Подмена

ПОДМЕНА
 ФАНТАСТИЧЕСКАЯ   КОМЕДИЯ  В ДВУХ ЧАСТЯХ

Необитаемая планета. Мы видим трап, деталь космического корабля и пустую сцену, затянутую половиком цвета рыжевато-синей земли. Щемящая тишина, нарушаемая звуками «подсознания».

Действующие лица по ходу появления:

ДОЧЬ (Аня)
СЫН (Ваня)
ОТЕЦ (Владимир)
МАТЬ (Лиза)
СОСЕД (Дима)
БАБУШКА  (Прасковья)
ЧУЧА (инопланетянин)


                ПЕРВАЯ ЧАСТЬ


   Медленно по трапу спускается сонная Дочь. На ней современные яркие предметы одежды детских размеров, которые разорваны по швам. Она озирается, не понимая, что видит вокруг.  Твердь под ногами, яркое солнце, синеву и воду вдали. Она пытается что-то вспомнить, извлекает мобильный телефон, совершает с ним соответствующие действия, но он бездействует. Извлекает плейер с маленькими наушниками, но они тоже молчат.   Бросает всё на землю и, озираясь, в ужасе кричит:

ДОЧЬ – Папа! Папа! Папа!   (Уходит, возвращается, снова уходит и снова возвращается.)  Папа!
СЫН (энергично спускаясь по трапу)  – Чего ты орёшь!?
ДОЧЬ (с удивлением смотрит на брата) –  А ты не видишь?   Открой глаза.
СЫН (удивляясь, смотрит на сестру) – Открыл. И что?
ДОЧЬ (разглядывая с любопытством брата) – Что, что? Ослеп? Оглянись вокруг! Вот  что ты видишь? Вот, что!
СЫН (смеясь)  –  Тебя, орущую. Слушай, а может это не ты? Или это ты?
ДОЧЬ (удивлена его оценке)  –  А кто же ещё? (Показывает в разные стороны.)  Да посмотри же, наконец!
СЫН (с изумлением осматривается)  – Клёво.  Просто брейк! (Радостно.)  Где это мы?
ДОЧЬ (возмущённо) – Я бы тоже это хотела знать!  Ещё ржёт!  Ничего же нет!   Ни - че - го!  Смешно ему!
СЫН (видит телефон и плейер)  –  Ты что, это всё выбросила?
ДОЧЬ (с упрёком)  – А чего они не работают? 
СЫН (поднимает, разглядывает, пробует включить) – Узнаю свою сестру! (Стучит по её лбу.)   Может, батарейки сели. Ты не думала?
ДОЧЬ –  Ой!  И, правда!  (Хочет вернуть телефон и плеер, но брат заставляет её «отслужить».)    Отдай!
СЫН (играет) – Думать надо!
ДОЧЬ – Отдавай, я сказала!
СЫН – Сколько телефонов на тебя извели? То теряешь, то ломаешь… (Решительно.)  А теперь не получишь. Нечего тратить деньги на пустые разговоры!
ДОЧЬ – Твои, что ли?
СЫН – И не твои.  Загоню! Бабло на карман.  Ты же, выбросила?
ДОЧЬ – Ну и что! Отдай, кому сказала?
СЫН (дразнит сестру) –  Что упало, то пропало! Служи! Хочешь получить, заработай! Танцуй!
ДОЧЬ – Музыки-то нет!
СЫН – Тогда,  прыгай!
ДОЧЬ – Ну, отдай, Ваня, пожалуйста!
СЫН (приказывает) – На пол!  На колени, блудница!
ДОЧЬ (встаёт) – Кто? Это кто?
СЫН – Не знаю, слово красивое.  Ползи! Блудница телефонная!  Целуй мои  ноги!
ДОЧЬ (капризно)  – Не буду. (Резко встаёт.) Отдавай.  Ну?  Я родителям скажу.
СЫН – А я скажу, что ты это выбросила.
ДОЧЬ – А я скажу, что случайно выронила, а ты, подлюка, подобрал!
СЫН  – А я скажу, что ничего не видел.  Ха-ха-ха!
ДОЧЬ  –  Ну и пожалуйста! Мне снова купят, никуда не денутся!
СЫН – А вот и не купят. Они все деньги выложили за этот тур! Слышала?  Ладно, забирай. Ещё раз выкинешь, точно не получишь! (Отдаёт сестре её вещи.)
СЫН (достаёт свой телефон, подключает наушники, совершает с ним манипуляции) – Зарядка на нуле. Странно. А что это за штука?   (Показывает на корабль.)  Такая большая. Внутри, почему-то темно. Мы что, на ней прилетели? Круто!
ДОЧЬ – Не знаю. Ты почему такой огромный?  Ты же был ниже меня!
СЫН – На себя посмотри. Ты моя сестра или только похожа?  Тебе сколько лет?
ДОЧЬ (неуверенно) –  Одиннадцать. (Осматривает себя.)  А тебе? Если ты мой  брат, то ты на год младше!  Можешь сказать, где мы и что с нами сделалось? Почему мы так увеличились?
СЫН –  А я знаю?  Смотри, нигде ничего нет.
ДОЧЬ – Я тебе это сразу сказала!  Ничего  нет.  Где все?  Может, мы спим? Может нам это снится?  Ущипни меня.  (Брат ущипнул сестру в нескольких местах.)  Ты что? Больно же!  (Оттолкнула.)
СЫН (смеясь, падает)  –  Не спишь?  А мне нравится! (Переворачивается и делает отжимания.)
ДОЧЬ – Что?
СЫН –  Прикольно!  Ничего нет.  Я делаю больше отжиманий. Вот это да!
ДОЧЬ – Перестань!  Что здесь прикольного? Ничего же нет!
СЫН (поднимается и продолжает разминку тела) –  Нет?  Смотри, земля, солнце,  небо, без единой тучки, тепло…
ДОЧЬ –  Ну и что? Больше ничего не видишь? Ничего?
СЫН – А чего ты ещё хочешь? Снега?
ДОЧЬ – Да при чём тут снег? Посмотри вокруг.   Где деревья?  Птицы? Собаки?  Кошки? Где другие люди?
СЫН – Может, они здесь не водятся!
ДОЧЬ – Люди водятся везде! Ты этого не знал? Что ты вообще знаешь, двоечник? Даже Димка, и тот больше тебя знает!
СЫН – По жениху своему скучаешь? Тебя же не интересуют другие люди!  Так нету его. Нету твоего женишка!
ДОЧЬ (смутилась)  – Вот ещё! Мы просто дружим. А ты нам просто завидуешь!
СЫН – Да ну? (Смеётся.)  Он ревел, когда ты садилась в машину?  Я же видел его перед самым отъездом в аэропорт.
ДОЧЬ – Ты видел? Видел и мне не сказал?  (Сомневаясь.) Заливаешь!
СЫН – Как я тебе мог сказать? Как? Ты же самая последняя прибежала. Мы чуть без тебя не уехали. Скажи спасибо, что шнурков тормознул. А то вообще бы никуда не уехали.  (Достаёт записку.)  На! Читать умеешь? Невеста! От него!
ДОЧЬ (быстро разворачивая и читая) – Я буду рядом! Ага! Враль!  Рядом только брат переросток!
СЫН – На себя посмотри!
ДОЧЬ – Сплошной обман. Буду рядом. (Вот-вот заплачет.)  Где эти? Как их? Обслуга? Даже ни одной мошки нет! Где аквапарки, игровые автоматы, карусели?  Где?  Я отдыхать приехала или куда?   И где папа? Где мама?
СЫН –  Да ну, их!  Дома надоели!  Это нельзя, туда не ходи! Деньги, как милостыню выпрашиваешь. Мама, дай денег, мама дай денег!
ДОЧЬ – Да? (Толкает брата.) Надоели? (Повторяет толчок.) А кто тебя накормит?   Я хочу есть! (Снова толкает.) Слышишь? Хочу есть!
СЫН –  Ты чо, толкаешься! (Толкает её в ответ.) Тебе бы только пожрать!
ДОЧЬ (падает, хнычет)  – Потому что перед сном никогда ничего не ем, как ты. Прекрасно знаешь! А  по утрам я страшно голодная! Я бы даже этот, противный морковный сейчас выпила и жидкую овсянку без варенья.
СЫН (удивлён)  –  Ну да? (Встаёт перед ней на колени.)  Ладно, не хнычь!   А ты уверена, что ещё утро?  Может, вечер и тебе не надо есть! Кстати, который час?
ДОЧЬ – Судя по тому, что я голодная  -  утро! Давай поищем в этой штуковине. Может, холодильник найдём?   
СЫН – Давай!  (Помогает сестре подняться и следует за ней на корабль.)

