринадцатая

                Глава XIII

Васька стоял на вершине холма и в последний раз смотрел вокруг. Сегодня они уезжали в Бабушкино. Кот долго слушал разговоры людей, чтобы выяснить, когда грузовики отправятся в эту деревню. И наконец нашел: сегодня. 22 июля они поедут в Бабушкино. Нужно время от времени менять обстановку. Теперь за котят отвечают они с Барой, ведь Мурка с Клубочком тоже уехали в Москву.
Сначала Васька этому не поверил. Он пошел к Баре в надежде, что котята наврали, но кошка сказала: "Это правда. Ты просто очень долго спал сегодня, и поэтому Мурка обратилась ко мне. Она попросила нас вырастить котят. Ведь уйдут они от нас только где-то в январе, когда вырастут. Теперь они – наша забота". И парочка пообещала сделать из котят хороших кошек.
Но до сегодняшнего дня это было не так-то просто. За Заром нужен был глаз да глаз: это самый шаловливый котенок из трех. Если за Милкой еще можно было уследить, то за Заром - нет. Непоседа всегда куда-то бегал, часто терялся. Легче всего было с Данькой: она целыми днями носилась то на луг, то в лес, но домой возвращалась сама, без посторонней помощи. Девочка, как известно, очень хорошо ориентировалась. Но котятам было три месяца и пора уже менять обстановку.
Бара решила, что должен быть лес, луг и поле. И тогда кот вспомнил Бабушкино. Вспомнил про прошлое лето, как они хорошо провели его с Басей. Ему захотелось вернуться туда еще раз, еще раз там пожить летом, а зимой можно и в Москву опять уехать. Васька надеялся, что уже сумеет отстоять Бару, ведь его учил сам Валентин! За эти дни Васька с Барой очень сблизились, еще больше, чем с Басей в прошлую осень. Парочка успела полюбить друг друга и, если посмотреть со стороны, можно было подумать, что это их дети. А ведь и правда: Данька сегодня по ошибке назвала Бару мамой. Но тут же, смутившись, исправилась. Но какое это имеет значение – ведь все равно они вырастят котят. Да и скоро мышей пора их учить ловить, а то уже большими становятся.
По ночам, когда котята спали, Бара с Васей обсуждали их воспитание, думали, как воспитывать котят дальше и постановили: мышей ловить котята будут учиться позже; разрешать Даньке уходить в незнакомые места нельзя, надо сначала самим с ней пойти. И так несколько раз, а потом кошечка уже будет сама ориентироваться. Особое внимание надо уделить Зару – он вечно куда-то пропадает. С Милкой легче, она любит играть с Барой и поэтому не пропадет.
А сегодня все решили ехать. Все уже готово, но грузовик уезжает в три, а сейчас пока только двенадцать. Поэтому Данька решила посмотреть в последний раз на просторы. Васька пошел с ней (ему тоже вдруг захотелось на них посмотреть). И сейчас он стоит на вершине холма и осматривает местность.
 А она была так красива! Внизу виднелись крыши домов, леса и поле, реки и переезды. Но это было далеко внизу. А здесь, наверху, бездонное серое небо и солнце, которое с трудом пробивается из-за туч. И чувство природы и свободы. И чувство счастья и простора.
Подул ветер, но он был какой-то не летний, от него веяло холодом, осенней сыростью.
- Неужели уже осень? - подумал Васька. - Но ведь еще только конец июля…
Березки, одиноко стоящие на лугу, кланялись ветру, как кланяются служанки герцогу или барону. Васька стоял и думал, что этот миг никогда не кончится, что он будет так вечно стоять на вершине холма и смотреть в бездонное серое небо. И ему казалось, что по настоящему красиво только серое небо. Оно всегда такое странное…
Где-то далеко на лугу пискнула мышка, но Васька был сыт. Сейчас ему хотелось только любоваться небом. И все. Кот не заметил, как рядом с ним возникла фигура Бары, и не удивился, когда увидел ее. Они стояли вместе на холме и думали о том, что будет жалко уездать отсюда. Наконец Бара сказала: “Уже скоро будет два часа. Пошли”. И первая стала спускаться с холма. Васька с сожалением покачал головой и стал спускаться следом.

