Клайв Оуэн - интервью

                Англичанин в Голливуде

Клайв Оуэн – чистокровный англичанин. При слове «чистокровный» Оуэн морщится. «Во мне много всего намешано». Имеется в виду, что он родился и вырос в Англии, а это, согласитесь, накладывает определенный отпечаток. Нельзя сказать, что Клайву присуща чопорность, но зато абсолютными американизмами он не страдает, - терпеть не может кока-колу и гамбургеры, не страдает повышенным самомнением. Не любит суетиться, даже временами более инертен, чем нужно, Если назовете его мачо, обидится. Не потому что гордый, а потому что скромный. Но виду не подаст, спрячется за терпкой шуткой, - чувство юмора у него, как у истинного англичанина, в крови.

Клайв Оуэн – совсем не Джуд Лоу (тоже британец). И не Рассел Кроу. Хотя с последним Клайва часто сравнивали. В первое время. В то самое, когда он только заявил о себе в «Идентификации Борна». И хотя роль была невелика, Клайв ухитрился сделать ее совершенной. Совершенной, в смысле запоминающейся. Он сыграл киллера, но не штампованного «джеймсабонда», а обычного, земного, почти обывателя.
До «Идентификации…» был «Госфорд-парк» Роберта Олтмана. Оуэн и по сей день может безостановочно вспоминать, как он работал с Его Величеством Режиссером. Уж с кем с кем, а с режиссерами Оуэн умеет налаживать связь. И неважно, кто это – Родригес, Тыквер или Куарон, - Клайв с каждым найдет общий язык, идеально  вызубрит партитуру роли, проникнется идеей фильма в целом, сделает скидки на «гениальные заскоки» мэтров.  Кому надо улыбнется, с кем надо выпьет пару порций «Джонни Уокер» с видом соратника-заговорщика. И все будет в порядке.
Клайв Оуэн - «выдержанный» актер, подобный дорогому старому вину, - его актерская зрелость богаче год от года, от фильма к фильму  он все более ярок и впечатляющ. Он из породы тех лицедеев, на чью голову слава обрушивается в солидном возрасте. Точнее, не в солидном, а зрелом. Ему было 40, когда режиссер Майкл Николс оказал ему доверие, пригласив в блестящий проект под названием «Близость». Вот уж воистину – праздник сердца. «Близость» напоминает экзотический цветок о четырех лепестках – четыре героя, четыре параллельных сюжетных линии, которые вопреки законам геометрии все-таки пересекаются. Клайв Оуэн – Джулия Робертс, Натали Портман – Джуд Лоу. Более яркого квартета и придумать нельзя.
«Близость» открыла Оуэну путь в высший голливудский свет - номинация на «Оскар», «Золотой Глобус» и премия Британской киноакадемии за 2004 год. Критики отлили актера в бронзе, зрители возлюбили, продюсеры взяли на заметку. Следующей ступенью лестницы, ведущей вверх, стал «Город грехов», где винтажная красота брутального британца пришлась очень кстати. Так сказали бы женщины. На самом деле,  назвать Оуэна красавцем – дело рискованное. Лицо грубое,  монументальное, будто вытесанное из камня, широкие скулы, крупный нос, мощный лоб. Еще чуть-чуть – и был бы у него имидж мужлана от кино, а мы получили бы второго Рассела Кроу.  Но нет, почти неуловимый солнечный зайчик в глазах серо-голубого цвета с карими прожилками придает его лицу парадоксальную нежность.  Добросердечная ямочка на подбородке спорит с «сердитками» меж бровей.  Его характер сродни внешности – норвежский, северный, могучий, но внутри – пульсирующий нерв нежности, любви и беспокойства за близких людей.   
 
На интервью Оуэн соглашается легко. И вот он входит, - расслабленный, но внутренне собранный, похожий на охотника, вышедшего на лесную тропу. Свитер угольного цвета гармонирует со светло-стальными глазами. Идеально отглаженные брюки со стрелочками. Лаково черные ботинки.  Парфюм с горьковатыми нотками. Прост и гениален как элементарная частица. Мы будем говорить о новом его перевоплощении в фильме «Интернейшнл». Роль спецагента Луиса Сэлинджера, борющегося с очередным финансовым заговором, стала для Оуэна новым испытанием и преодолением себя.

В чем  мессэдж фильма «Интернейшнл»?
 