Появляются Отец (муж). Он вальяжен, не возмутим, спокоен.  В пижаме. На шее толстая золотая цепь. На руке дорогие часы, на пальце большой перстень.  Мать (жена). В ярком пляжном халате.  Напряжена, беспокойна  и  строга.  На голове купальная шапочка, на шее золотой кулон-часы, в ушах крупные серьги. На лице яркий макияж.

МАТЬ (босиком, туфли в руках)  –  Я безумно устала!.. Не могу понять. Это пустыня какая-то? Но странно, да? Вода чистейшая. И тёплая, как парное молоко.  Странное место. Нет птиц. Не жарко и не холодно.  Как мы вообще сюда попали?
ОТЕЦ (спокойно выговаривает)  –  Я тебе не раз говорил, что всё нужно делать вовремя. Анюту запихивать в машину первой. И не садиться вслепую на самолёт. Вот к чему приводит спешка. Это что, самолёт?
МАТЬ (подходит к трапу)  –  Сам подъехал к этому трапу, а я виновата? Всегда меня винишь. (Быстро подходит к нему.)   Где мы находимся? Это даже не Египет. Кучу денег выложили и за что? Где сервис, где обслуга? Я тебя спрашиваю, где? Ты выбирал тур! Доверила отдых мужу!
ОТЕЦ – Я сам ничего не понимаю. Главное, не помню. Куда пропал экипаж? Он был?  Стюардесса была? Ты кого-нибудь видела?
МАТЬ – Никого не видела.   Какой необычный самолёт?
ОТЕЦ –  Техника совершенствуется и дорожает. 
МАТЬ – Может, нас похитили?
ОТЕЦ – Не говори чепухи! Кому ты нужна, чтобы похищать?
МАТЬ (фыркнула) – Жена крупного бизнесмена могла быть похищена, ради выкупа.
ОТЕЦ – И похитили вместе с бизнесменом и детьми. Следи за своим базаром.
МАТЬ -  Ждали других, а попались мы. (Навстречу спускаются дети.)
ДОЧЬ (потирая лоб)  – Появились!  Где вы были? Я шишку набила! (Показывает отцу, тот её целует, удивлённо рассматривая.)  Там такая темнотища!  И нет никого. Никого нет!
ОТЕЦ – Ты так выросла?  Когда успела? (Неуверенно.) Ты моя дочь?
ДОЧЬ – Ну, ты даёшь! (Заливается по-детски смехом.)  Дочь не признал? (Матери.) А когда мы завтракать будем? Есть хочу! Где твой морковный?  Я принимаю твоё условие! Буду пить его по два стакана в день!
МАТЬ (не скрывая своего удивления) – Не груби матери. (Ласково сыну.)  Мы ходили к морю. (Сын смеётся реакции матери.)  Вы, почему так выросли?
СЫН (продолжает смеяться)  –  Не знаю, мама. Здесь есть море?
ДОЧЬ (капризно)  –  Папа, есть хочу! Скажи ей!
МАТЬ (строго) – Прекрати ныть! (Сыну.)  Да. В нескольких шагах.  Вода чистейшая.  Не на одном курорте более прозрачную, не встречала.
ОТЕЦ (ласково обнимает) – Потерпи, моя лапушка, что-нибудь придумаем.
СЫН (волнуясь)  –  Где?
ОТЕЦ  –  Почему вы так выросли?  Что-то съели вчера перед сном? А ну признавайтесь!
СЫН (смеётся) – Не знаю, папа. Ничего. Только орешки. (Смеётся.) Она такая дылда! (Смеётся.)  Мама, скажи,  в какой стороне море?  (Сестре) Пойдёшь, дылда?  Я тебя буду топить!
ДОЧЬ – Я есть хочу.   Голодную не утопить!
МАТЬ –  Одно успокаивает, что вы не ссоритесь. Не хотела вас брать вместе.
СЫН – Она не обзывает меня.  (Грозит сестре.)  И  не ябедничает.
ДОЧЬ – Всё ещё впереди, братец! Ты стал огромным. Даже не знаю, как тебя обозвать. Переросток. (Смеётся.)  Буду тебя называть переросток! (Получает лёгкий пинок от брата. Сестра смеётся. Хнычет.)   Мама, я есть хочу.
МАТЬ – Я это уже слышала. Ты видишь, что ничего нет. Где я куплю?
ОТЕЦ – Пойду, гляну.  (Уходит в корабль.)
МАТЬ (мужу вслед)  –  Вынеси, хотя бы, чемоданы.
СЫН (даёт сестре пинок)  – Это за переростка!  В какой стороне море, мама?
ДОЧЬ (даёт сдачи) – Всё равно переросток!
МАТЬ – Прекратите.  Вон там, (показывает рукой) искупнёшься и сразу назад. Понял?
СЫН – Понял!  (убегает).
МАТЬ – Далеко не заплывай, слышишь! (Дочери.)  Давай с ним, а то его из воды не вытащишь.
ДОЧЬ –  Нашла няньку!  Пускай один идёт!
МАТЬ – Опять перечишь? Как я от тебя устала! Отправляйся за ним.  Нет у меня еды. (Дочь с капризом уходит.)
ОТЕЦ (возвращаясь с чемоданами огромных размеров) – Это всё, что я там нашёл.  Представляешь, если бы мы улетели без них?
МАТЬ (забирает у мужа свой чемодан) – Вопрос, куда мы прилетели? Куда? (Пытается открыть.) Опять я шифр забыла.  (Ударяет по чемодану.) Еды у нас там, конечно нет. А внутри? Ты осмотрел?
ОТЕЦ – Темень, ничего не видно.
МАТЬ – Там должны быть рюкзаки детей. И почему они вдруг выросли?  Они выглядят на 16  - 17 лет.
ОТЕЦ  –  Я бы больше дал.
МАТЬ  –  Да? Я что, так постарела? 
ОТЕЦ  –  Ни сколько. Такая же.   (Открыв чемодан,  извлекает ноутбук.)  Смотри, работает. Значит, всё, что на батарейках, должно работать. Ты свой телефон зарядила?
МАТЬ – Да.  Ни один оператор не берёт. За роуминг уплатила кучу денег.
ОТЕЦ –  Интернет у меня не подключается. Здесь что, нет интернета? Ничего не понимаю. Надо ждать. (Отключает и закрывает ноутбук.)  Бесполезен. (Достаёт несколько телефонов, проверяет.) Надо ждать!
МАТЬ (возится с замком чемодана)  –  Чего? Чего ждать? Почему он не открывается? Ждать? Кого ты собираешься ждать? Оглянись, никого и ничего нет.
ОТЕЦ – Хотя бы пилотов.  Не бросили же они его  здесь, с нами.
МАТЬ – Я не понимаю, о чём ты говоришь?
ОТЕЦ – О том, что этот летательный аппарат какого-то нового поколения. Кстати, сколько времени мы были в пути? (Смотрит на часы.)  Остановились? На твоих?
МАТЬ (смотрит на кулоне) –  Не показывают. (Ударяет себя по лбу.) Я же поставила в шифре время, когда закрыла чемодан. (Быстро набирает.)  Ничего не понимаю. Почему он не открывается? Делай же что-нибудь!
ОТЕЦ – Что? Что я должен делать? Я за эти часы выложил огромную сумму!  (Срывает с руки и бросает в чемодан.) Надо будет потребовать с них.
МАТЬ (устало садится на чемодан)  – Иди на этот самолёт и разберись, как взлетать. Вернёмся обратно.  Твоё турагентство я разорю!
ОТЕЦ – Что бы вернуться, надо понять, где мы находимся. Поняла?
МАТЬ – Да, я дура! Но именно по твоей глупости мы оказались в этой ситуации. Посмотри, что тут обещали!  (Извлекает из чемодана мужа проспекты.) Перелёт эксклюзивным классом! Куда уж эсклюзивней! Вчетвером! И даже без экипажа! Далее. Пятиразовое индивидуальное питание. Два завтрака, обед и два ужина!  Личная массажистка! Каково! Требую личную массажистку! Тройная уборка в номерах! Это как? Втроём, или три раза в год?  Детская, подростковая и молодёжная занятость на протяжении всего пребывания.  Это единственное,  что мне пришлось по душе. Хоть от дочери отдохну.  Вам будет представлена самая насыщенная развлекательная программа с участием звёзд мирового уровня.  Я желаю получить всё! (Суёт под нос мужа проспект.) Где это всё? Я тебя спрашиваю? Где? У меня полный чемодан нарядов и куда я, по-твоему, их буду одевать? Я целый год готовилась к этой поездке. Я не досыпала, не доедала, не додавала детям. Отказалась от фитнеса, от визажиста и косметолога. Ни одного бриллианта не приобрела за этот год.  Экономила на всём.  И что? Что я имею в итоге? Пустыню с чистой водой?   (Рыдает.) Даже переодеться не имею возможности.
ОТЕЦ – Ты её сейчас зальёшь.
МАТЬ – Кого?
ОТЕЦ – Пустыню.   Успокойся. Надень что-нибудь из моих вещей. Вот. Твоя любимая футболка. А вот и дурацкие шорты, которые не понятно как, оказались в чемодане.  Что-нибудь придумаем.