                ***

Когда они подошли к грузовику, было пол-третьего, и время еще было.
- Милка, - прошептал Зар, - ты знаешь, куда мы поедем?
- Конечно, знаю, - Милка хитро постмотрела на него. - В пещеру драконов! В заколдованный лес! Где живут драконы и страшные чудища!
-Но нет! – закричал Зар. - Мы едем в царство собак! Они вполне могут нас погубить, но мы спасемся!
Васька улыбнулся, слушая их болтовню, а Бара рассмеялась. Умеют же котята все напридумывать! Совсем еще дети! А вот Данька нет. Она не такая, как все. Часто стоит с закрытыми глазами и улыбается, никогда и ничего не насочиняет, все время говорит про другие миры и другие планеты. Любит природу и простор, живет в своих мыслях и в своем мире. Нет, Данька точно не такая, как все. Все котята, как котята – бегают, играют друг с другом, а она играет с ветром, болтает с растениями, слушает сказки, рассказанные ей солнцем и луной, может не есть очень долго и оставаться сытой. Однажды она вернулась поздно ночью домой, и когда Бара с Васей сказали, что она опоздала к ужину и пообещали сейчас пойти и наловить ей мышей, кошечка улыбнулась и покачала головой:
- Спасибо, я не хочу есть. Я уже наелась.
- Где?! – в один голос спросили Бара и Вася.
- Я напилась из ромашки чистой воды и наелась лучами солнца. Единственное, что мне сейчас хочется – это спать.
Васька долго ломал себе голову, как это можно наесться лучами солнца, но так и не понял. Данька как будто жила в каком-то другом мире. Ее шерсть, как часто замечала парочка, отливала золотом. Но кем бы ни была Данька, они должны научить ее ловить мышей. А, кстати, зачем? Если она умеет питаться лучами солнца, то зачем ей мыши?…
Мысли кота прервал приход людей, которые стали загружать в грузовик ящик с письмами.
- Нам пора, - прошептал кот. - И первым прыгнув в кузов грузовика, спрятался за ящик.
Следом за ним пошел Зар, потом Милка, потом Данька, и самой последней впрыгнула в кузов Бара. Такой план они разработали прошлой ночью.
-А что теперь, а? – прошептал Зар.
-Тихо, - ответила Бара, - не шуми. Нас могут заметить.
Котенок кивнул и больше не заговаривал. Люди погрузили ящики, сели в кабину грузовика и поехали.
-Ну а теперь, можно говорить? – подала голос Милка.
-Можно, - разрешил Васька.
И котята начали болтать о драконах, собаках, о волшебном лесе и о страшных зверях. Вернее, говорили только Милка и Зар. Данька, как всегда, молчала и только задумчиво смотрела по сторонам. Она что-то шептала и улыбалась…

Когда грузовик затормозил, котята рассказывали друг другу страшилки.
- В черной-черной комнате, - говорила Милка, - стоит черный-черный сундук, а в черном-черном сун-дуке сидит черный-черный заяц, а в черном-черном зайце  сидит черная-черная мышка и держит в зубах черный-черный кусочек сыра, - закончила она.
- Подумаешь! – хмыкнул Зар. - Я страшнее знаю, вот послушай. На черной-черной планете, на черном-черном континенте, в черной-черной стране, в черном-черном городе, в черном-черном доме, в черной-черной комнате, в черном-черном кафтане, живет чер-ный-черный волк, который черной-черной ночью ходит в черный-черный лес, идет на черную-черную поляну, смотрит на черное-черное небо и воет на белую-белую луну!
- Подумаешь! – крикнула Милка. - Я страшнее знаю. Вот например: в черном-черном лесу….
- Ребята, извините, что я вас прерываю, но пора идти, - сказала Бара. - Идемте.
И котята, обиженно замолчав, побежали за Васей, который уже был на улице. Он стоял на траве и смотрел на вечернее небо. Долго же их вез сюда грузовик! И сейчас надо наловить мышей, поесть и лечь спать. Грузовик был на окраине поселка, все те же четыре домика, все та же ограда, все та же надпись: «Бабушкино», перечеркнутая двумя красными линиями.
-Пошли в лес, ребята! – закричал кот. - Поедите и спать.
-В лес! В лес! – закричали котята и кинулись в его сторону.
Но кинулись только Милка и Зар, Данька же медленным шагом пошла за всеми. Она как будто прислушивалась к чему-то. И вдруг помчалась, отталкиваясь лапами от земли с недетской улыбкой на морде. Но все равно молча.
 
