Коррупция в России не считается постыдной

В рейтинге стран по индексу уровня коррупции в 2010 году Россия заняла 154 место из 178 возможных. Эти данные были опубликованы международной неправительственной организацией по борьбе с коррупцией Transparency International. Примерно такие же оценки давались и по итогам 2008, 2009 годов. Прошло два года с момента принятия Национального плана противодействия коррупции. Однако ситуация кардинально не изменилась. Почему?

История вопроса
Коррупция существовала и в древних государствах. Она всегда являлась предметом обсуждения правителей и осуждалась различными религиями. Особо отмечалась пагубность подкупа судей. Библия: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» (Исх., 23:8, Втор., 16:19). Коран: «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей» (Коран, 2:188).
В России коррупция имеет многовековые традиции. Взятки давали всегда, и не только деньгами, но и борзыми щенками, платили и услугой за услугу. А что? Свои люди, сочтемся… И сегодня мы возмущаемся, только когда надо «дать» за поступление ребенка-умницы, но при этом даем с радостью, если ребенок не такой уж и умница, но устроить его в институт все же надо, или когда стремимся «отмазать» свое чадушко от службы в армии. Коррупция прочно вошла в нашу жизнь даже на бытовом уровне.
Президент России Дмитрий Медведев отметил: «По данным некоторых социологических опросов, четверть наших граждан вообще не считают, что коррупция является ненормальным явлением. Приветствуют коррупцию. То есть в обществе в целом практически отсутствует нетерпимость к коррупции как к институту». Будет ли борьба со взяточничеством эффективной при таких условиях?

Цена вопроса
Термин «коррупция» происходит от латинского corrumpere, что значит «растлевать». Вряд ли сегодня кто-то будет спорить с тем, что коррупция является главным препятствием к экономическому развитию страны и росту благосостояния ее граждан. Не нужно получать экономическое образование, чтобы понять: коррупция вызывает неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов, их «выпадение» из экономики государства, ведет к потере налогов, разорению частных предпринимателей, снижению инвестиций в производство, росту организованной преступности и другим негативным последствиям.
К сожалению, в нашей стране не меньше, а может, и больше коррупции верховной власти процветает коррупция деловая и бытовая. Предпринимательское сообщество хорошо знакомо с такими явлениями, как «откаты» и рейдерские захваты.
Оздоровить ситуацию должен ряд мер. В их числе — изменения законодательства, в частности, например, ужесточение уголовной ответственности, увеличение сроков заключения. Однако, как показала практика, российского взяточника на испуг не возьмешь. Кроме того, активизировавшаяся борьба с коррупцией в последнее время чаще приводит под суд людей, которые дают взятки, а не самих чиновников-взяточников.
Следующим шагом правительства в этой борьбе стали четкая классификация взяток и увеличение штрафов. Возникает вопрос: если коррупционеры не боятся реального тюремного заключения, испугают ли их штрафы, пусть и огромные? По мнению экспертов, испугают. И объясняется это следующим образом. У всех этих «добропорядочных» граждан ничего нет. Более того, многие из них вообще бомжи, так как не имеют недвижимости… Все их имущество записано на жен, детей, тещ и других многочисленных родственников. Так стоит ли бояться конфискации? А тюремного срока? Потом ведь можно выйти и спокойно воспользоваться нажитым «непосильным трудом». А в случае колоссальных, до нескольких сот миллионов рублей штрафов, придется продавать имущество, пусть и оформленное на других. В таком случае, может и не остаться чем пользоваться.
Еще одной мерой борьбы с коррупцией должна стать ответственность за посредничество во взяточничестве.
В стране принят системный подход к борьбе с коррупцией. Так, помимо карательных мер, проводятся и профилактические. Например, введение электронного правительства, системы электронных госзакупок и ряда других. Это не только упрощает процедуру получения госуслуг, но и делает власть обезличенной для каждого гражданина, предпринимателя, а следовательно — исключает возможность получения взятки. Хорошо зарекомендовали себя и блоги в сети Интернет, открытые многими представителями власти, и в первую очередь — главой государства и премьер-министром.
По сути, впервые за всю историю России созданы нормативные рамки для борьбы с коррупцией, но она по-прежнему идет вяло. И главная причина этого — отсутствие поддержки снизу. «Участие гражданского общества, конечно, является необходимым условием борьбы и успеха в этой борьбе. Односторонней такого рода деятельность быть не может», — считает Дмитрий Медведев.