Это очень своевременная история. Вы, наверное, в курсе, что по миру шагает экономический кризис (улыбка №1 - ироничная). Так вот, в нашем фильме речь идет об этом, ну, или почти об этом (смеется). Если серьезно, это – мощный, крепкий триллер, действие которого происходит в мире международного банковского дела.

Но ведь фильм не о бизнесе, а о людях, которые его делают…

Действительно. Нам важно было рассказать о том, как бизнес делает сильнее одних и уродует души других. К сожалению, спад всемирной финансовой системы оказал влияние на многих людей. Суть в том, что некоторые биржевые игроки стали играть не по правилам. В бизнесе, как и в любой другой сфере, есть своя этика, которую нужно соблюдать, если ты хочешь быть в обойме.   

Недавно вы сказали, что кроме центральной идеи в вашем фильме есть еще подводное течение…

Да, один из вопросов, которые задает фильм, - может быть, мы должны задуматься о том, что делают на наши деньги банки, которым мы доверяем. Какую игру они ведут, не оплачиваем ли мы, сами того не зная, опасные махинации. Тут есть над чем задуматься…

Почему вы не хотите согласиться с тем, что «Интернейшнл» - экшн?

Для меня (делает ударение на этом слове) «Интернейшнл» - не экшн. И мой персонаж – не герой боевика, не «крепкий орешек». Он – человек, который должен заставить людей почувствовать, что бывают случайности, которые могут им дорого обойтись.

И вот мы переходим к любимой  теме Оуэна – режиссеру фильма «Интернейшнл» - Тому Тыкверу.  Об этом человеке Клайв  может говорить бесконечно. С улыбкой, восхищением, почитанием.

Как вам работалось с Томом?

(улыбка №2 – восхищенная) Мне нравится, как Том работает.  Я смотрел все его фильмы, начиная с  «Беги, Лола, беги», «Небеса»,  заканчивая «Парфюмером». Он – гениальный режиссер,  один из лучших, и я не мог не использовать шанс, поработать с ним. У него безупречный вкус во всем, что касается кинопроизводства. Он подобрал очень слаженную, надежную команду, - актеров, техперсонала и своих помощников. Они все – настоящие профессионалы и это существенно облегчает дело. Когда ты доверяешь режиссеру и съемочной группе, это сказывается на результате.

Говорят, вам понравился сценарий?

Да, сценарий Эрика Сингера был супер. Он напомнил мне классические триллеры 70-х годов,  подобно фильмам «Вся президентская рать» и «Три дня Кондора». Я давно искал такой сценарий. В нем было все гармонично, взвешенно, детали соответствовали общей линии сюжета, - филигранная работа.

Оуэн играет Луиса Сэлинджера, бывшего детектив Скотланд Ярда, теперь работающего для Интерпола, который прослеживает теневые деловые связи Европейского банковского дома, вовлеченного в незаконные сделки с оружием.

Ваш герой выступает против целой системы, огромной финансовой машины, которая способна перемолоть не одного человека…

Я люблю подобные истории, - в них есть люди, которые поднимаются против системы, и все оборачивается против них. «Интернейшнл» - об этом.  Мой герой  - парень, который знает, что есть что-то страшное и неправильное и есть мощный банк, который стал источником этой ситуации. И важно то, что он противостоит не просто этому очень мощному банку, он - против всех политических связей. Их власть распространяется далеко  и широко, и чем глубже он погружается в это,  тем больше начинает понимать, насколько  все  они влиятельны.

А вам самим слабо окунуться в подобную ситуацию?

Слабо, у меня семья, о чем вы говорите (улыбка №3 – лукавая и сексуальная одновременно).

Луис проходит сложный путь, мучается, противостоит не только банковской системе, но и своим собственным демонам…

Он одержим, его одолевает гнев, и в этом его ошибка. Гнев – плохой советчик. Борьба ему предстоит серьезная. Но он человек опытный, ведь не случайно же он работал в Скотланд Ярде. Но то, что происходит сейчас  - это совсем другая история. Для него она – экзамен, и если он его не сдаст, плохо будет не только ему.  С какого-то момента новое дело становится для него больше, чем просто работой, это его личное дело. И он не свернет с пути.

Но ваш герой не одинок, у него есть Элеонор…

Да, это его единственный реальный союзник - помощник районного прокурора - Элеонор Уитмен (в исполнении Наоми Уоттс – К.Я.), которая верит Сэлинджеру даже, когда у него нет очевидных доказательств связи банка с убийством одного из его коллег. Наоми я знаю давно и всегда хотел поработать с ней. Она прекрасный человек и действительно большая актриса, с ней очень легко работать.
 