МАТЬ (вытирая слёзы, забирает вещи) – Ты всё время так говоришь. Придумаем, придумаем! Вот и придумай! Придумает он. О чём ты вообще думал, когда свернул на лётное поле?
ОТЕЦ – Чтобы успеть на  самолёт.
МАТЬ – Успел?!
ОТЕЦ – Как видишь!
МАТЬ – Вижу! Отлично вижу! Только не вижу ничего из того, что здесь написано. Откуда вообще взялся этот тур?
ОТЕЦ – Твоя мать мне его посоветовала. Он понравился детям, а ты не возражала. Сама говорила, что тебе хочется чего-то нового, свежего. А твоя мать…
МАТЬ (переодевается) – Не трогай мою мать! Она здесь не причём. Довёл женщину? Даже не попрощалась с нами.
ОТЕЦ – Что, значит довёл? На одни билеты ушёл годовой бюджет!
МАТЬ – Сквалыга!  Боже, как же она была права! Как она была права.
ОТЕЦ – И  в чём же она была права? 
МАТЬ – А в том, что коснись беда, ты сразу в кусты, потому что ни на что не годен. Вот и коснулась!  Что? Нечем крыть?
ОТЕЦ –  Что в такой ситуации можно сделать?
МАТЬ (встаёт и швыряет в него халат)  – Мне что,  самой сесть за руль?
ОТЕЦ –  Скорее за штурвал.
МАТЬ – Какая разница. Лишь бы взлетело!
ОТЕЦ – И куда мы полетим?
МАТЬ – До первого аэропорта! (Влетевшая дочь сбивает её с ног.) Ты что, с ума сошла?
ДОЧЬ – Не дайте ему раньше меня зайти в самолёт!
ОТЕЦ (распахивает руки и пытается поймать сына, но тот увёртывается) – Стоять!
СЫН –  Она хочет забрать мои орешки!
МАТЬ – У тебя есть орешки?
ОТЕЦ – Ты что, забыла,  на что уходят деньги? Он же родную мать продаст за орешки! (Хватает сына за руку и цепко держит.)
ДОЧЬ (вскакивает) – Молодец, папа! Держи его крепко.
МАТЬ (хватает дочь) – А ты куда?
ДОЧЬ – Притащу его рюкзак. Он набил его орешками, потому что ни на одном курорте нет.
МАТЬ – Я тебя знаю.  Спрячешь орешки и будешь их поедать одна.
ДОЧЬ – Ну где я их спрячу?  Папа, скажи!  Это не так. Ну, папа!
МАТЬ – Что, папа? (Мужу.) Возражай, если это не так. Вот что я вам скажу, детки мои дорогие. Вы сейчас сядете. (Грозно.) Сидеть, я сказала! (Дети послушно садятся рядом.) Вот так!  Папа с вами поиграет.
ОТЕЦ – Лиза!
МАТЬ (грозно мужу) – Я сказала, поиграет. И чтобы ни шагу отсюда.  Я же пойду и попробую включить эту штуковину, на которой мы прилетели. Если взлетим, получите свои орешки!
ДОЧЬ (капризно садится) – Подавитесь своими орешками!
ОТЕЦ – Доченька, не груби маме.
ДОЧЬ – А  ты мне больше не отец! Предатель!
СЫН – Мне тоже! (Смеётся.) Получила орешки? (Даёт ей подзатыльник) Ябеда!
ОТЕЦ (уходящей матери)  – Ты слышишь, как они с нами разговаривают!?
МАТЬ  –  Я с ними разберусь, когда вернёмся.
ДОЧЬ (брату)  – Жадина! (Даёт ему подзатыльник.)
СЫН (подкручивает сестре руку и прижимает её к земле) – Из-за тебя мы даже не искупались!  Давай вернёмся к морю?
ДОЧЬ (вопит)  –  Я есть хочу, как ты не понимаешь!
ОТЕЦ (строго) – Прекратите! 
СОСЕД (спускаясь по трапу) – Здрасьте! (У него в руках пакетик с орешками.)
ОТЕЦ (после паузы)  – А ты откуда? И как сюда попал?
СЫН (встаёт)  –  У него мои орешки?
ДОЧЬ (тянет руки к пакетику) – Дай, дай, дай! (Дочь вырывает пакет.)
СОСЕД (поражается росту девочки)  –  Там полный мешок.
СЫН (грозно подходит) – Полный мешок, говоришь?  А ну-ка, верзила, пойдём, выйдем.
СОСЕД (не отрывая глаз от Ани) – Куда?
СЫН – Сейчас увидишь. (Уходят за сцену.) 
ОТЕЦ (вскакивает) – А ну, прекратите! Драк тут не хватало! (Выходит и возвращает драчунов.) Так, один здесь, другой здесь. (Соседу.) Теперь потрудись-ка объяснить, как ты сюда попал?
СОСЕД – Я не обязан перед вами отчитываться. (Сыну.) А ты у меня ещё получишь, когда вернёмся.
СЫН – Если вернёшься. Я тебя закопаю в этой пустыне!
ОТЕЦ –  Прекратите! Из-за орешков драться? (Соседу.) Я тебя узнал. Ты же из нашего двора?  Подрос только.  Машину мою мыл.
СОСЕД (хмуро)  – Ну,  мыл. Сам же просил.
ОТЕЦ – Я  и говорю, отлично мыл. (Сыну.) Ты бы хоть раз папину машину помыл.
СЫН (огрызаясь)  – Я не автомойка!
МАТЬ (спускаясь)  – Нет никакого штурвала! (Потирает ушибленные места.)  Темень кромешная!  (Соседу.) А  ты откуда взялся? Вот так сюрприз!  И тоже вырос!
ОТЕЦ – Ты его знаешь?
МАТЬ – Конечно.  Я и родителей его знаю.  (Соседу.)  Так как ты здесь очутился?
СОСЕД (отворачивается) – Не твоё дело.
СЫН (матери)  –  Он из моего рюкзака орешки стырил!  (Соседу.) Ворюга!
ДОЧЬ (повеселев)  – А я их съела.  (Брату.)  А ты просто жадина!   (Соседу.)  Спасибо, Димка,  ты настоящий друг! (Целует его.)
СОСЕД (смущённо) – Ты чего?
МАТЬ (уныло) –  Надо же, смутился. (Дочери.) Это он тебе всякие игрушки дарил? Твой кавалер из соседнего подъезда?
ОТЕЦ (с интересом)  –  Это так, дочка?
ДОЧЬ (повеселев)  –  Да. Димка мой друг.
СЫН – По-двору! Проще, дворняга (Смеётся.)
ДОЧЬ (ударяет брата) – Сам дворняга! Не ожидала увидеть его здесь. (Соседу.) Как ты попал на самолёт?
СОСЕД – Мотоцикл брата.
СЫН – Ты не только ворюга, но ещё  угонщик!
СРСЕД (смутился) – Хотел только проводить.  Не удержался, в последнюю секунду проскочил. Трап уже поднимался. Только не понятно. Внутри было темно. Я почему-то сразу уснул.  Одежда вдруг стала мала.
ОТЕЦ –  Нам тоже многое не понятно. Вы все, почему-то вдруг увеличились. Придётся менять вам одежду. Ты знаешь, где мы?
СОСЕД – Нет.  А вы?
МАТЬ – Думаю, это какой-то край земли.
СОСЕД – Она же круглая.
МАТЬ – Кто?
СОСЕД – Земля.
МАТЬ – Спасибо. Мы не знали!
ДОЧЬ – Чо ты к нему придираешься?
МАТЬ – А тебя никто не спрашивает!
ДОЧЬ (соседу) –  Искупаться хочешь? (Достаёт из чемодана пляжное полотенце.) Пошли. Пусть они здесь грызутся без нас. (Вскакивают и убегают.)
МАТЬ (вслед, строго) – А ну, вернись!
ОТЕЦ – Дочка, будь осторожна! (Сын вскакивает.) А ты куда?
МАТЬ – Правильно. Беги, присмотри за ними. А то, мало ли… (Сын кивает и убегает.)
ОТЕЦ (вслед убегающему сыну)  – Только без драки, слышишь! (Жене.) Что значит твоё «мало ли»?
МАТЬ – А ты не понимаешь?
ОТЕЦ – Нет.
МАТЬ – Ты видел, какие они все вымахали? И когда успели?
ОТЕЦ – Но развитие-то у них ещё детское.
МАТЬ – Откуда тебе знать, какое у них развитие и что в их головах? Ты же не смотрел телевизор, не ходил на собрания в школы, с детьми вообще не общался. Ты даже не знал, что соседский мальчишка у твоей дочери в кавалерах.  И почему мыл твою машину.
ОТЕЦ – А чего же он с меня  деньги брал?
МАТЬ – Чтобы твою  дочку развлекать  и угощать мороженым. С ним она не пропадёт. За всё приходится платить!
ОТЕЦ –  Будто не давали дочке денег!  Посмотрим. А этого в женихи прочишь? Лучше бы сыном своим занималась!
МАТЬ – Он младше.  Ты неделями их не видишь. Что ты вообще можешь о нём говорить? Не помогает?  А в чём тебе помогать? Машину мыть?
ОТЕЦ – Мало дел? Когда собирались вчера, он хоть как-то помог? Ты просто не видишь.
МАТЬ – Я  вижу, не слепая! У парня нет никакой охоты тебе помогать. Одно не могу понять. Почему так долго не наступает вечер?
ОТЕЦ – Может,  белые ночи, как в Питере?
МАТЬ – Не напоминай мне о Питере.  Я устала, хочу есть и спать. Собери здесь всё.  Вдруг пилоты вернутся или дождь пойдёт. (Встаёт и уходит.)
ОТЕЦ (смотрит на небо) – Дождь? При таком ясном небе? (Собирает разбросанные вещи. Что-то видит, от чего роняет из рук чемодан.) Не может этого быть!  Нет, только не она!  (Стремительно вбегает по трапу, но, тут же, возвращается. Смотрит в поразившую его сторону.) Она-то как здесь очутилась?   
 
