Герои 31 июня и другие

"31 июня".Много лет слышала об этом фильме  режиссера Леонида Квинихидзе восторженные отзывы, и на слуху были все песни из этого фильма, а вот посмотреть по телевизору его ни разу не удалось.

Отчасти потому, что в советские времена его показали только один раз под Новый год в 1979г. Дальше он был положен на полку, как я узнала из интернета. На разных сайтах называют разные причины.

На одном говорят, что из-за того,что Александр Годунов -ведущий артист балета Большого театра-сыгравший в этом фильме вместе со своей женой Людмилой Власовой -тоже солистской балета-одну из запоминающихся ролей, эмигрировал в 1980г в США.Причем, на сайтах описывается жуткая история, как муж уехал, а жену в США не выпустили,и как трагически в дальнейшем сложилась жизнь замечательного танцовщика в Америке.
 
На другом сайте, из интервью известной певицы Татьяны Анциферовой,исполнявшей песни в этом фильме, узнаю, что, оказывается, было какое-то коллективное, гневное письмо с просьбой запретить показ фильма,якобы не соответствующий морально-нравственным  нормам,мол, слишком у артистов открытые и откровенно вызывающие наряды.(Кстати, мне показалось, как раз наоборот, слишком закрытые платья были на танцовщицах).

Прочитав несколько сайтов по этому фильму, мне стало ясно, что против Татьяны Анциферовой постоянно велись интриги и ее не пускали в эфир.Кто? Остается лишь гадать.Наверное, конкурентки.Слишком хорошо она поет и потому нельзя ее пущать.

Долгое время, еще в советские времена,зная уже наизусть песни Татьяны Анциферовой из этого фильма и другие её известные шлягеры, я никак не могла понять,почему нам ее не показывают.Что от нас скрывают? И почему известные  песни,которые она исполняла,  стали петь уже другие певицы, зарабатывая себе популярность? В чем же секрет, что же за тайна такая? Пластинки с ее песнями были в каждом доме, их слышно было из каждого открытого окна.Но никто из простого народа не знал даже, как она выглядит, и ничего про неё не было известно.

И вот. Только через тридцать лет я увидела в интернете впервые её фотографию и прочла о ней и ее творчестве.
Наконец, повезло и с фильмом, неожиданно в магазине  увидела диск с этим фильмом и сразу
купила.Наконец-то, я его увижу.И вот смотрю.

Действие фильма происходит в двух разных временных измерениях: в 12 веке и в начале 21 века. Главные герои  живут в разных временных эпохах. Принцесса Мелисента - в 12 веке, а художник Сэм Пэнти - в начале 21 века. Фильм создавался в 1978 году, и конечно, у создателей фильма не хватило фантазии о жизни в наше время. Единственное, что они
угадали - это повсеместная реклама.Ни мобильных телефонов, ни компьютеров и интернета, чем заполнена наша жизнь в начале 21 века, они не смогли предугадать, возможно, что спешили с работой над фильмом. Ведь он был создан в рекордно-короткие сроки -полтора месяца.

По сюжету фильма  его главные герои - принцесса Мелисента и художник Сэм Пэнти - полюбили друг друга, преодолев все препятствия и время, и остались вместе в 21 веке.

Принцесса Мелисента( Наталья Трубникова) из фильма "31 июня" необыкновенно хороша,
красива,благородна, скромна и романтична.Она как будто сошла с полотна художника эпохи
Возрождения, настоящая мадонна.Великолепна ее прическа и платье в стиле
средневековья.Необыкновенно хороши и грациозны её руки,точь в точь как на картине "Дама с горностаем". Речь ее достойна, спокойна и величава, каждый поступок,каждое движение она соизмеряет с королевской честью.

При просмотре фильма невольно возникает сравнение с другой известной
картиной о любви - "Обыкновенное чудо".Сравниваешь главных героинь, принцесс, их игру. Видно некоторое сходство в сценарии фильма,хотя фильмы совершенно разные.

В обоих фильмах действо творит волшебник, только в "Обыкновенном чуде" этот волшебник (Олег Янковский) благороден и добр, красив и великолепен. А в фильме "31 июня" волшебник злой (Владимир Этуш), по моему мнению, не выразителен, возможно,  из-за амплуа злого волшебника у меня возникло к нему такое чувство.

И еще я уловила некоторые штрихи, которые напомнили мне фильм "Кавказская пленница", где Этуш играет в нем богатого кавказского жениха товарища Саахова. И даже уловила сходство между героинями фильма "31 июня" и "Кавказская пленница" в небольшом эпизоде.

Там актриса Людмила Власова в своем танце в некоторых движениях имела сходство с  танцем Натальи Варлей,хотя , конечно, по стилю исполнения нельзя сравнивать эти танцы. У Натальи Варлей танец комический, всего несколько движений, у Людмилы Власовой - стремительный, исполнененый во всем блеске профессионализма.

И все же. Пара движений на фоне Владимира Этуша и тут же возникает ассоциация с фильмом "Кавказская пленница".Даже сбегала на сайт по фильму "Кавказская пленница", чтобы посмотреть, в каком году он сделан.Разные сайты выдают разные цифры, но однозначно,что "Кавказская пленница" выпущен раньше.