 
                ***

Васька проснулся от того, что шел дождь. Холодный, осенний, хотя на дворе было только десятое августа. А листья уже облетали и падали в лужи, почти что холодные и темные. Кот отряхнулся. И почему они ночуют не на дереве? Страшно… Но ведь никто не думал, что утром будет такой дождь! Да и на дереве тоже промокнешь. А гигантских лопухов, под которыми он прятался прошлым летом, в лесу уже почему-то не было.
Васька посмотрел, на месте ли все. И, конечно, не было Даньки.
-И куда ее понесло в такую дождюгу? - подумал кот, не желаю отправляться на поиски котенка…
Лес на самом деле был идеальным местом, для того, чтобы растить котят. Васька с Барой уже учили их ловить мышей. И к всеобщему удивлению, лучше всех получалось у Даньки. А хуже всех – у Зара, у Милки же получалось средне, серединка-наполовинку.
Шли дожди и веяло холодом. Рядом с лесом был луг, куда прошлым летом Васька даже не заходил. Пройти в него было легко – сначала идти по «Водной Середине», потом свернуть вправо, пройти несколько метров до жимолости, свернуть налево и будет луг. Васька подумал, что Данька наверняка на лугу, и не ошибся. Под проливным дождем кошка бегала по лугу, валялась в мокрой траве, завороженно смотря на дождь.
- Данька! – позвал Васька. - Иди домой сейчас же! Заболеешь!
Ему пришлось повторить свои слова три раза, чтобы Данька его услышала. Она вздрогнула и посмотрела невидящим взором на кота. Через секунду-две ее взгляд осмыслился. Кошечка пошла на зов Василия.
- Что ты делаешь здесь? –устало спросил кот. - Дождь же идет.
- Я играла, - ответила кошечка.
- С кем ты играла? – сонно поинтересовался Васька. Ему хотелось спать и он весь промок.
Данька тоже была мокрая, но ее шерсть отливала золотом.
- С ветром, - кивнула она, - с травой, с небом, с дождем.
Васька не стал спрашивать, как с ними можно играть, он уже привык к ее странностям.
- Пошли, - кот показал на куст. - Иди, и скажи Баре, что этот куст лучше, чем прошлый.
Василий Листов упал под найденный куст и провалился в сон. Когда он проснулся, было уже утро. Дождь кончился, но по небу плыли грозовые тучи. Кот вскочил и кинулся к тому кусту под деревом, где оставил Бару с котятами, но нашел их на «Водной Середине». Бара учила котят ловить мышей. У Зара, как всегда, ничего не получалось. Он стоял с опущенным видом и шмыгал носом.
- Васька! – Бара заметила кота, - хорошо поспал? - Кот кивнул. - Ну, давай, помогай, - доброжелательно продолжала Бара. - Бери под крыло отстающих. Давай, Заром занимайся, а я пока буду продвигать девчонок!
С этими словами она отвела Даньку и Милку в сторону, а кот стал учить неудачника.