Оуэн – абсолютный англичанин. Родился в Кавентри, актерством начал заниматься еще в школе. Это было не детской блажью, но вполне осознанным решением взрослого человека. Своих решений маленький Клайв не менял. Никогда. Так что родителям пришлось смириться. Точнее речь идет о матери и отчиме. Отец оставил семью, когда сыну было три года. Кроме Клайва в семье было еще четверо мальчишек, настоящая банда. Семья жила трудно, но дружно. Путь от Оливера Твиста в школьном театре до кастинга на роль Бонда был пройден Клайвом  честно и без поблажек. В промежутке была   Королевская Академия Драматического Искусства. Несколько модных в Англии телесериалов, женитьба, рождение дочерей. Кирпичик к кирпичику, - и вот башня славы, любви и благополучия Клайва Оуэна высится на лондонских просторах. Америка – это другая часть его жизни. Не самая худшая, но и не самая любимая. Просто другая.

Англия и Америка, вам есть, что сказать на эту тему?

Живя в Англии, я никогда не делал что-то, что имело бы отклик в Америке,  но это было замечательное время, я делал маленькие фильмы, работал в театре, а потом по некоторым причинам фильм «Крупье» совершил прорыв. Его эхо докатилось до Штатов. Это было началом нового этапа. Вы не можете сделать кинокарьеру, снимаясь только в Англии, потому что это совсем другой размах кинопроизводства. За карьерой и славой надо ехать в США, и я благодарен Майклу Ходжесу за «Крупье».

Кстати, провокационный вопрос: кого вам больше нравится играть – хороших персонажей или плохих?

Вы серьезно думаете, что есть плохие и хорошие люди? Я помню эпизод, когда я в начале своей актерской карьеры приехал в Лос-Анджелес на кастинг, потом спустя время мне позвонил режиссер и спросил: «Вы играете плохих героев или хороших?». Тогда я не смог ответить на этот вопрос. Он меня обескуражил. И вот прошло столько лет, и вы меня спрашиваете об этом. Тогда ответьте мне: вы – хороший человек? А я хороший человек? Когда балую своих дочек, провожу уикенд с Джейн (супруга Оуэна – К.Я.), веду себя как примерный семьянин. Но у каждого из нас есть эпизоды, за которые нам стыдно. Значит ли это, что мы стали плохими?

Хорошо, перефразирую вопрос: кого вам интереснее играть - положительных героев или отрицательных?

Ну, если вы настаиваете (улыбка №4 – снисходительная). Хорошие парни на экране скучны, серьезно. «Плохиши» - другое дело. В них есть драматургия, они гораздо интереснее, они, чаще всего, двигатель сюжета, основа драматургии.

Вы считаете себя везунчиком?

Как на это посмотреть. Если под везунчиком вы имеете в виду человека, которому все в жизни дается легко, то нет. Я всегда сполна оплачивал свои счета. Другое дело, что есть такие люди, которые, как принято говорить, оказываются в нужном месте в нужное время. Иначе говоря, им выпал счастливый шанс. Не скажу, что в моей жизни таких моментов не было, но в остальном, все, что я имею, сделано вот этими мозолистыми руками (смеясь, демонстрирует ухоженные руки с идеальным маникюром). 

 Американский кинематограф  пригрел новое чадо со всей щедростью души, благо настроение у него в тот момент было хорошее. С тех пор у Оуэна что ни фильм,  то героическое свершение - «Король Артур», «Город греха», «Близость»,  «Золотой век», «Дитя человеческое», «Не пойман – не вор».
Сегодня 44-летний актер живет в Лондоне с женой и двумя дочерьми – Ханной и Ив. Не видит резона переезжать в Америку, хотя на всякий случай прикупил в Лос-Анджелесе шикарную виллу в стиле модерн. Там счастливое семейство проводит время, когда глава дома снимается в очередном фильме. 

В каких бы историях Клайв Оуэн ни появился бы в будущем – в философских притчах, психологических драмах, экшнах, - ему впредь не о чем беспокоиться. Он нашел свою нишу, сумел занять отдельный номер в шикарной гостинице под названием Голливуд, и не просто номер, но пентхауз. Свои лавры он честно заслужил, потому что - талантливый, самобытный и неопровержимо обаятельный, как и полагается истинному англичанину.


Рецензии