Но вернемся к фильмам "31 июня" и "Обыкновенное чудо".В обоих фильмах главные герои - влюбленные - вырываются из-под влияния чар волшебников и силой своей любви преодолевают все препятствия, чтобы быть вместе.

Интересно  сравнить созданные образы принцесс в обоих фильмах, тем более, что
фильмы делались в одном году в 1978. В исполнении Евгении Симоновой мы видим принцессу
обыкновенной, доброй девочкой, с открытыми чувствами, трогательной и непосредственной, и так  не похожей на настоящую принцессу.Тем не менее, образ ее яркий и запоминающийся,любимый и милый.

А в "31 июня" я открыла для себя совсем другую принцессу. Мелисента в исполнении Натальи Трубниковой по настоящему элитна, благородна, каждое ее движение выражает достоинство, королевскую кровь и, в то же время, необычную светлость и спокойность. Создан образ очень яркий и запоминающийся,несмотря на то, что это первая главная роль актрисы,вернее, балерины в кино,и как вспоминала сама Наталья Трубникова в одном из интервью, ей очень трудно было говорить текст там где не надо было двигаться или танцевать.

В некоторых местах это немного заметно, кажется , что она сдерживает эмоции, не раскрывается в роли. Но это кажется только на первый взгляд, наверняка, на
взгляд современных режиссеров,которые заставляют актрис так входить в роль, что из картин постоянно несутся вопли и крики, видны страдальческие выражения лиц,искажающие красоту их, растрепанные волосы, слезы, распухшие, а то и разбитые носы-губы.Чучела, вообще-то, получаются.

Ничего этого в картине "31 июня" у главной героини принцессы Мелисенты нет. И это, в конечном счете, уже после просмотра фильма неожиданно восхищает. Красота крупным планом неиспорченного режиссерскими эмоциями и окриками лица и разлитое по нему и по всей фигуре именно королевское достоинство. И, возможно, именно из-за того, что она балерина и возникает это ощущение.

Обе принцессы в рассматриваемых фильмах "Обыкновенное чудо" и "31 июня"  борются за любовь и преодолевают все препятствия.Обе сражаются на шпагах.Но вот в "Обыкновенном чуде" это сражение выглядит лучше и эффектнее. В "31 июня" эта сцена, на мой взгляд слабовата, неудачна,  т. к.практически самой битвы не видно, а показаны только край платья и ноги принцессы. Битва показана в основном на слух.

Но это не единственный эпизод, который мне не особенно понравился. Могли бы сделать и лучше.

Мрачновата и затянута, как мне показалось, первая серия картины "31 июня". Но она ошеломляет обилием астрологических терминов, которые сейчас привычны,но в далеком 1978году это был модерн.

Про астрологию советский человек не знал в массе своей, и она стала проникать в народ только в конце 80-х годов. Невозможно было купить книг в то время по астрологии, о ней было известно только одно, что это лженаука.

Помню, какой огромный интерес вызывали в то время у меня астрологические
знаки и термины, проникающие в массы  в виде самиздата, переписываемые от руки и передаваемые друг другу.

Возможно и это стало одной из причин запрета фильма в 1979году, т.к. астрологические знания в советское время  считались чуждой идеологией и, возможно, подрывающей коммунистическую идеологию. Кто знает, теперь, на каком основании запретили фильм и какими именно словами была заполнена запретительная бумага.Или кто в корыстных целях воспользовался запретительной терминологией? Об этом можно только гадать.

Зато вторая серия фильма "31 июня"как бы "пришла в себя" и развивается стремительно и увлекательно.Остаются светлые чувства от просмотра фильма и надолго отличное
послевкусие. Во многом благодаря музыкальным формам фильма и певице Татьяне Анцифировой,
поющей в фильме за Наталью Трубникову, исполняющей роль принцессы.

Голос Татьяны Анцифировой, поющий песни композитора Александра Зацепина - это настоящее потрясение фильма и его основа.Все песни Зацепина из этого фильма сразу же еще в советские времена стали необыкновенно популярны и их знали в каждом доме.Тем не менее, повторюсь, хотя пластинки с песнями из этого фильма в исполнении Татьяны Анциферовой знали в советские времена все, никто ее из народа не видел.

Ее не показывали по телевидению, не печатали ее фотографий в журналах и газетах. Долгое время меня занимал этот вопрос, почему ее скрывают, как она выглядит, как выглядит этот чудесный голос. И скажу, что разные мысли лезли в голову относительно образа певицы.От её песен  захватывало дух, но ее саму никто не видел. И до сих пор ее не показывает телевидение.

Что скрыто за этим? Какие секреты, интриги? Завистники? Конкурентки не давали ей хода? Сама певица в одном из своих интервью в интернете писала, что у нее "нет сил бороться с музыкальной мафией,которая до сих пор на коне".Сколько раз ее записывали на телевидении и каждый раз в эфир не пропускали по разным причинам.

