Правда и истина

(что это такое?)

Правда, жизнь по правде, праведная жизнь и так далее, но что такое, правда, как таковая? Это свод законов, по которым должен жить человек и тогда такой человек называется праведным, то есть живущим по правде.
 
Или это событие, которое имело место быть, в истории народа, человека ли? Или, правда – это закон природы, как например закон Ома, или законы Ньютона? Или это и то и другое, и третье?

Но если это так то, что такое истина? Истинное знание? И бывает ли оно в природе, ведь и закон Ома не выполняется при температурах близких к абсолютному нолю и законы Ньютона не работают в гравитационных полях большой мощности и при скоростях близких к скорости света.

Не получается ли так что и правда и истина понятия относительные. Если мы берем событие имевшее место быть и станем рассматривать его через века и тысячелетия, то эта прорва времени  сработает  так, как температура проводника тока поступит с законом Ома, или гравитация с законами Ньютона?

Не обманываются ли те историки, которые ищут правду-истину в толще времен, перелопачивая горы прямой и косвенной информации, исхитряясь в  следствии по «делу», скажем – автора «Слова о полку Игореве»?

Зададимся крамольным вопросом, а нужна ли  правда-истина, или нам нужно нечто совершенно другое, скажем покой и мир в душе, а вовсе не открытие управляемого термояда, или полетов на Марс. И уж тем более не авторство «Слова…», ибо, что же изменится в нашей жизни, если вдруг откроется что сие произведение написал русич, владеющий в совершенстве языком половецким. Или напротив – написал его сын степи, прекрасно владеющий языком русичей?

Что произойдет, если мы узнаем что Сталин за все годы своего расстрельного времени уничтожил народа меньше чем его уничтожили без всяких расстрелов либерал-реформаторы 90-тых годов прошлого века?

Думаю ни чего существенного, то есть ни кто со стула, или кафедры не упадет. И всё потому что "довлеет дневи злоба его". Обступают человека со всех сторон насущные проблемы его, объективные, им придуманные, но занимающие ум и сердце. Это и есть для человека истина и актуальность в одном лице! И что ему до того, что большая часть его забот и тревог ни что иное как психическое, или нервное расстройство, или того хуже – мировоззренческая болезнь, то есть состояние, когда опора  рассудочной деятельности  зыбкая и скользкая, на живую нитку сшитая из обрывков мировоззренческих концепций разных племен и народов?

И тут мы переходим, может быть к самому главному, более того к самому распространенному заблуждению, будто человеческий рассудок – это непререкаемый авторитет в деле адекватного постижения мира.

Но здравый рассудок даже для самого индивида не является авторитетом! Ведь если бы он являлся авторитетом, то разве существовали бы такие очевидные для рассудка пороки, как алкоголизм и наркомания? Разве бы в здравом уме и рассудке человек вдыхал бы в себя дым табака и других трав без лечебных, то есть рассудком осознанных и одобренных целей?

Внимательное, непредвзятое наблюдение за человеком показывает, что он ни во что ставит авторитет собственного разума. Что есть в человеке некая спонтанная сила куда более мощная и более повелительная, чем все его здравомысленные рассуждения. Но вот парадокс! Ни одна теория человека, базирующая на его здравомыслии, и не пытается отыскать эту силу, выяснить её источник и природу и только религии объясняют этот феномен!

Следовательно, ни о какой адекватности постижения природы и речи быть не может, поскольку в самом себе человек не разобрался и не разобрался в самом существенном. Если разум превыше всего, то почему он подчиняется неведомой силе как раб господину? Значит не он стоит над природой всех вещей, а природа стоит над ним. Все от Фрейда, Юнга и до современных психоаналитиков, (например супер известный Хабборт), базируются на постулатах далеко отстоящих от здравого рассудка.

Но как же прогресс! Воскликнет верующей в человеческий разум. О прогрессе можно ответить словами поэта, правда, сказаны они  им по иному поводу – «это езда в незнаемое» И так:

О прогрессе - ни слова!
На закате, в дыму
он летел бестолково,
а куда?
Не пойму.
Перепончатокрылый,
трехголовый дракон
человеческой силой
до краев напоён.
Долго,
после пролета
здесь, цветы не росли
и все дети - до года
рта открыть - не могли.
С отвращеньем глядели
на своих матерей,
проступали на теле,
метки черных когтей.
Появились пророки,
прорицатели числ,
подводили итоги,
объясняли их смысл.
И поэты - потели
над программной строкой,
двоеполые пели
о любви пребольшой.
Здесь, в ухоженном парке,
у прирученных роз
тихо тлели огарки
с неба сброшенных, звезд.

Вот вам и плоды прогресса, этой гонки, скажем мягко, к тревожной неизбежности всего, что живет и дышит, что мечтает и бредит в мечтаниях и тех, кто уверен в силе своего мышления, в его способности  прийти к конечным и бесспорным истинам.

Единственный путь вырваться из этой иллюзии – Христос: «Я есмь путь и истина и жизнь». Однако и этот путь не прост, и на этом пути человека подстерегают не меньшие опасности, чем на дорогах его веры в собственный разум.

Но это тема иная и к тому же очень раздражающая современного человека, вырванного из родной почвы и брошенного обсыхать на ветрах глобализации.

Разве не бросит  он всякому, пытающемуся уменьшить его боль горькие слова Иова: «Слышал я много такого; жалкие утешители все вы»!
                Прокопьевск май 2011 года.


Рецензии