БОГ

               

                «Беспредельно Божество и непостижимо,         
                и только одно в               
                Нём постижимо: Беспредельность и непостижимость».
                (Святой Иоанн Дамаскин).
                ???
                Откуда мы? Куда идём?
                Какая завтра ждёт нас участь?
                Кто мы вообще? Зачем живём?
                А наша жизнь закон иль случай!
                Кто мы? Фундамент иль Венец?
                Какие выделены сроки?
                Где есть Начало? Где Конец?
                Мы с кем-то здесь иль одиноки?
               
    Все теологи и религиоведы мира говорят: Бог – первооснова, центр, смысл и цель сосуществование жизни и мира.
               Большинство из нас  верят в Бога, находя в Нём смысл своей жизни. А те, которые не верят, обычно гордятся этим и говорят о Нём с безразличием или воинственным неприятием. Очень много людей находится на распутье между верой и неверием. Много и таких, которые сомневаются и в своей вере и в своём сомнении.
          Размышляя о Боге, мы всегда задаёмся вопросами о Его существовании, Его сущности, Его участия в нашей жизни:    Мы с кем-то здесь или одиноки? Есть ли Кто-нибудь в глубине бытия? Если да, то Кто Он? Где Он? Каков образ Его существования?    
       Вот тут-то и даём мы простор нашим фантазиям.
        Знаменитый и наиболее известный теолог прошлого века Карл Ранер (1904 – 1984гг) говорил: «Слава Богу за то, что слова восьмидесяти процентов наших современников о том, что такое Бог, не соответствует действительности.
   У величайших богословов перехватывало дыхание, когда они старались изречь слово о невыразимом Боге. Святой Василий Великий например, говорил так: «Неизречённое да будет почтено молчанием. А кто-то из современных мыслителей советовал: « О том, о чём мы не можем говорить, мы должны молчать…»
     Существует множество представлений, образов, мнений о Боге, диапазон которых  - от ущербных или недостаточных, до проблематичных и неприемлемых. Самые рапространённые это:   
                *Добрый дедушка с длинной седой бородой. Он всё понимает, всё принимает и ни о чём не спрашивает.

                * Высшая Сила Мироздания, эдакая вершина пирамиды, которую           выстраивает наш разум, размышляя об устройстве мира. Холодный, безличный,  ко всему безразличный, бесстрастно наблюдающий за заданной им программой жизни.


                * Соглядатай и шпион, контролёр и палач. Он внимательно следит за нашей жизнью, и интересуют его, только наши ошибки. Он так и ждёт, как бы поймать нас на месте преступления.

                * Бог наслаждений и богатства.  Он всегда на стороне преуспевающих. Он покровитель сильных мира сего.

                * Бог-гарант. Бог- воздаятель. Порядочные и разумные люди всегда могут быть уверены в его наградах.

                *Бог как простое украшение жизни.
 
    Если внимательно присмотреться, то во всех этих случаях бог напоминает нам человека, скроенным по обычным людским меркам. Такой бог совсем не похож на истинного Бога христиан.
      Писания и опыт святых Ветхого и Нового Завета учат, что Бог обладает абсолютной Святостью, Он совершенно отличен и не похож ни на что существующее («святой» - буквально означает «совершенно отделённый», «иной»). И по православному библейскому учению, даже утверждение: «Бог существует» - должно сопровождаться пояснением, что Он настолько уникален и настолько совершенен, что Его существование не может быть сравнимо ни с чьим другим. В этом смысле Он – «превыше существования», «превыше бытия». Единство Божье не есть отражение какого-то философского понятия «великого разума», так же как и Его жизнь – Доброта, Премудрость, все Силы и Добродетели – не есть отражение даже самой великой идеи, какая только может возникнуть у человека.
  Но, несмотря на несовместимость сущности Божьей ни с какими человеческими понятиями, наша Православная Церковь на основании живого опыта богообщения святых  отцов провозглашает: Истинный Бог – Бог любви и жизни – «везде сый и вся исполняяй»*
Он всегда на стороне страдающих и жертв. Бог всех без исключения. Он ни к кому не безразличен. Он не ужасный и неприступный некто, живущий вдали от нас. Он не оставляет нас, в каком бы аду мы ни находились. Перед Ним наше прошлое, настоящее, будущее, и твоё положение, в котором ты находишься сейчас, самое лучшее, что он мог сделать для тебя, на твоём пути к Вечной жизни с Ним.
      Бог никому не мстит и никого не карает с целью погубить. Бог лишь научает, вразумляет заблудших, для того, чтобы ограничит  нашу злую деятельность и  направить нас на путь спасения. Иными словами Бог – это абсолютная Любовь.
   Будучи Любовью, наш Небесный Отец совершает всё возможное для жизни и спасения человека и мира, потому что Он «долготерпелив и много милостив» и желает простить нам все наши грехи, чтобы мы могли войти в Его Жизнь и Любовь. В псалме Давида, который поётся в Церкви в начале Литургии, говорится об этих благодатных свойствах Божьих:
Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его.               
        Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои… Щедр
        и  милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. (Пс. 102)
 