               
                ЗАТЕМНЕНИЕ



               






               
                ВТОРАЯ ЧАСТЬ

ПРАСКОВЬЯ (входит, в руках летний зонтик, очень мягко, с любопытством) – Здравствуйте, Владимир! Как отдыхаем?
ВЛАДИМИР (поражён) – Весело!  Как Вы здесь очутились?
ПРАСКОВЬЯ (улыбаясь) – Не ожидали? (Задорно.) Как я вас разыграла! В духе времени? С большим трудом сдерживала себя. Но, всё же, вынесла этот груз. Держать в тайне было очень трудно. Опасалась, что станете сопротивляться, скандалить. Потрачен годовой бюджет всей семьи. Моя страховая пенсия. Чтобы её получить, пришлось лишить себя официального присутствия в обществе. Все невыкупленные абонементы Лизы, тоже внесли вклад в это предприятие. Ну, и ваша кредитная карточка, которую вы мне любезно доверили, тоже на сегодняшний день пуста. (Смеётся.)
ВЛАДИМИР – Не пойму, что вас так веселит?
ПРАСКОВЬЯ – Ну как же? Ведь мы здесь! То есть всё, исключительно всё получилось, дорогой Владимир.
ВЛАДИМИР (строго)  –  Так Вы знаете, что произошло с нами?
ПРАСКОВЬЯ  – Конечно. Это же я всё устроила!
ВЛАДИМИР (помрачнел, прикладывая руку к сердцу)  – Что именно?
ПРАСКОВЬЯ – Как бы это сказать. Присядьте.
ВДАДИМИР (присаживается) – Вы меня пугаете!
ПРАСКОВЬЯ – Глубоко вдохните и задержите дыхание. Держите? Так вот, мой дорогой зять, Вы переместились в другое измерение и на другую планету.
ВЛАДИМИР (после паузы на резком выдохе)  –  Нет.  (Смеётся.)
ПРАСКОВЬЯ (с улыбкой)  –  Да.
ВЛАДИМИР (серьёзно)  –  Нет.  Нет.
ПРАСКОВЬЯ (радостно)  – Да. Да.
ВЛАДИМИР (багровеет)  – Нет. (Резко вскакивает.) Только не это.  Моя тёща – фантазёрка!? Об этом знают все! (У него перехватывает дыхание.)   Но эта фантазия не возможна!   (Хватается за чемоданы.)
ПРАСКОВЬЯ (строго)  –  Оставьте, (Владимир удивлён сменившемуся тону тёщи.)  другой мебели пока нет, а присесть захочется. Вы же видите, что вокруг ничего, кроме воды, воздуха и солнца нет. Будьте благоразумны! Мы с вами находимся  на совершенно молодой, можно сказать,  девственной, если это вас не смущает,  планете.
ВЛАДИМИР (в ужасе)  – Но как?  Как мы здесь очутились?  (Садится на чемодан.)
ПРАСКОВЬЯ (садится на другой чемодан, складывает зонтик, в прежнем, ласковом тоне)  –  Не привычно комфортно, не правда ли? Не холодно, и не жарко. Планета занимает самое удобное место в солнечной системе.  Соберите всех,  кто прибыл с нами.  Лизу,  Ванечку,  Анечку и  её друга, Димочку. И тогда мы всем всё объясним.
ВЛАДИМИР  –  Кто это мы? (Осматривается.)   Здесь ещё кто-то есть?
ПРАСКОВЬЯ – Конечно. Тот, кто пригласил нас.  Хозяин этой планеты.
ВЛАДИМИР  –  Вежливое приглашение.  Ничего не скажешь.  А почему именно нас?
ПРАСКОВЬЯ  –  Он мой друг и я его попросила.
ВЛАДИМИР (изумлён)  –  Вот так сюрприз!  Моя тёща дружит с инопланетянином!  Какой бред!    И кто же он?
ПРАСКОВЬЯ – Немного терпения. Всему своё время.
ВЛАДИМИР  – Конечно, если учесть, что это понятие здесь отсутствует. Время остановилось. Только ваша инициатива смахивает на похищение. На дерзкое похищение. Не находите? Нас даже не поставили в известность.
ПРАСКОВЬЯ – Вы бы отказались.
ВЛАДИМИР – Как знать. (Пауза.)  Что ж!  Пойду за детьми. (Встаёт.)  А почему они выросли? Другое измерение? Тогда, мы тоже постарели. Лиза устала и ушла отдыхать. Можете сами ей всё рассказать.  Думаю, она будет в бешеной радости или радостном гневе.
ПРАСКОВЬЯ (с улыбкой) – Это состояние для неё норма. Не помню, чтобы она была хоть чем-то довольна. Меня постоянно мучает вопрос.  Зачем Вы настояли на моём переезде к вам?
ОТЕЦ  –   Это было моей ошибкой.  Пойдёте к ней   или мне  позвать?
ПРАСКОВЬЯ  –  Отправляйтесь за внуками.
ОТЕЦ  –  Как скажете. (Быстро уходит.)
ПРАСКОВЬЯ – Теперь, приготовимся к главному сражению. Зять, однако, оказался, на удивление,  стойким парнем!  (Осматривается.)  Чуча, ты где?
ЧУЧА – Рядом.
ПРАСКОВЬЯ (наклоняется и достаёт с обратной от зрителя стороны чемодана большую куклу) – Спрятался?  Приготовься к нападению. Ты готов?
ЧУЧА  –  Страшно!  Они привыкли ко всему земному.
ПРАСКОВЬЯ (не скрывая волнения) –  Они привыкли всё земное потреблять, но ничего не создавать взамен. Вот пусть попробуют. Пусть испытают!  Главное:  воздух, воду и солнце ты им даёшь.  Что ещё нужно для жизни человека?
ЧУЧА – Трудно отказаться от привычного уклада?
ПРАСКОВЬЯ  – Никто не спорит. Главное, приоритеты. Я управляю своей волей или воля управляет мной.  Вот и посмотрим, чья возьмёт!
ЧУЧА  –  Ты смелая?
ПРАСКОВЬЯ – Мне терять там было нечего. Дочь с каждым днём отдалялась, внуки находились в полной изоляции от меня, а ровесники и друзья ушли в мир иной. Что у меня осталось на земле?  Оторвав своих внуков от зомбирования в гонке за фальшивыми ценностями, я почувствую себя снова нужной. 
ЧУЧА – Ты очень смелая. Приготовься, твоя дочь проснулась и осматривает корабль.  Я задержу её на время.
ПРАСКОВЬЯ – Там же темно?
ЧУЧА – Я включил освещение и перекрыл выход.
ПРАСКОВЬЯ –  Ну, да!  Ты же управляешь кораблём с помощью мысли.  Эх, мне бы так!  А  внуки? Ты их видишь?
ЧУЧА – Анюта в растерянности, а мальчишки весело бегут сюда. Они довольны и будут на твоей стороне.
ПРАСКОВЬЯ – Это радует.  А что с зятем?
ЧУЧА –  Пока успокаивает дочь. Думаю, с ним будет сложнее. Тебя он принимает за сумасшедшую.
