Жанат Баймухаметов. Помазок от Фрица

Жанат Баймухаметов

Помазок от Фрица: светлой памяти моего деда

                Без сумерек спустилась в чёрном ночь столетья.
                Как его храмы далеки от не рождённого небесного восхода:
                Людская будущность людей
                Когда же засинеет
                Поверх кровавых облаков?

                Альберт Эренштейн (1886-1950)

Сегодня, когда мы чествуем ветеранов Великой Отечественной войны, и тех, кто дожил до сегодняшнего дня, и тех, кто по-прежнему живёт среди нас, мы ощущаем боль за то, что пришлось вынести поколению наших отцов и дедов. Трудно, да и практически невозможно предать забвению самое святое нашего народа, а именно его память о годах великого испытания, которое он с честью выдержал.
Описывая события военных лет учёные историки, как известно, располагают их по определённой схеме повествовательной конструкции, проявляя в первую очередь интерес к сюжетам, где идёт речь о государственных деятелях, полководцах, сражениях, договорах, причинах и исходах войны. Никто не собирается ставить под сомнение огромную роль личности в истории. Однако в наши дни в исторической науке установилось альтернативное чтение с акцентом на истории как победителей, так и жертв. И в этом смысле, наш народ можно считать как победителем, так и жертвой, ведь по завершению войны каждый советский человек оказался в окружении полнейшей разрухи, не говоря уже о масштабных людских потерях, которые, так или иначе, определяли суровый психологический климат в нашей стране.
Обмен воспоминаниями, а отнюдь не партийные и не пропагандистские идеи, - вот, что сегодня, на мой взгляд, может быть решающим в деле осознания нашим народом того, откуда он идёт, кем он является и куда держит путь.
Когда мой дед, ветеран войны, Баймухаметов Ахмет Баймухаметович, ушёл из жизни в 1967 году, мне едва исполнилось два года. И по известным причинам я вряд ли мог в то время непосредственно из его уст воспринять его рассказы о войне, о том, в каких сражениях он участвовал, и в каких переделках побывал. И всё то немногое, что я знаю о его боевом пути я знаю со слов своего отца.
Мой дед, Баймухаметов Ахмет родился в 1910 году в селе Аксу Талды-Курганской области. После окончания Ташкентского техникума связи в 1941 году из Алма-Аты был призван на фронт. Был участником Сталинградской битвы с самого её начала вплоть до освобождения Сталинграда. Служил в войсках связи. Во время одной из боевых операций получил контузию. Взрывной волной его засыпало землёй, но однополчане успели его откопать. Здесь мне вспоминаются строчки из одного стихотворения английского поэта Уилфреда Оуэна, участника I Мировой войны, погибшего незадолго до её окончания:

…В порывы ветра вслушиваемся мы, препятствие минуя,
Они подобны бьющимся в агонии людей, лежащих в травах.
Грохочет артиллерия, трясется непрерывно,
Глухие отзвуки иной войны напоминая.
Чем занимаемся мы здесь?

Боль от рассвета всё острее…
Мы знаем лишь войну, дожди и штормовые тучи.
Рассвет свои унылые полки сосредоточил,
Чтоб серые полки атаковать единым строем.
Но ничего не происходит…

На наши лица хлопья падают размеренно и тихо –
Мы в норах съежились, вернувшись к снам забытым,
Глядим в травой поросшие канавы и спим под солнцем беззаботно,
Заваленные там сочащимся цветеньем, где чёрный дрозд всё бьётся в суматохе

И это наша смерть?...

(Перевод мой.- Ж.Б.)

После кратковременного лечения мой дед вернулся под Сталинград в действующую армию маршала Рокоссовского. Лично видел фельдмаршала Паулюса во время его пленения, когда тот незадолго до этого 24 января 1943 года сообщил по рации командованию вермахта: «Дальнейшая оборона бессмысленна. Катастрофа неизбежна. Для спасения ещё оставшихся живых прошу дать разрешение на капитуляцию». И хотя Гитлер капитуляцию запретил, тем не менее, судьба армии Паулюса была предрешена. 2 февраля были разгромлены 22 дивизии, взяты в плен 91 тысяча солдат и офицеров. Войну мой дед закончил в Вене. Был награждён орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта» и др. Демобилизовался в 1946 году в звании старшего лейтенанта. После войны работал заместителем начальника Алма-Атинского почтамта, начальником областного управления связи Алма-Атинской области.
В своё время от деда к отцу, а затем и ко мне, когда пришёл мой черёд служить в рядах вооружённых сил, перешла ценная реликвия – трофейный помазок, доставшийся деду от самого Фридриха Паулюса, когда тот, после пленения в сопровождении деда был доставлен в штаб нашей армии. По рассказу отца, длины щетины помазка, когда тот его впервые увидел, была, по отечественным меркам, весьма внушительных размеров, около 15 сантиметров. К моему великому сожалении, после того, как я вернулся с очередной вахты, на месте помазка не оказалось. Кому-то, видимо, приглянулась уже видавшая виды вещь, драгоценная лишь для меня, как напоминание о моём родном деде, о тех обстоятельствах, которые обеспечили перелом в ходе II Мировой войны.


Рецензии