                ***

Васька бежал по лугу в поисках мышей. Это был первый солнечный день августа, но солнце все равно светило как-то неуверенно. Может, потому что был конец лета? Двадцатое августа… А год назад он слушал, как разговаривали между собой Бася и Мурка, когда они только что приехали в грузовике с почтой. Сейчас кот искал мышей, чтобы самому наесться и накормить котят. Рядом с ним была Данька, которая три дня назад поймала свою первую мышь. Теперь у нее это начинало очень хорошо получаться, очень. Бара даже сказала, что она сама ловила мышей хуже. В сентябре котятам исполнится пять месяцев, а это уже большой, почти взрослый возраст. В семь месяцев они должны будут уже многое уметь… И все это они будут должны узнать за два месяца! Но так повелось с древнейших времен. В девять месяцев котята уже будут считаться взрослыми и начнут вести самостоятельную жизнь.
Зар, конечно, уйдет, все коты так поступают. А вот кто-то из кошек может остаться, если захочет, конечно. А так, скатертью дорога. Рядом послышалось чавканье. Кот вздрогнул, обернулся – Данька доедала мышь.
- Ты, сама!? – воскликнул Васька. - И когда же ты это успела?
- Пока ты размышлял, - улыбнулась кошка. - Ну, я побегаю, - и кинулась по лугу, распугивая кузнечиков.
Васька со вздохом посмотрел ей вслед. Нет, он ее никогда не поймет. Что ж… Васька опять побрел в поисках мышей, и вскоре поймал одну, потом вторую, потом третью. Очень скоро четвертую. Кот уже хотел поймать пятую мышь, как морда к морде столкнулся с черным котом.
- Это моя мышь, - спокойно сказал кот.
- Нет, моя, - отрезал Вася.
Коты замолчали и стали молча разглядывать друг друга, а мышь тем временем убежала. Васька смотрел на кота: он был молодой, по виду не было даже года, и совершенно черный, как уголь. Зеленые глаза кота показались Ваьске знакомыми.
- Черныш? – неуверенно спросил он.
- Вася, - кот улыбнулся, - это ты?
- Конечно, я! – Как ты сюда попал?
- Да от одного кота-вояки сбежал, в поезд забрался, а он в Санкт-Петербург шел. Я из Санкт-Петербурга долго потом а Подмосковье собирался, но раз десять в Москву попадал. И вот- такое счастье! Тут очутился. Как видишь, хорошо живу, - сказал Черныш, гордо посмотрев на Василия. Давай дружить как и раньше, ладно? - вдруг спросил он.
- Конечно, давай, - обрадовался Вася. - Пойдем, ты нам и котят поможешь воспитывать. Сейчас прогуляемся и я тебе расскажу, что с Муркой и Басей случилось.
- А что с ними случилось? – встревожился Черныш.
И коты гуляли по лугу, знакомясь друг с другом заново. Васька рассказывал Чернышу про то, как Пушок отвоевал у него Басю, про то, как он встретил Бару, рассказывал и о котятах Баси, которых они с Барой воспитывают, о Мурке говорил, о том, как она уехала. Вообще, этот рассказ занял час, а может быть, полтора. Но когда коты вернулись в лес, Бара спросила Ваську, где он так долго ходил.
Увидев Черныша, она поинтересовалась, кто это. Васька сообщил, что это его старый товарищ и друг. Котятам Черныш понравился, особенно Милке… В их семью вошел еще один член. Он помог Зару догнать кошек в ловле мышей, а Милке самостоятельно ловить их. Данька в середине сентября совершенно сво-одно ловила этих зверьков, у Милки тоже почти получалось, но вот Зар все еще заметно отставал. А тут троица стала учичть котят всему другому. И опять лучше всех оказалась Данька, на втором месте стояла Милка, а на третьем тащился Зар. С тех пор, как появился Черныш, учеба потекала веселее и быстрее, и к тому же, он очень сильно подружился с Милкой, прямо не разлей вода, честное слово.
  Зар стал учиться хоть и намного лучше, но все-таки хуже Милки и Даньки. Он изменился, вырос, стал менее игрив, когда как котенком его постоянно искали. Милка тоже изменилась, стала гулять с Чернышом. Котята росли не толко физически, но и духов-но. Данька вообще росла быстрее всех. Ее в пять с половиной месяцев можно было сравнить с годовалой кошкой. Только она так выросла и только она так изменилась. Это выражалось в том, что Данька еще больше бегала по лугу, и что глаза у нее все чаще бы-ли отсутствующими, и что она начинала гулять сама по себе.
Она уходила на луг или бегала по лесу с самого раннего утра, а возвращалась поздней ночью. Да, Данька изменилась. Она стала еще больше принадлежать к тому миру, с которым проводила дни.

                ***

Шли дожди. Обыкновенные дожди. В самом конце сентября идут такие. Завтра первое октября, и котятам скоро будет шесть месяцев. Шесть месяцев – а Зар все еще толком не умеет ловить мышей. Васька не понимал, откуда Данька все знает, ведь она бегает все дни, а потом приходит и отвечает все правильно. Милка быстро нагоняла ее, но все равно отставала немного. А вот Зар безнадежно пропадал.
- Ну ничего, - подумал Васька, засыпая под шум дождя, - он нагонит все, как нагоняли кошки до него.
Кот и не знал, что в такой дикий осенний проливной ливень Данька бегает по лугу. Он и не знал, что она когда играет, не обращает на дождь никакого внимания. Он не знал, что она умеет говорить с ветром, солнцем, дождем, познает все чудеса жизни, всю щедрость леса и лугов, огня и воды, счастья и горя, простора и дома. Кот не знал, что она познает всю мудрость предков через общение со стихиями. Что она знает тот мир и умеет в нем жить лучше, чем в этом, что Данька принадлежит уже где-то к тому миру и поэтому ее шерсть и отливает золотом. В том мире у нее есть свои доброжелатели и недоброжелатели.
Кот не знал, что Данька знает там все дороги, все ходы и выходы и поэтому не может заблудиться. Если бы Васька попал в тот мир, он бы запросто там погиб. Он не мог понять, что питаться лучами солнца и дуновением ветра гораздо лучше, чем мышами. Рядом с ним, с обыкновенным земным котом, растет кошка-пророчица. Она может заснуть на несколько лет, что-бы проснуться, но она забудет все за время сна. Когда она все вспомнит (а она должна вспомнить!), то сможет что-то поменять в судьбе вселенной в лучшую сторону. Сможет чем-то помощь несчастным людям, сможет узнать будущее. И когда она это сделает, то снова заснет, чтобы проснуться через несколько лет и начать все сначала.
Так гласила старая правдивая легенда. В ней говорилось, что таких кошек на земле три. И вот одна из них растет рядом с котом Васькой. Но он не знал этого. Он спал…



(С)Мария Расторгуева 2006 г.


Рецензии