ВАНЯ (вбегает, за ним Дима) – Бабуленька! Как здорово, что ты с нами. (Обнимает и целует Прасковью.)  Вау! Вот это приключение! Это так круто!  Это правда, что сказал отец?
ПРАСКОВЬЯ (любуясь внуком, смеётся) – Да. Познакомься с моим другом. Его зовут Чуча.
ВАНЯ (смеётся)  – Вау!  Какой прикольный.  Здравствуй, Чуча!
ЧУЧА – Здравствуй, Ваня. Тебе нравится на моей планете?
ВАНЯ –  Здесь так клёво!  Очень нравится!  Сколько дней мы можем здесь провести?
ПРАСКОВЬЯ – Этот вопрос мы обсудим позднее. Дима, познакомься с нашим гостеприимным другом.
ДИМА (в недоумении кланяется) – Здравствуйте! (Улыбаясь.)  Я не ожидал такого финта, ну, поворота. Можно будет сообщить моим шнуркам, то есть,  родителям, что я жив и на твоей планете? А лучше сообщить, что я здесь не один. С Аней и Ваней, и с его бабушкой Прасковьей.
ЧУЧА – Сложно, но такая возможность есть.
ПРАСКОВЬЯ (ласково)  – Какой чуткий мальчик. Беспокоится о своих родителях. Вот, Ваня, бери с него пример.  Такое редко встретишь на земле.
АНЯ (входит с отцом, пожав губы)  –  Скажи, что это розыгрыш!
ПРАСКОВЬЯ (улыбаясь)  –  Поздороваться не хочешь?
ВАНЯ (прыгает вокруг)  – Это не розыгрыш, Анька! Это не розыгрыш! Это правда! Представляешь, какая жизнь начнётся!  Мы на планете Чучи!
АНЯ (морщась)  – Чучи?  Это кто?
ЧУЧА – Это я, Чуча. Вы на моей планете. Она ещё очень молодая и на ней даже зелёных насаждений нет.
АНЯ – Это я уже заметила.  И  что мы будем делать на твоей пустой планете?
ПРАСКОВЬЯ (ласково) – Жить, внученька. Сеять траву, сажать деревья. Мы слишком поздно понимаем, что смысл жизни заключается в самой жизни, в ритме каждого дня и часа. Так кто-то очень хорошо сказал.   А теперь поцелуй бабушку и поздоровайся с нашим другом!
АНЯ (отступает)  – После того, что я услышала?  (Натыкается на брата.) 
ВАНЯ (подталкивает сестру) – Тебя не учили здороваться!
ДИМА (строго Ивану) – Полегче, дружище!
АНЯ (злобно набрасывается на Ивана) – Я же тебя сейчас порву,  хоть ты и переросток! Только тронь меня!
ВЛАДИМИР (встаёт между ними) – Ну-ка, прекратите! Давно не ссорились? 
ПРАСКОВЬЯ (Чуче)  –  Видал, какие детки у нас!  (Ане.)  Всё зависит от нас, внучка. Чистый воздух, чистая вода и добрые взаимоотношения продлят вашу жизнь на сотни лет.  Чуча предоставляет нам свой корабль. Там всё необходимое для нашей жизни имеется. Мы построим своё жилище…
АНЯ – Мы должны ещё что-то  строить?
ПРАСКОВЬЯ (с улыбкой) – И не только строить. (Радостно.) Выращивать продукты, готовить из них еду, шить одежду и украшать наш быт. Представляешь, мы можем всё делать для себя сами.  В общем, самим обеспечивать себя во всём. Раньше для тебя всё делали другие.  Ты не представляешь, сколько радости приносит вещь, которую придумал и сделал сам.
ВЛАДИМИР (заливисто хохочет)  – Не ожидал от Вас, дорогая моя Прасковья Петровна, столь наивной мысли. Это им не дано!  Они не смогут.  Вы вспомните, как они вели свою жизнь там, на Земле.  Анна пуговицу без вашей помощи пришить не могла.  Иван и вовсе шнурки так и не научился завязывать.  Что они здесь смогут?
ВАНЯ (оскорблено)  –  Ну, знаешь ли!  Это ты не сможешь. Зачем мне были шнурки, если вся обувь на липучках.
ВЛАДИМИР (очень ласково) – Ванечка, но ты же,  молотка в руках не держал.
ВАНЯ (хмуро)  – Я в доме не видел ни одного молотка. Ты-то его держал? Гвоздь вбить приглашал спецов!  Так что, успокойся. 
ПРАСКОВЬЯ (весело)  – Молодец, Ванюшка! Утёр нос папульке! Но не волнуйся.  Бабушка позаботилась и захватила все необходимые инструменты.
ВЛАДИМИР (в сердцах)  –  Мама, ему только ещё 10 лет! 
ВАНЯ  –  Хэ!  И что из этого? На мне можно крест поставить?  Вы взрослые нас даже не спрашиваете, что нам нужно. Навязываете нам то, что нас делает такими тупыми  неумехами.  Разве ты меня чему-то научил?
ВЛАДИМИР – Думаешь, я многое умею?
ПРАСКОВЬЯ – Не волнуйтесь,  учебники я тоже захватила.
ВАНЯ (уныло)  – Опять учебники!
ПРАСКОВЬЯ – А как же, Ваня? Без ученья.
ДИМА – А мне нравится учиться. Только не всегда удавалось. Надо было зарабатывать своим трудом. Сами знаете, родители у меня артисты. Гастроли, переезды.
ПРАСКОВЬЯ –  Вот и замечательно.  Дима будет учиться, и учить тебя.   Я взяла только самые необходимые учебники. Ты захочешь ими воспользоваться, когда что-нибудь будет не получаться.
АНЯ (кричит)  –  Прекратите! Прекратите же, наконец! Может, обо мне вспомните?   Мне страшно! 
ДИМА – Чего ты боишься, Аня?
АНЯ – А тебя не пугает?  Мне только 11 лет.  А как же школа? Чему я могу здесь научиться?
ВАНЯ (сквозь смех)  –  Не смеши меня, про школу вспомнила.  Это на второй день?  Так мы тебе устроим школу.  (Пародирует учительницу.) Аня, ты опять не выучила урок. Опять одни Ранетки на уме? Садись, два.  Завтра придёшь с мамой.
АНЯ (злобно) – Это тебе была не нужна школа. Постоянно прогуливал. Думаешь, не знаю? Из-за отца держали тебя в этой школе.
ВЛАДИМИР (вопросительно смотрит на Ивана) – Это для меня новость. Продолжай, дочка.
АНЯ (смутилась на грозный жест брата)  –  Вот пусть он и остаётся здесь. А меня верните на Землю. У меня там подруги, любимые учителя… Мульты, сладости, музыка.  Меня кто-нибудь спросил? Нужна мне эта планета?
ДИМА (восхищаясь) – Но, это же, здорово, Аня! Круто! У тебя есть собственная планета.
