Смерть по собственному желанию

Новогодние праздники принесли печальную весть. Из жизни ушел наш земляк. Ушел добровольно. Об этом нам рассказала его мама, которая пришла в редакцию поделиться своим горем. Совсем юный, симпатичный, перспективный парень, у которого вся жизнь была впереди – и окончание школы, и учеба в институте, и большая любовь – в один момент вычеркнул себя из числа живых и мертвых, сделал изгнанником на земле и на небесах…

За последние двадцать лет число добровольных уходов из жизни молодых людей и подростков удвоилось. Данные психологических исследований показывают, что у трети молодежи в возрасте 14-24 лет возникают мысли о суициде, шесть процентов юношей и десять процентов девушек совершают суицидальные действия. Почему? Почему люди, которые только начинают жить, которые еще даже не успели узнать, что же такое жизнь, так легко с ней расстаются?
Специалисты считают, что лишь 10 процентов попыток самоубийства имеют цель покончить с собой, а в 90 процентах случаев – это способ привлечь к себе внимание. Вывод напрашивается сам собой: наши дети одиноки. Они одиноки самым страшным одиночеством – одиночеством среди людей. Вроде бы и семья в порядке, пусть иногда и неполная, и сыты, обуты, одеты, и даже друзья вроде бы есть, но… одиноки. Почему? Да потому, что все «вроде бы».
Темп жизни растет, ее уровень, если посмотреть телевизор, тоже – соответственно, и планку себе молодежь ставит завышенную, а достичь ее нет ни сил, ни возможностей. Наши дети не научены справляться с проблемами, которые для нас в их возрасте были если и не рядовыми, то, по меньшей мере, несмертельными. И они остаются с ними один на один.
Мое поколение – поколение 70-х – научено не только стоять в очередях за каким-нибудь дефицитом, но и делиться со всем классом жвачкой, привезенной родителями из Польши или Чехословакии. Тогда мы не думали, что это негигиенично, и уж тем более нам и в голову не приходило кичиться тем, что у чьих-то родителей есть возможность попасть за границу. Мы дружили. Пусть иногда ссорились, но в трудную минуту поддерживали друг друга. Мы были равны.
Сегодня ребенок чувствует себя неполноценным, потому что у него телефон не такой крутой, как у одноклассников, компьютер предыдущего поколения, нет mp3-плеера или девушка предпочла другого парня. Сформировалось общество потребителей, в котором наши дети вынуждены жить по принципу «съесть или быть съеденным». Более успешные диктуют условия, менее успешные вынуждены им следовать. И если ты попадаешь во вторую категорию, руку помощи никто не протянет. Друзья сразу куда-то исчезают. Даже взрослые люди тяжело переживают такие ситуации, что же говорить о подростках с восприимчивой психикой?
В такой момент рядом должны оказаться близкие люди, родители. И они рядом, но, к сожалению, занятые заботами о хлебе насущном, не замечают состояния своего ребенка, а он не привык делиться, потому что у родителей на задушевные беседы никогда не было времени. И он принимает решение привлечь к себе внимание, пусть даже таким страшным способом. По его мнению, смерть потрясет родителей, друзей, заставит их вспомнить, что он есть на этой земле. Точнее, был… Ребенок, подросток еще не знает ценности жизни, он с легкостью играет жизнью и смертью. Он не понимает, что своей смертью он никому ничего не докажет, что даже после его ухода жизнь будет продолжаться. Родители научатся жить с этой болью, а друзья, хоть изредка и вспомнят, все же будут дальше жить полной жизнью – учиться, создавать семьи, любить, рожать детей, веселиться, делать карьеру, ездить на отдых… А его уже НЕ БУДЕТ.
Важно, чтобы ребенок понимал: жизнь – самая большая ценность на свете, и она должна продолжаться во что бы то ни стало. Важно, чтобы он знал: родители всегда рядом, они помогут. Важно, чтобы человек, попавший под «пресс жизни», помнил: безвыходных ситуаций не бывает; если дается испытание – значит, даются и силы его пережить. Важно, чтобы рядом оказался кто-то, кто хотя бы просто выслушает. Очень часто всего лишь это может спасти чью-то жизнь.
Не позволяйте своим близким чувствовать себя одинокими. Когда тяжело вам, не торопитесь сводить счеты с жизнью. Оглянитесь, обязательно найдется человек, который вас выслушает, поможет, подскажет. Если такого человека нет среди близких, идите к священнику, мулле, к психологу. Не нужно этого стесняться. Вы не одиноки. Вам обязательно помогут.
Жизнь должна продолжаться…
P.S. В комментарии к статье о суициде на одном из сайтов я прочла: «Мне 24 года. Я хотел покончить с собой. Пил таблетки. Очень сильно отравился. Родители волновались. Ни им, ни врачам я не сказал, что пил таблетки. Я не умер. Теперь я думаю, может, спрыгнуть с крыши? Я не хочу жить. Может, когда вы будете читать это, меня уже не будет». Запись оставлена 15 декабря 2009 года. Возможно, этого парня уже нет в живых. Что-нибудь изменилось в чьей-нибудь жизни? Он кому-нибудь что-нибудь доказал? Вряд ли. Он просто пополнил число тех, кто покинул землю, но кого так и не приняло небо. Теперь его страдания вечны.


Рецензии