Страх рабства

Рабство - крайняя степень зависимых отношений, представляющий собой право собственности на человека как на вещь. Обычными атрибутами рабства были торговля рабами и внеэкономическое  принуждение их к труду на рабовладельца. Часто господство над личностью раба включало в себя право рабовладельца (даже частного лица) произвольно применять к нему любое наказание вплоть до смертной казни. Обращенные в рабство за неуплату долгов, за совершенные преступления и т.д. Рабы не обладали правоспособностью, они не являлись субъектами, а объектами права, вещами[Юридический словарь М.: Институт новой экономики, 2009,с.830].
Н.А.Бердяев в своей книге "О рабстве и свободе человека" заявляет, что человек находится в рабстве, он часто не замечает своего рабства и иногда любит его. Но человек стремится также к освобождению. Освобождение человека есть требование не природы, разума или общества, как часто думают, а духа. Никогда не дает освобождения простое бегство от реальности или отрицание реальности. Духовное освобождение есть борьба. Но так сложна человеческая природа и так запутано его существование, что из одного рабства он может впасть в другое, впасть в абстрактную духовность, в детерминирующую власть общей идеи.Духовное освобождение человека есть реализация личности в человеке. Это есть достижение целостности. И вместе с тем это есть неустанная борьба. Основной вопрос реализации личности не есть вопрос о победе над детерминацией материи. Такова лишь одна сторона. Основной вопрос есть вопрос о целостной победе над рабством. Мир плох не потому, что в нем есть материя, а потому, что он не свободен, порабощен. Тяжесть материи произошла от ложной направленности духа. Основное противоположение не духа и материи, а свободы и рабства. Духовная победа есть не только победа над элементарной зависимостью человека от материи. Ещё более трудна победа над обманными иллюзиями, ввергающими человека в рабство, наименее сознаваемое. Зло в человеческом существовании является не только в открытом виде, но и в обманном образе добра. Идолы, которым поклоняется человек, принимают образы добра. Порабощает человека не только реальный грех, но и одержимость идеей греха, съедающей всю жизнь. Это одно из рабских извращений духовной жизни. Рабство, ощущаемое человеком как насилие извне и ненавидимое менее страшно, чем рабство, которое прельщает человека и которое он полюбил. Победа духа над рабством есть, прежде всего, победа над страхом, над страхом жизни и страхом смерти. Киркегардт видит в страхе-ужасе основной религиозный феномен и признак значительности внутренней жизни. Библия говорит, что начало премудрости — страх Божий. И вместе с тем, страх есть рабство. Как это согласовать? В этом мире человек испытывает страх жизни и страх смерти. Этот страх ослаблен и притуплен в царстве обыденности. Организация обыденности стремится создать безопасность, хотя, конечно, не может совершенно преодолеть опасности жизни и смерти. Но, погружаясь в царство обыденности, схватываясь его интересами, человек отходит от глубины и от беспокойства, связанного с глубиной. Гейдеггер верно говорит, что das Man притупляет трагизм жизни. Но все противоречиво и двойственно. Обыденность притупляет страхи, связанные с глубиной жизни и смерти, но создает свои, другие страхи, под властью которых человек все время живет, страхи, связанные с делами мира сего. Страх может быть более высоким состоянием, чем легкомысленное погружение в обыденность. Но страх, всякий страх, есть все-таки рабство человека. Совершенная любовь изгоняет страх. Бесстрашие есть высшее состояние. Рабский страх мешает раскрытию истины. Страх порождает ложь. Человек думает защититься от опасности ложью, он на лжи, а не на истине воздвигает царство обыденности. Мир объективации весь проникнут ложью. Истина же раскрывается бесстрашию. Познание истины требует победы над страхом, добродетели бесстрашия, небоязни опасности. Пережитый и преодоленный высший страх может стать источником познания. Но познание истины дается не страхом, а победой над страхом. Страх смерти есть предельный страх. Он может быть низким, обыденным страхом, а может быть высоким, трансцендентным. Но страх смерти означает рабство человека, рабство, знакомое всякому человеку. Человек рабствует смерти. Победа над страхом смерти есть величайшая победа над страхом вообще.