АНЯ –  Собственная?  Здесь же ничего нет!   Не представляю, как я буду здесь жить!?  Можешь на пару с ним оставаться.  Я тебя не держу. Но если ты мне друг, то должен меня вернуть на Землю.
ДИМА – Ты же слышала, здесь можно жить.
ВАНЯ (смеётся)  – Это ты для неё друг?  Чтоб было кому орешки тырить.  Просто удобная очередная прислуга. Как папа. Как бабушка. Да и матушкой она управляет искусно.   (Дима угрюмо садится.)
АНЯ (брату)  –  Сволочь!  (Диме) Это не правда, Димочка. Не слушай его.
ВАНЯ (смеётся) – Что, нечем крыть? 
АНЯ (в бешенстве кричит) - Я хочу домой! Я хочу домой! Папа, слышишь?  Где мама? Мама!
ВЛАДИМИР – Прасковья Петровна, приготовьтесь.
ВАНЯ (переходит к бабушке, за ним следует Дима, и они пожимают друг другу руки) – Бабуля, мы с тобой!
АНЯ (Диме) – Предатель!
ПРАСКОВЬЯ (Чуче) – Видал, внуки со мной! Выпускай тяжёлую артиллерию, будем отбиваться.
ВЛАДИМИР – Учтите, я буду на стороне жены.
ЛИЗА (стремительно сбегает с трапа) – Это что же такое? Что здесь происходит?  Кто меня запер? То открывается, то закрывается. И ни одной кнопки!  (Поражена присутствию своей матери.)  А ты что тут делаешь? Как ты здесь оказалась?
ПРАСКОВЬЯ  –  Лиза, ты главное успокойся.  Вот сядь сюда, на чемодан,  успокойся  и  послушай.
АНЯ (волнуясь)   – Мама, я здесь жить не буду! Не буду!
ВАНЯ (перебивая)  – Мама, не слушай её, она дура!
ПРАСКОВЬЯ (упрекая)  – Ваня, следи за своей речью. Анечка не понимает.
ВАНЯ  –  Вот я и говорю, дура!
ЛИЗА  –  Я слушаю.  (Ане.)  Можешь жить,  где хочешь!
АНЯ  –  Только не здесь!
ЛИЗА – У тебя есть выбор?
ПРАСКОВЬЯ (ласково)  –  Видишь ли, доченька, мне стало страшно там, на Земле.  Войны, катастрофы, криминализация общества, поголовное мошенничество и всеобщее равнодушие к будущему. Наркотики, алкоголь, экология.  Я устала жить в постоянном страхе за вас, за своих внуков…
ЛИЗА (волнуясь)  –  Ближе к делу, мама.
ПРАСКОВЬЯ  –  Год назад, Чуча…  (Неожиданно.)   Познакомься, милая, это Чуча. (Чуча кланяется Лизе.)  Он предоставил нам свой корабль и пригласил на свою планету. Я не поставила вас в известность, потому что боялась, что не согласитесь.  Тебе здесь понравилось? Вода чистейшая. Солнышко ласковое. А небо? Ты взгляни на небо. Синее-синее.
ЛИЗА – Я ровным счётом ничего не поняла. Кто такой Чуча?
АНЯ (злобно)  – Тупая, что ли?
ЛИЗА (удивлённо)  – Ты это мне?
АНЯ (нервно)  – А кому же ещё?
ЛИЗА (спокойно встаёт, подходит к дочери и наотмашь даёт пощёчину) – Не смей, слышишь, не смей так со мной разговаривать!
АНЯ (бросается к отцу) – Папа! Папа! Она меня ударила! Она ударила меня!
ВЛАДИМИР (строго)  –  Сама виновата.
ЛИЗА (благодарно взглянув на мужа)  –  Мама, ещё раз.
ВАНЯ  –  Отстань от бабушки!  Я тебе всё…
ЛИЗА (перебивает)  –  Помолчи, я не с тобой разговариваю.
ПРАСКОВЬЯ (спокойно) – Не горячись, дочка. Мы на другой планете. Надеюсь, здесь мы будем всегда рады друг другу. Главное, не нужно притворяться, быть кем-то. Здесь мы можем оставаться самими собой.
ЛИЗА (нервно смеётся и обходит всех присутствующих, ища хоть намёк на розыгрыш) – Это что, название курорта? Да? «Другая планета». Да? Интересное название. (Прасковье.)  Ты посоветовала сюда приехать? И где то, что обещано в проспектах?  Где? Где отели, номера, массажистки?  Где прислуга с двумя завтраками? 
ВЛАДИМИР (спокойно) – Это не курорт, Лиза. Это другая планета в солнечной системе.  (Чуче)  У неё есть какое-то название, Чуча?
ЧУЧА – Номер. Только номер.  Если хотите, дайте название.
ВАНЯ – Так и назовём, планета «Чуча»
ДИМА (весело)  - На земле мы назывались – земляне. А здесь как?
ВАНЯ – Чучане! Ты чучанин и я чучанин. А Анька – чучанька!
ЛИЗА (нервно смеётся)  –  Перестаньте нести чушь!  (Прасковье.) Вот что я тебе скажу, мама. Вы с этим Чуней просто злостные похитители и захватчики! Я сравняю его планету с землёй, если он не вернёт меня обратно домой!
ЧУЧА – Было бы замечательно. На планете ровная поверхность. Здесь нет гор.
ЛИЗА (раздражённо) – Нет, я не могу!  Да он просто плантатор. Зачем мы ему понадобились?
ПРАСКОВЬЯ (взволновано)  – Дочка, тебе предложили целую планету. На, пользуйся. Выращивай на ней цветы, воспитывай детей, люби своего мужа. Будь хозяйкой на целой планете. Что ещё нужно для полного счастья!    И это не мы ему понадобились, а он нам. Как ты  не понимаешь?  Мы единственная семья, которая имеет в своём распоряжении собственную планету! Понимаешь? 
ЛИЗА (ехидно) – Всё прекрасно понимаю. Ты как всегда наивно поверила? (Хохочет.)  Очередной проходимец, вешает тебе лапшу, а ты поверила?  Мы, значит, горбаться, вспахивай, строй, а он сядет на нас, как сейчас на тебя, и будет  погонять.
ЧУЧА – Меня хотят обидеть?
ПРАСКОВЬЯ (ласково Чуче) – Не обращай на неё внимание. Это шок. (Лизе.)  Неужели я тебя воспитала злой, непримиримой и грубой?
ЛИЗА (смутилась) – Извините меня! (С удивлением трогает свою голову.) Это я от страха. Нет, я не боюсь, но мне страшно. (Зажмурилась.) Это не мои слова. (Смотрит на Чучу.) Разрешить детям управлять твоей планетой? (Чуча кивает.)
ПРАСКОВЬЯ (встаёт) – Думаю вам ясно. Теперь вы всё знаете. Пойдём Чуча, пусть сами решают, а мы займёмся завтраком. Всё равно, обратной дороги нет, а питание для землян остаётся главной необходимостью. Владимир, идёмте со мной. Мне понадобится Ваша помощь.    (Уходят, зять, пожимая плечами, следует за тёщей.)
               