Сингапурский опыт
В современном мире хорошо известно несколько стратегий борьбы с коррупцией. Наиболее интересной представляется сингапурская. Страна третьего мира, получившая независимость лишь в 1965 году, без природных ресурсов, с крошечной территорией и высочайшим уровнем коррупции к 1990 году превратилась в одну из самых развитых стран мира.
Конечно, сложно сравнивать опыт города-государства с населением в четыре миллиона человек и необъятную Россию, но все же кое-что может оказаться полезным. Например, главный сингапурский принцип — логика в контроле над коррупцией. Начали они с того, что строго регламентировали действия чиновников, упростили бюрократические процедуры и ввели строгий контроль за соблюдением высоких этических стандартов. Как и в некоторых азиатских странах, в Сингапуре было создано Бюро по расследованию случаев коррупции, напрямую подчиненное высшему руководству. В него любые граждане могут жаловаться на госслужащих и требовать возмещения убытков от их действий. Помимо этого было ужесточено законодательство, повышена независимость судебной системы и проведены жесткие акции, вплоть до поголовного увольнения сотрудников некоторых ведомств. Примечательно, что за своих знакомых не вступился никто, даже премьер-министр (совершенно невероятный для России, где рука руку моет, случай). Наряду с этим было значительно улучшено материальное положение чиновников — чтобы не было причины брать взятки.
Результат: сегодня Сингапур — лидер мировых рейтингов по отсутствию коррупции, свободе экономики и благоприятствованию инвестициям.
Безусловно, полностью воспроизвести сингапурскую стратегию борьбы с коррупцией нереально. По нескольким вполне объективным причинам. Но все же возникает ряд вопросов. Смогут ли наши чиновники быть так же принципиальны и последовательны в своих действиях? Поддержит ли их население страны, четверть которого считает коррупцию нормой? Не перерастет ли борьба с коррупцией в России в жестокий передел собственности?

Вместо заключения
На заседании Совета по противодействию коррупции, состоявшемся 13 января, глава Следственного комитета Александр Бастрыкин озвучил интересные цифры: в прошлом году к уголовной ответственности за взятки были привлечены более шести тысяч человек; 34 процента из них — сотрудники правоохранительных органов, далее следуют военные, представители сферы образования и науки, медики.
Хочется заметить, что военные, милиционеры, врачи, учителя — исторически самые низкооплачиваемые профессии в нашем государстве. Так может, по примеру Сингапута, прежде чем бороться с коррупцией в этих сферах, создать достойные условия для этих специалистов? Ведь во многом на них держится наше государство — они сохраняют наши жизни и здоровье, учат, поддерживают правопорядок, защищают государство от внешних угроз. Патриотизм на пустом месте не рождается: необходимо создать такие условия работы для этих людей, установить такой уровень заработной платы, чтобы они дорожили работой, стремились делать ее как можно лучше. Нужно, чтобы у них не было необходимости брать взятки. То есть нужно изменить менталитет большинства россиян. А это потребует реформирования многих систем государства и, безусловно, денег. Но главное — желания…
P.S. «Мы должны создать мотивацию к правовому, юридически корректному поведению. При помощи нормативных актов, при помощи средств массовой информации, в результате работы институтов гражданского общества. И коррупция должна быть не просто незаконной. Она должна стать неприличной. Вот это, может быть, самое трудное». Д. Медведев, Президент Российской Федерации.


Рецензии
Проблема взяточничества в России упирается в три фактора: грабительская политика геноцидного государства; неумение преподавателей, врачей и т.д. найти в себе силы и ум для обнаружения честных доходов; искусительные действия тех, кто даёт.

Батька Супермахно   08.09.2012 21:23     Заявить о нарушении
И это тоже. Согласна. Но все же это вторично. Главная проблема, на мой взгляд, в том, что мы все к этому привыкли, нам так удобнее. Это стало нормой. Возмущаемся только когда по отношению к нам нечестно. Двойные стандарты - норма российского менталитета.

Анна Москалец-Баглей   24.10.2012 20:34   Заявить о нарушении