Сказки детства

     Орёл жил во мне сказкой детства, где необыкновенные яблоневые сады, густые леса, красивый городок Новосиль - родина моей бабушки. Моя сказка стала явью в 1963 году, когда я и мой муж Дмитрий Ким, закончив Абрамцевское художественно-промышленное училище, приехали по направлению в Орёл.

     С первых шагов на орловской земле, создавая образцы тиражных изделий, за основу брала крепкие народные формы гончарных мисок, кубанов. Так родилсь сувениры: "Орнаментальная", сосуд "Орловчанка", "Малоархангельские кубаны", декоративные плакетки "Орловский спис", "Птица" и др.

     С "Орловским списом" я познакомилась впервые в краеведческом музее, куда я пришла, как только приехала в Орёл. Научный сотрудник долго рассказывала о технике списового шитья, о мастерицах из Домнино и о возрождении этой техники на фабрике "Восход". Но я не слушала её. Я смотрела на орнамент. Его текуче-певучие формы, как память детства, возвращали к истокам, к мании знаков и аллегорий. В лёгкой певучести и весёлости орнамента было что-то суровое и монументально-значимое. Это был мир символов. Этот мир лёг на мою духовную волну и слился воедино, и вот орнамент становится как бы моей душой, а душа живёт по законам орнамента: отлив - прилив, отлив - прилив. Сами руки творят на плоскости круга этот отлив - прилив, а потом это состояние переходит на формы, создавая внутренний строй и смысловую полноту.

     Так появилась серия блюд "Вариации орловского списа", пластики "Орловчанка", "Орловская мотаня", "мелодия Орловщины".   

     Моя жизнь в Орле не была безоблачной. Маленькие дети, неустроенность с жильём, скудная технологическая база на производстве и непонимание творческих замыслов не давали возможности выплеснуть в материале свои идеи. Эти страдания заставили меня уйти от реального мира в сказку, где можно было быть счастливой. Это счастье заключалось в игре. Я жила в выдуманной мной стране с керамическими деревьями и цветами (композиция ваз "Цветущее поле", Сосновый бор", "Музыка") в стране шахмат (серия "Шахматы", пласты "Вызов короля на поединок", "Королева едет на бал", "Заточение", "Мир да любовь").

      Когда в 1972 году я наконец-то получила жильё в новом микрорайоне, рядом с лесным массивом и квакающими лягушками в маленьких водоёмах, я не ощутила это как реальность. Я продолжала жить в сказке и творить её в больших пластах-картинах: "Мой дом в воскресный день", "Улица Металлургов", "Мотель Шипка", "Концерт в зоне отдыха". Они несут орловский  колорит цвета и звука, аромат цветущих трав и шум листвы.

     Потом была поездка на Алтай и новая сказка, захватившая меня. Серия "Старый Барнаул", пласты "Чуйский тракт", "Шофёры чуйского тракта", триптих "Алтайская весна", "Алтайская мадонна" и кони на стихи алтайского поэта Бориса Укачина.


Рецензии