Катастрофа, Майн Кампф и продуктовые пайки

    Церемония Дня памяти Катастрофы в Бат-Ямском институте Катастрофы  и политической истории  -"Музеон Бейт ха-Шоа Бат-Ям" - прошла, в целом, по стандартной ритуальной программе: минута молчания, зажигание поминальной свечи, чтение имен погибших и т. д.

    Отличие от предыдущих лет заключалось, пожалуй,  в том, что комфортно расположившиеся в тени деревьев новосозданного здесь архитектурно-ландшафтного  «Музея под открытым небом» посетители  — пережившие Катастрофу, волонтеры музея и жители мкрорарайона — так и не покинули его в течение всей церемонии, предпочтя пребыванию в закрытом зале музея.

    Контрпунктом "открытого музея" является огромная — во всю стену смежного здания — красочная карта оккупированных нацистами стран Европы, на которой нанесены все крупные и мелкие нацистские «лаги», среди них и шестерка лагерей смерти - Аушвиц, Майданек, Собибор, Хелмно, Треблинка, Белжец.

    Такая же карта — только архитектурно-ландшафтная — смоделирована  на местности: шесть белых обелисков — расположенных в  реальном географическом порядке — символизируют те же места смерти.

    В едином комплексе с ними в музейном саду установлены художественные работы по металлу и инсталяции, выражающие отчаяние и боль гибнущих людей…

    ...А в несколько затянувшейся, но весьма содержательной,  беседе-коллоквиуме об истории и уроках Катастрофы — с привлечением новейших историографических источников: солидного исследования «История «Майн Кампф» Вернера Мазера (2007) и шокировшего израильский истеблишмент бестселлера проф. Шломо Занда "Кто и как изобрел еврейский народ" (2010)- были немилосердно пропальпированы болевые точки израильской и еврейской экзистенции, возможности-невозможности преобразования Государства Израиля в «нормально-европейское» государство, с его гражданским согласием, гарантированными правами личности и неукоснительным стремлением к миру с соседями.

    (Ибо, увы! у того же Вернера Мазера  сказано: "До тех пор, пока закон запрешает... любому читателю иметь доступ к книге "Майн Кампф", за границей должны считать возможным, что дух Гитлера... еще может собрать зловещие плоды и в состоянии вызвать ужасные последствия. Пока еще политики, очевидно не осознают то, что историки уже много лет считают очевидным: против "возрождения" гитлеровсеого духа нет лучшего лекарства, чем книга Гитлера "Майн Кампф").

    ...Все это действо проходило  на приглушенном фоне могучего «Эль мале рахамим», завершившего  «минуту молчания», и лирико-героических песен гетто,  сопровождавших беседу-коллоквиум.

    Ну, а в заключение церемонии — по сложившейся традиции — присутствовавшим на ней беднякам - из бывших узников гетто и бывших «беженцев Катастрофы» -  были розданы привезенные для них (по их же предварительным зявкам) "праздничные" продуктовые пайки «От Еремяша — с любовью».

    …В общем, тем, кому, по разным причинам, не удалось поприсутствовать на церемонии, или коллоквиуме — пожалеть есть о чем (не говоря уже об увезенных на другой «текес» невостребованных пайках)…

    Прочувствованную обстановку церемонии не сумел омрачить даже безобразный скандал - с публичным оскорблением организаторов — учиненной некоей «женой жертвы Холокоста» (!) из-за закончившихся упомянутых продпайков для бедных (за которым она, собственно, и не поленилась явиться в музей... после завершения всех церемоний Дня памяти Катастрофы).

...Ну, что ж: и такие еврейцы, наверное, были среди жертв Катастрофы...


Рецензии