      В западной богословской традиции (у католиков)  можно найти так называемые  научные «доказательства» Бытия Божия. Однако рациональным путём было доказано только то, что существование Бога не может быть научно ни  доказано, ни опровергнуто. И только на основании общей логики, человеческого опыта и истории можно говорить о серьёзных указаниях на существование Бога и на Его участие в нашей жизни.
      Во всём том, что существует в мире: во вселенной, в природе, в человеке – можно увидеть отсвет мудрости, величия, силы, и, прежде всего любви Божией.               
           Совершенный порядок и точное движение небесных тел в космическом пространстве, всё живое на суше, в море,  воздухе, душевный и телесный мир человека, потрясающая сила нашей мысли, наши возможности и достижения – во всём этом и многом другом чуткие и проницательные люди видят Бога и отмечают плоды Его творчества. Сегодня уже всерьёз никто не утверждает, что всё вокруг нас существующее произошло случайно, само по себе. Слепой случайностью и совпадением мир объяснить нельзя. Само собой из ничего, ни что возникнуть не может. Конечно, многое нам неизвестно и необъяснимо. О чём-то, благодаря нашей интуиции, мы догадываемся. Кое-что знаем от Святых отцов, которым было открыто несравненно больше чем нам.
       Но обратимся же к здравому смыслу и к некоторым характерным человеческим переживаниям. Иногда в нас возникает потребность в чуде, мы надеемся, что случится что-то хорошее, и это здорово поддерживает нас в жизни. Мы чувствуем, что у нашего существования должна быть опора и цель. Для многих из нас малое, материальное счастье не является достаточным: где-то и каким-то образом должно существовать нечто большее. И когда мы сталкиваемся со смертью, то в глубине нашего сознания что-то подсказывает, что смерть – это ещё не конец всего.
          Есть люди, и таких большинство, которые серьёзно задумываются об этом. Не обязательно они самые  мудрые и самые лучшие. Но они утверждают и верят, что у всего окружающего нас есть одно доброе и полное любви начало – Бог.               
          И опираясь на Него, они живут, имея спокойствие, отвагу и оптимизм.
 
 «Бог есть любовь» - пишет евангелист Иоанн (Ин.4:16) Всё творение существует в океане Его любви. Любовь – это внутренний двигатель творения, его пружина, его одухотворяющая связь. В счастье и блаженстве разумных созданий (ангелов и людей) – смысл всего мироздания. Любовь Божия к человеку безгранична. То, что Священное Писание называет Бога Отцом, даёт нам представление о природе этой любви: любовь отца к своим детям наиболее бескорыстна, наиболее благородна, наиболее богата. Всё Священное Писание наполнено свидетельствами об этой Божией любви. Его человеколюбивое участие чувствуется во всей человеческой жизни  и истории и, прежде всего, в сотворении мира и человека, в основании и бытии Церкви, в том, как Господь спасает людей.
Любовь Бога простирается на  всех и праведных, и грешных и как всякий добрый отец, Он более всего заботится о своём слабом и больном ребёнке. Бог не желает смерти грешника, но всегда ожидает его покаяния и делает всё для его спасения. Именно об этом говорят все притчи Христа, в частности о пропавшей овце и блудном  сыне.(Лука,15:4–32)

 А самым большим проявлением беспредельной любви Бога к человеку является то, что ОН  «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанн, 3:16).

Бог – Един. Он Един по Своей сущности, по Своей природе. Но Единый в Своей природе Бог существует в трёх ипостасях,** в трёх Лицах: Отце, Сыне и Святом Духе.
    Здесь мы касаемся одной из главнейших Истин нашей веры, которую открыл нам Сам Бог. Истину о троичности Бога исследовать рационально невозможно. Эта Истина запечатлена в Новом Завете совершенно открыто и явно. Например:
    *в Крещении Христа, где появляется Святой Дух в образе голубя и слышен голос Бога Отца (Матфей 36:16-17);
    *в прощальной беседе с учениками, где Иисус Христос говорит: «Когда придёт Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать обо Мне…»  (Иоанн,15:26);
   *в последней своей встрече со своими учениками, когда Он говорит: «Идите, научите народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…» (Матфей, 28:19).
      Каждое из Лиц Святой Троицы является совершенным Богом, а не одной из Его частей. Все свойства, которыми обладает  Отец как Бог, есть и у Сына, и Святого Духа. При этом три Лица Святой Троицы не сливаются, не смешиваются между Собой. Они отличаются друг от друга тем, что Отец рождает Сына и изводит Святого Духа, Сын рождается от Отца, а Святой Дух исходит от Отца.
      Говоря о богопознании, апостол Павел в Первом послании к Коринфянам (13:12) говорит, что «теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно», т.е. духовные реальности, пока мы живём в этом мире, видны не вполне ясно. Только в иной жизни увидим мы, какие они в действительности, «какие они есть». В другом месте, касаясь этой темы, апостол Павел говорит, что Бог «не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями» (Деяния, 14:17). Бог может быть безграничным и непостижимым  для нашего ума и наших чувств, но Его беспредельная любовь не оставила нас блуждать во тьме неведения. Бог не оставил Себя совершенно неведомым и сокрытым. Весь видимый мир, который нас окружает, является замечательным зеркалом, по которому мы можем составить представление о Божественном величии. Святой Иоанн Дамаскин в своём труде «Точное изложение православной веры» об этом говорит, что « и само творение, и его внутренняя связанность и то, как оно управляемо, открывают нам величие Божественной природы».