Виктор Франкл выдающийся австрийский врач-психотерапевт, философ и психолог противопоставил страху рабства теорию экзистенциального анализа и логотерапии основанную на стремлении человека к смыслу. Эта теория прошла проверку жизнью в фашистских концлагерях, в которых находился Франкл в годы второй мировой войны. В своей книге "Сказать жизни "Да" пишет, что сама жизнь в рабстве показала, что человек "под давлением обстоятельств" вполне может преодолеть апатию, обуздать раздражение. Что даже в этой ситуации, абсолютно подавляющей как внешне, так и внутренне,возможно сохранить остатки духовной свободы, противопоставить этому давлению своё духовное Я. ... В конечном счёте выясняется: то, что происходит внутри человека, то, что рабство из него якобы "делает". результат внутреннего решения самого человека. В принципе от каждого человека зависит - что, даже под давлением страшных обстоятельств человек может сохранить свое человеческое достоинство - внутреннюю свободу.[c.92-94].
Д.А. Леоньтьев замечает, что созданная В.Франклом логотерапия отвечает на запросы времени и может помочь миллионам больных и здоровых людей. Логотерапия основана на на философии человеческой ответственности, которое он назвал трагическим оптимизмом. Трагический - потому что очень часто зло в человеке оказывается сильнее или даже предпочтительнее для него. "Когда мы подавляем в себе ангела,- он превращается в дьявола". Смысл надо не просто искать,за него надо бороться, и борьба эта тяжела. Нахождение смысла жизни  - это не вопрос не познания, а признания. Так смыслом жизни не может быть наслаждение, ибо оно есть внутреннее состояние человека.
Франкл замечает, что смыслах жизни можно найти "негативное счастье", то есть в отсутствии несчастья и выжить в этом рабстве: "Мы были благодарны судьбе за малейшее облегчение, за то, что какая-то новая неприятность могла случиться, но не случилась...Конечно, всё это жалкие радости, это своего рода "негативное счастье", по Шопенгауэру, -отсутствие несчастья"[с.68].
Человек в рабстве может искать причины для счастья, поскольку сама жизнь уже обладает каким-то независимым от этого смыслом. Но все же уникальность смысла  для Франкла являются позитивные смыслы - ценности творчества в труде, основанным на любви, которая обладает богатым ценностным потенциалом. Индивид, который никогда не любил и не был любим,тем не менее может сформировать свою жизнь весьма осмысленным образом - ценностными отношениями. Жизнь человека сохраняет свой смысл до конца - до последнего дыхания, даже в безвыходных и бессмысленных ситуациях. Возможности активного воздействия на свою судьбу  неисчерпаемы, и их нужно искать и находить.
Однако найти смысл - это пол дела; необходимо еще осуществить его. Человек несёт ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни. Осуществляя смысл своей жизни, человек осуществляет тем самым себя; так называемая самоактулизация является лишь побочным продуктом осуществления смысла. Сверхсмысл - это "подсознательный Бог" в человеческой совести и ответственности, таящийся в каждом человеке, поскольку у каждого человека существует глубинное стремление к общению с Богом (хотя у многих это стремление к Богу вытеснено).

Но существуют навязчивые состояния в виде непреодолимой боязни некоторых ситуаций таких как:
Рабдофобия [синонимы: мастигофобия, пойнефобия] - навязчивый страх боязнь, постоянное угнетающее ощущение наказания за предполагаемое или содеянное действие.
Тиранофобия - боязнь тирана.

Литература:
1. Н.А.Бердяев. О рабстве и свободе человека.
2.В.Франкл. Сказать жизни "Да".Психолог в концлагере.М.:"Смысл".2004


Рецензии
Начиная с "Основной вопрос реализации" должны открываться кавычки: не понятно, где начинается мнение автора, а где цитата.

Леагнус Федотов   11.01.2014 01:52     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.