3. 3. Этот день победы...

Пятый год ощущение пустоты и отсутствия праздника *со слезами на глазах*. Праздника, когда в доме звучала музыка военных лет, и был он наполнен друзьями и цветами. Одиноко стоит фотография и возле нее две вазы – в одной тюльпаны, в другой нарциссы. Рядом сиротливо лежат три ордена и одиннадцать медалей.

Сегодня я хочу, чтобы Вы вместе со мной вспомнили о моей маме – Евгении Ивановне Магницкой, посмотрели на нее моими глазами. Она обожала цветы, и обычно говорила, что цветению каждого из них своя пора. Настало время  рассказать и о ней.

Шел июнь 1941 года. Мама сдала экзамены за 4 курс. И… 22 числа прозвучало страшное слово, перевернувшее всю ее жизнь – война. Каникулы были отменены, с июля месяца вновь начались занятия – бесконечные лекции и практика, целыми днями. Обучение проводилось по ускоренной программе. А по ночам приходилось вздрагивать от звуков воздушной тревоги. В октябре 200 студентов МОКИ стали врачами. Так раньше назывался  4-й московский медицинский институт, позднее переведенный  в Рязань.

Не было традиционного выпускного бала. Никаких торжественных мероприятий. В канцелярии коротко говорили: “Распишитесь здесь и здесь…”. И только в коридоре молодое поколение врачей могло рассмотреть свои дипломы и  военные предписания. Бывшие студенты покидали родной институт. Многие сразу же отправлялись на фронт.

Затемненные окна, мешки с песком, аэростаты, потоки военных, эвакуация заводов и учреждений. Именно такой осталась в памяти мамы Москва. Почти две недели потребовалось ей, чтобы добраться до родного дома, дорога до которого ранее занимала менее одного дня. Сразу началась работа в качестве педиатра-инфекциониста. Антибиотиков для лечения этих заболеваний еще не было. Многие дети умирали. Часто рассказывала она о малышке, скончавшейся от менингита. Мама страдала от своей беспомощности, и эти воспоминания сохранила на всю жизнь.

Непосредственно с войной она столкнулась лишь в мае 1942 года. Сохранился первый документ тех лет – пожелтевшее от времени Удостоверение, согласно которому мама прослужила 2,5 месяца в должности врача-ординатора на Санитарно-транспортном судне. Отчетливо видны подписи – начальник СТС № 3821, военврач Кобьзева, военком - батальонный комиссар Шашков. А далее привожу отрывок из воспоминаний, написанных её рукой: «С трудом добралась до Рязани. Получила назначение на пароход – плавучий госпиталь. Затем перевели на санитарно-транспортное судно. Это была обыкновенная баржа, внутри с 2-х ярусными нарами, которую тащил пароходик. Перевозили по Волге раненых из Рязани в Горький. Я – единственный врач на более чем 80 человек. Рядом лишь начальник судна. Много тяжелых раненых в гипсе, с высокой температурой. Стоны, кашель со всех сторон. Вот так я впервые столкнулась с потоком людского горя”.

Много мама написала таких листочков с эпизодами из военных будней. Приходилось выступать перед сослуживцами и каждый раз хотелось рассказать ей о чем-нибудь новом. Вначале на торжественных собраниях в больнице  их маленький *военный коллектив* состоял из семи человек, а на последнем, котором она присутствовала, было уже трое.

Хочу дополнить её рассказ тем, что удалось запомнить из наших разговоров. Их суденышки шли один за другим, цепочкой и неоднократно подвергались бомбардировке с воздуха. Однажды снаряд попал прямо в середину впереди идущего судна. Пламя… Крики… Погибли почти все. Эта ужасная ночь также осталась в памяти мамы навсегда. Сочетание страха и бессилия!

Таковы факты. А теперь представим на минуту, что было ей  в то время около 23 лет. Опыт работы – минимальный, всего полгода. А рядом лишь один врач на другой барже, то же женщина, и десятки страдающих раненых и больных, бывших солдат и офицеров. Самый настоящий сгусток боли. Это было время проверки не только профессиональной значимости, но и мужества.

А затем путь от Подмосковья по смоленской и белорусской земле вплоть до Польши с армейским госпиталем легко раненых в составе Западного, затем 2-го Белорусского фронтов. Госпиталь следовал за армией, поэтому всегда находился недалеко от линии фронта. Поступали раненые и больные с четко обозначенным сроком лечения до одного месяца, которые затем вновь возвращались в строй. Был он рассчитан на 1000 человек и состоял из трех хирургических, терапевтического и кожного отделений.

День Победы встретила она в местечке Пшасныш на территории Польши. По ее воспоминаниям – это был день слез. Слез счастливых и горьких одновременно: радовались победе и вспоминали погибших друзей и коллег.

Мама была демобилизована в 1946 году. Началась мирная жизнь. Спустя несколько месяцев вышла она замуж, за своего бывшего одноклассника, нашего папу. Он также был на фронте, как и ее единственный брат Александр. Повезло. Все вернулись живыми.

Сколько труда и души вложила мама в воспитание детей, а затем своих внуков. Всегда была рядом, готовая поддержать и успокоить. И не только нас, но и всех нуждающихся в помощи, далеко не всегда медицинской. К сожалению, только с возрастом мы начинаем понимать насколько важно такое внимание. Главное, что в памяти близких останется образ этой светлой и щедрой женщины, нашей мамы. Нашей – поскольку выражаю свою любовь уже не только от себя, но и всей семьи. Не перестаю удивляться и восхищаться - столько перенести в жизни и суметь сохранить на долгие годы душевное тепло, чувство сострадания. Дано это далеко не каждому. Но таково было поколение. В этом заключалась его сила.


Послесловие. Слишком поздно стали чествовать наших ветеранов. Приблизительно с 1996 года. Именно в этот год пришло почтовое поздравление от Министра обороны Российской Федерации П.Грачева, затем стали они поступать за подписью И.Сергеева   и  С.Иванова Сохранились три поздравления из канцелярии Президента России Б.Ельцина, пять – от Президента Российской Федерации В.Путина и десять от местной власти. На всех открытках традиционный набор пожеланий - своеобразная память для потомков, мгновения истории.

9 мая 2010 года

Фото из семейного архива. В день получения первого ордена.

 


Рецензии
Бессмертный полк...
Спасибо за Вашу Память.

Василий Овчинников   28.12.2017 07:01     Заявить о нарушении
Василий, благодарю Вас! Осталась только память...

Галина Магницкая   28.12.2017 07:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 33 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.