Знание о Боге, которое человек может получить из наблюдения природы, называется естественным богопознанием. Кроме этого, есть и другое знание, несравненно более высокое и совершенное, которое человек получил непосредственно от Бога.  Это – путь сверхъестественного откровения. Оно началось ещё до прихода Христа, через пророков Ветхого Завета. Во Христе же это откровение обрело свою полноту, ибо у человека появилась возможность не только знать истину о Боге, но и самому участвовать в Его жизни. Конечно, сущность Бога остаётся непознаваемой и неизречённой, но если мы не можем обнять гору, мы всё  же можем прикоснуться к ней.
   Пытаясь постичь тайну  общения Бога со Своим творением, святые отцы различали сущность Бога и Его энергии. Тогда как по своей Сущности Он остаётся непостижим, в Своих энергиях Он сообщает Себя человеку, и если человек открывает Богу своё сердце, он может эти энергии воспринять.

Если со всей  внимательность вглядеться в человеческую историю, мы ощутим постоянное присутствие в ней Бога.
   В одной из молитв Божественной Литургии говорится: «Ибо Ты Бог неизреченный, до конца непознаваемый, невидимый, непостижимый, вечно существующий и также, как Ты существующий, - Единородный  Твой Сын и Дух Святой. Ты из небытия нас привёл в бытие, и когда мы пали – Ты вновь нас поднял и не отдалился от нас, делая (для нас)  всё (до тех пор), пока нас не возвёл на небо и пока не даровал нам будущее Твоё Царство. ( из молитвы Возношения).
    В этом отрывке мы находим главнейшие свойства Бога: невыразимый, невидимый, непостижимый, вечный. Вместе с этим здесь говорится о действиях Бога, направленных на спасение человека.

Богом начинается история мира и человека. Бог продолжает находится среди нас и заботиться о нас, дабы мы шли к той цели, ради которой пришли в этот мир. Он явится в конце времён судить нас, как имевших свободу вернуться к Тому, от Кого получили своё бытие.
 
  Бога не видел никто никогда и конечно, в том состоянии, в котором мы сейчас находимся, Бог для нас непостижим. О, как мало ещё открыто нам! Но мы веруем:
  во Единого Бога Отца, Вседержателя, Творцу небу и земли, видимым же всем и               
невидимым  И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного,               
Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истина от Бога               
Истинна, рождена, не сотворена, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас, ради че-               
ловек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята                и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятого за ны при Понтийстем Пилате, и стра-                давша, и погребена. И воскресшего на третий день по Писанием. И восшедша на не-                беса, и сидяща одесную Отца. И паки грядущего со славою судити живым и мертвым,               
Его же Царствии. не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от                Отца исходящаго, иже  со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголившаго про-                роки. Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино креще-                ние во оставление грехов. Чаю воскресение мертвых и жизни будущего века.
       АМИНЬ.

*Везде существующий и всё Собой наполняющий.
**Термин «ипостась» (от греческого глагола «существую») означает самостоятельное существование, конкретное существо и равнозначен термин «лицо» и «личность». Эти термины, совпадая по значению, в равной степени упоьтребляются, когда речь идёт о Святой Троице.
     + + +



При написании данной статьи использовалась литература:Протоиерей Фома Хопко. Основы православия.
Священники П. Иванов. О.Давыденков.Богослов С.Каламов. Христианство и религии мира.


Рецензии
Для себя нашла такое определение:
БОГ ЕСТЬ ТВОРЧЕСКАЯ ЖИВОТВОРЯЩАЯ СУТЬ МИРОЗДАНИЯ.

Поскольку идея мироздания изначально присутствует в самой СУТИ Творца, как объект и потенциал для Божественного творчества - вопрос: что было раньше? - некорректен.

С поклоном и храни Вас Господь.
Юлия.

Юлия Иоаннова   13.04.2012 23:35     Заявить о нарушении