                Пауза

ЛИЗА (растерянно)  –  Почему обратной дороги нет?  Мы что, не сможем вернуться?
ВАНЯ – Мама, что тебе не нравится?
АНЯ – А что здесь может нравиться?
ДИМА – Вся планета принадлежит нам. Нет зависимости. Никто тебе не скажет, что ты ещё мал или что уже поздно.   Требовать того, чего ты не хочешь делать.
АНЯ – А я и дома ничего не делала. И здесь ничего делать не буду. Я этому Чуне такую жизнь устрою, сам на Землю меня отправит!
ВАНЯ (хохочет) – Вы только посмотрите на эту мстительницу! Что ты можешь ему сделать?
АНЯ – Придумаю!
ЛИЗА – Нет, Аня, не придумаешь. Он читает наши мысли. Это он через меня предложил управление планетой передать вам.
ВАНЯ – Это ты серьёзно?
ЛИЗА – И самое интересно, что я хочу с ним согласиться, но что-то внутри меня сопротивляется. Я чего-то боюсь.
ДИМА – А чего тут бояться. Вы же будете рядом.  (Бросается на помощь к Прасковье, Ваня уходит за ним.)
ЛИЗА – Какой у тебя славный друг, Аня. Это о чём-то говорит. (Улыбнулась.) 
АНЯ (надувшись) – Он мне не друг! Пусть Ванька с ним дружит.
ЛИЗА – А ведь он в тебя влюблён. С Ванькой пусть дружит, а тебе голову кружит.  Ладно, (смеётся) подрастёшь и всё поймёшь. Хоть ты и большая у меня, но ещё маленькая.
АНЯ – Какая-то ты странная стала. Никогда тебя такой не видела.
ЛИЗА (смущённо) – Какой?
АНЯ – Ласковой. Я же из-за тебя хотела вернуться. Думала, что здесь нам с тобой будет плохо.  А ты, оказывается, любишь меня.
ЛИЗА (обнимая дочь) – Дурёха, а как же я могу не любить тебя. Ведь я подарила тебе эту жизнь.

