Кирилл уже победил

Ночью 1 мая канал ОРТ показал фильм А. Аменабара "Агора". В высшей степени интересное кино со всех точек зрения. Атмосфера египетской Александрии 4 века нашей эры воссоздана просто чудесно. А что касается идеологии, то главная героиня фильма - философ-астроном Гипатия, близко подобравшаяся к открытию, которое позднее сделает Коперник.


Крайне интересно и другое - в фильме показаны александрийские христиане того времени. Здесь хорошо просматривается, что в то время христиане - это, скорее, варварская, разрушительная сила, о чем сегодня, привыкнув смотреть на церковь как на хранительницу культурного наследия, забывают. (Кстати говоря, такую же картину дал в своем великолепном романе "Юлий" американский писатель Гор Видал.) Христиане разрушают Александрийскую библиотеку.


Кроме этого, они требуют от властей города - а нужно помнить, что в то время христианство было уже государственной религией Римской империи, частью которой был Египет, - осудить философа-безбожницу Гипатию. В этой связи в конце фильма есть очень интересный эпизод - префект Александрии, ученик и близкий друг Гипатии, просит ее принять крещение хотя бы формально, чтобы, став номинальными христианами, бороться с христианами-фанатиками, а главное - с их лидером епископом Кириллом (тем самым, которого позднее канонизируют). В ответ на это Гипатия говорит вещие слова: "Кирилл уже победил". Их смысл метафорический - Кирилл, то есть христианский фанатизм, уже одержал победу, неважно, примем мы крещение или нет, неважно, сможем ли мы заместить Кирилла другим, более лояльным к нам, епископом. Префект не может этого понять.


Как можно воспринимать такой фильм сегодня? Естественно, как непосредственно связанный с современностью. И не только с современностью, но и с нашей страной. Патриарх Кирилл - с его навязчивым стремлением заполонить все сферы жизни общества - уже победил. А наши политики, уверенные, что все мы должны принять крещение хотя бы номинально - чем не тот самый наивный префект Александрии? Эпохи меняются, но исторические процессы во многом аналогичны - есть фанатики, и есть свободные мыслители, гонимые (я забыл сказать, что Гипатию в конце фильма убивают), но одновременно двигающие человечество вперед. Это банально, это отдает советскими учебниками, но это правда. Потрясающие эпизоды фильма - на улицах Александрии столкновения язычников и христиан, а Гипатия созерцает звездное небо.


Одно обнадеживает - если такой фильм показали по каналу ОРТ (пусть и ночью), обычно специализирующемуся на пропоганде лозунга "народ и церковь едины", значит, не все еще потеряно, значит, есть и там Силы Разума.






03.05.11.,
Петербург

            


Рецензии