Кроме песен в фильме "31 июня" к моей огромной радости оказалось много танцевальных сцен.Они исполняются под прекрасную, электронную музыку А.Зацепина. Танцовщики, сразу чувствуется, профессионалы. Но лично мне не понравилось,как поставлены эти танцы. Они как то не вписались в мою фантазию по поводу фильма.

На мой взгляд, (обывательский, и не профессионала), танцы эти не всегда
соответсвуют песням и настроениям героев в некоторых местах. Хотя танцовщицы кружатся, исполняют какие-то па, но цельного впечатления нет. Присутствует разрыв между гениальной музыкой композитора и постановкой групповых танцев.

Не понравились  костюмы танцовщиц, иногда напоминающие нелепые покрывала,скрывающие красоту движений танцовщиц. Впечатление такое, что летают прозрачные мешки
в каких-то старушечьих капорах. Может так задумано, что это танцы приведений, но слишком уж непонятно.

 Танцы же солистов: Александра Годунова и Людмилы Власовой выполняются на
высочайшем уровне, стремительно, воздушно и в  гармонии с музыкой.

Как будто два разных постановщика ставили групповые и солирующие танцы.

Раздражает  в фильме также большое количество задействованных актеров, так что в первой серии трудно разобраться, кто есть кто и какова их роль.Мне кажется, что их специально пригласили или они напросились в этот фильм, чтобы участвовать,так сказать, чтоб не было безработицы среди актеров.

Была такая мода в СССР, особенно в конце 70 и в 80 гг делать из каждого фильма - двухсерийный. И сцены получались затянутыми, и много лишних движений и разговоров.Возможно, чтобы больше получить денег из бюджета на фильм.

Но все  актеры на вторых ролях - звездные и играют великолепно, порой своей игрой, своим мастерством затмевая главных героев. Например, Любовь Полещук очень характерна в роли этого фильма, выглядит как Софи Лорен, также экстцентрична,
красива и такая же прическа.В те времена Софи Лорен была очень популярна в Союзе.
Хотя у Любови Полещук второстепеная роль, но она запоминается яркостью игры.

Очень мягко и лирично играет главный герой-возлюбленный принцессы- Николай Еременко- младший по сравнению с Александром Абдуловым в фильме "Обыкновенное чудо".  Для меня это было еще одно открытие,  я узнала, что бывают и другие герои-любовники, не только такие, как Медведь в исполнении Александра Абдулова  или Д.Артаньян в исполнении Михаила Боярского. 
Образ  влюбленного художника Сэма в фильме "31 июня" выглядит очень светлым и лиричным.

Запомнилась вторая влюбленная пара, хотя я и не поняла, зачем они в фильме,какую смысловую  нагрузку несут. Это леди Нинет (Людмила Власова) и придворный музыкант Лемисон (Александр Годунов).И танцуют и играют великолепно. Но, в основном, поражает их балетное мастерство. И наверное, это единственная картина, где можно посмотреть, как танцевали Александр Годунов и его жена Людмила Власова. 

Александр Годунов  запомнился не только как великолепный танцовщик но и как отличный актер. Он сумел передать в своем герое  страстную влюбленность, грусть,романтизм.

Фильм буду смотреть еще и еще, изучая конкретные сцены и слушая замечательные песни в исполнении лучшего голоса страны Татьяны Анциферовой. С удовольствием и интересом захожу на сайты, посвяшенные ее творчеству. Отзывы о ней великолепны. Ее просто обожают  те, кто хоть однажды слышал в ее исполнении песни из этого фильма.

Теперь и не знаю, какой фильм лучше: "Обыкновенное
чудо" или "31 июня". С появлением в моей душе "31 июня"  фильм "Обыкновенное чудо", долгое время бывший самым моим любимым фильмом о любви, просто немного, совсем чуть-чуть подвинулся, и я начала его рассматривать уже с другой стороны и стала сравнивать с другими.

И, конечно, не могу не отметить приятное. При просмотре фильмов на DVD, наконец-то, не мешает реклама. И это позволяет полностью проникнуть в фильм , понять и ощутить чувства героев и их поступков, приметить второстепенные детали и слушать песни в полной гармонии с изображаемыми чувствами героев.

Что примечательно,  в фильме нет ни одного поцелуя, даже между главными героями-возлюбленными, когда они, наконец-то, встретились и поженились. Актриса Наталья Трубникова сказала в одном из интервью, что это именно она настояла на этом.

И отсутствие поцелуев и эротических сцен не делает фильм менее увлекательным, цельным,
интересным и чувственным. Напротив, подчеркивается чистота и светлость чувств.


Рецензии
2011 год! Как давно это было! У меня Интернет появился в 2010, фильм посмотрела в мае 2014. Когда слушаю песни оттуда, вспоминаю тот май. Может, вторая пара нужна для сравнения? Мол, так у обычных людей, а эта любовь - исключение из всех правил (говорю мысленно голосом главной героини). Астрология - реально лженаука, но ведь это сказка.

Александра Казакова 2   07.12.2021 23:59     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.