С трапа спускаются Прасковья и Владимир. Они выносят складную мебель и выкатывают тележку с посудой и угощением. Дима и Ваня помогают всё расставить и накрыть.

ПРАСКОВЬЯ – Прошу всех к первому завтраку на нашей планете. Каждый найдёт для себя своё любимое лакомство.
ВАНЯ – Здорово! Вот это бабуля!  А где Чуча?
ПРАСКОВЬЯ – Он остался в своём отсеке.  У него там свои лакомства. Обещал вернуться, как только понадобится. Хочу предупредить. Он не только всё слышит, но и знает все наши мысли. Поэтому, давайте не будем его обижать. Мы у него на планете.
ЛИЗА (спокойно) – Заметь, не по своей воле.   
ВЛАДИМИР  –  Что ж, давайте думать, как  будем жить. На Земле за нас думали власти, а здесь нам предлагают полную свободу. Правильно я излагаю, Прасковья Петровна?
ЛИЗА – Ты что, сдался?  А как же твой бизнес?
ВЛАДИМИР (смеётся) – Мой бизнес? Он что, нужен на Земле?  Там кто-то осиротел?  Постоянно жить в страхе от конкурентов, от бандитов, от налоговой службы? (Кричит.)  Я устал. Мой бизнес был нужен только вам! (Мрачно.)   А вам что? Сыты, обуты и подавай  развлечения. Хоть бы кто-нибудь спросил меня, папа, чего тебе хочется? (Дочери.) Так нет, папа дай, папа купи!  (Лизе.) А для тебя я и вовсе просто финансовый источник, не более. Ах, да, надо добавить, ещё личный извозчик.  (Ване.)  Давайте поиграем: «Счастливая семейка» на Луне!  Нам же всем предписано, как мы должны работать, вести свой образ жизни. Нам показывают фальшивые образцы поведения, взаимоотношений, а вы строго им соблюдаете. Словно мои детки и не мои вовсе, а из разных телесериалов.  Но я вижу, Ваня, ты на стороне бабушки, и хочешь вести свою игру. Может, возьмёшь меня в свою команду?
ВАНЯ – Если примешь наши правила. 
ЛИЗА (встала, прошлась)  – Это что, бунт? (Прасковье.)  А ты, разве не навязываешь нам другой образ жизни?
ПРАСКОВЬЯ – Да что ты! Милая. У тебя есть возможность самой решать, как воспитывать, как любить, что надевать.  Только лишь, исходя из этого, я решилась.
ЛИЗА – Я немного схожу с ума.  (Устало садится на чемодан, Ване.) И что за правила ты хочешь установить?  Вот пусть Прасковья Петровна  думает. Она всё это заварила.  Плохо ей жилось на Земле?
ВАНЯ (нападая)  – А чего ж хорошего ей было? Неделями с ней никто не общался. (На разные лады.) Привет, бабуля! Пока, бабуля! Отстань, бабуля! Дай денег, бабуля! Дай поесть, бабуля! Убери, бабуля! Постирай, бабуля!  А кто её хоть раз спросил, как самочувствие, не хочется ли тебе чего-нибудь? Что, не так? Она осталась одна, продала дом, перебралась по вашей просьбе к нам.  Бесплатная прислуга.  Ну, возражайте!
ЛИЗА (взорвалась)  – Чего это ты вдруг завёлся? Взрослый стал? Так тебе ещё 10  лет! Не забывай, кто тут право голоса имеет. Она могла бы поставить нас в известность.  (Натыкается на Диму.)  Дима, а ты почему молчишь? Ты ведь тоже попал и не по своей воле. Ты помнишь о своих родителях?
ДИМА (волнуясь) – Конечно, помню. Только я согласен с Иваном. Мне главное сообщить на Землю, чтобы не волновались. Я не самый примерный сын. Но это святое! (Ане.)   Аня, ты не волнуйся.  Я буду тебе во всём помогать.
АНЯ (усмехнулась)  –  Помогать ничего не делать? Обойдусь!
ВАНЯ – Есть захочешь, всё будешь делать.
ЛИЗА – А что делать-то? Что ты тут будешь делать? 
ПРАСКОВЬЯ – Мы не на пустом корабле прибыли. Главное правильно распорядиться всем, что я прихватила с Земли.
АНЯ – И телевизор?
ПРАСКОВЬЯ –  Нет, только не его.   Видеокамеру и монитор. Для твоего папы шахматы, для Вани карандаши, краски и бумагу. Для Димы я прихватила пианолу.
ДИМА – Вы знали, что я играю?
ПРАСКОВЬЯ (улыбаясь) – Об этом мне подсказал Чуча. Кстати, Владимир, он надеется,  что ты научишь его играть в шахматы.
ЛИЗА – Никогда не подозревала, что ты в них играешь.
ВЛАДИМИР – Когда это было? В далёкой молодости. Тогда ещё была возможность выбирать,  не ориентируясь  на бюджет родителей.
ЛИЗА – Для меня ты тоже что-нибудь захватила? 
ПРАСКОВЬЯ – Конечно. Что же это за мать, если не знает тайных пристрастий своей дочки.  В специальном отсеке на корабле лежит сто килограмм разных семян. Цветы, овощи, фрукты, сочные травы. Мы с Чучей подсчитали, что если каждый из нас бросит по килограмму семян, то через полгода его планета станет самой зелёной во всей солнечной системе.
ЛИЗА (по детски, нетерпеливо вскакивает)  - Где этот отсек? Где?
ПРАСКОВЬЯ – Ох, не узнаю свою дочь! Лизонька, что с тобой? Немного терпения. Мы не закончили завтрак и не обсудили дальнейший план действий.
ЛИЗА – Да, какой план, мама?  Опомнись! У нас что здесь, пятилетка? Пусть каждый делает то, что ему хочется. (Стучит себя в грудь.)  Я хочу заполнить эту пустоту как можно быстрей.  Ваня хочет купаться, так пусть идёт, купается. Хоть до посинения.  Как это они любят.  Дима – хочет любить Аню, пусть пишет стихи, поёт ей песни и завоёвывает сердце этой дурёхи.   Владимир – играть в шахматы, думаю Чуча, составит ему компанию.  Только я не пойму, чего хочешь ты?
ПРАСКОВЬЯ (смеётся) – Неужели это так трудно понять, чего хочет убелённая сединой мать, бабушка, тёща и всё ещё женщина?  Может, ты это поймёшь, когда сама станешь бабушкой?
ДИМА (подходит с пианолой на одном плече и с Чучей на другом)  - У меня есть песня, которая может стать гимном нашей планеты.
ЧУЧА – Было бы здорово спеть её для нашей планеты.
ВАНЯ (берёт Чучу к себе) – Моё купание можно отложить?
ЧУЧА – Конечно, ведь мы сейчас будем встречать первый закат. Небо покроется звёздами, которые тоже услышат Гимн моей планеты.
БАБУШКА – И чтобы множество рассветов мы встречали с вами вместе.  (Звучит музыка.  Дима и Ваня исполняют песню Михея: «Так чисто». Герои пританцовывают.  Затемнение.  Звёзды.)

                КОНЕЦ
  Санкт – Петербург, 2009 г.


Рецензии