Отличник по случаю

     Вы никогда не задумывались, как много подчас в судьбе человека значат случайные незначительные события, приводящие зачастую к значительным и неслучайным жизненным переменам? Вот и я как-то призадумался об этом и, пожалуй, нашел для себя момент, с которого судьба моя покатилась совсем по другим рельсам. Кооператора из меня по объективным причинам (1) не получилось, об этом немного погоревал и забыл – была масса других не менее интересных занятий, к которым учеба явно не причислялась.
 
     В деревне нашей (Ширино) имелась только обычная четырехлетняя начальная школа. Школа была неподалеку - в соседнем доме такого же барачного типа, как и тот, в котором жила наша семья. Учителя своего не помню, так же как не помню своих школьных успехов. Скорее всего, их и не было. Деревенскую детвору больше интересовали не школьные занятия, а свои незамысловатые, но для нас такие важные, деревенские забавы: чеканка, пристенок, расшибалка, лапта, казаки-разбойники. Летом еще гоняли обруч, и гонялись на самодельных самокатах, а зимой были лыжи, прикрученные к валенкам, санки и деревенские сани. В последние набивалось масса народу и этот ковчег с визгом и криком несся под гору. Зимних забав было меньше, чем летних и школьные занятия скрашивали наш быт и помогали убивать время, свободное от игр. А потому, отличников практически не было, кроме одного парня из нашего класса. Он был сыном то ли директора, то ли председателя совхоза и старался, как мог. Надо сказать, что это у него получалось неплохо. Его всегда ставили в пример, и он всегда имел отличные оценки. То ли положение обязывало, то ли он действительно был очень способный мальчик, но мы ему не завидовали и за ним не тянулись – учеба у нас не считалась в числе приоритетных занятий. Вот прыгнуть с трамплина дальше всех, или начеканить больше всех, или в расшибалку, имея лучший биток, или хорошую сноровку, выбить больше всех – это действительно ценилось.

      Но пришло время идти в пятый класс. Ближайшая восьмилетка находилась километрах в десяти, скорее всего  в шахтерском поселке. Сужу об этом потому, что было там много шахт и возле каждой из них шахтерские копры, отвалы пустой породы. Для нас это были настоящие горы. Мы лазали по ним, отыскивая красивые камушки. Многие копры дымили (выгорали куски угля). Это было похоже на фильмы про войну, и мы играли в наших и фрицев. А уж сбегать по копрам было сплошное удовольствие. При этом ценились скорость и способность на полной скорости не упасть при переходе от наклонной плоскости к горизонтальной.
 
      То, что школа находилась так далеко, вносило определенные трудности в нашу беззаботную жизнь. Однако в этом отдалении больше было положительных моментов. Каждый день на несколько часов, уходящих на дорогу в школу и обратно, мы были предоставлены сами себе. А сколько увлекательных приключений сулила и предоставляла нам дорога! Мы добирались напрямую через совхозные поля, огороды и сады. Весной это было не так познавательно и привлекательно, скорее слякотно и утомительно, но уж осенью дорога снабжала нас всеми видами продуктов пропитания и приключений. Овощи и фрукты, подсолнухи и кукуруза, горох – всего этого было в изобилии. Особенно нам нравилось пробираться по полям подсолнухов и кукурузы. Не знаю почему, но и подсолнухи и кукуруза тогда были значительно выше, чем сейчас. И не потому, что сами мы были ниже ростом – даже взрослые не дотягивались до верхушек тех и других. Кукуруза была сочная, с массой вкусных початков. А если связать верхушки соседних рядов, то получался мини-шалаш, в котором можно было и дождь переждать, и устроить военный штаб. Ну а огромные спелые шляпки подсолнухов скрашивали нашу дорогу в школу и домой.
 
      То, что школа теперь находилась далеко от дома, и преподавал нам не один (свой в доску) учитель, а сразу несколько незнакомых преподавателей явилось толчком в проявлении у меня тяги к знаниям. А началось все с пустяка, с предмета, который я недолюбливал во все годы обучения – с немецкого языка. Для всех нас это был новый, незнакомый предмет, язык, чуждый нашему восприятию, язык наших побежденных врагов. До этого мы осваивали то, к чему были привычны с детства, с чем сталкивались в повседневной жизни, и что потом применяли  в  быту. Немецкий язык не вписывался в наши повседневные реалии, не находил себе применения и был, по нашему общему мнению, вещью для нас не обязательной. А потому, все (в том числе и наш штатный отличник) так к нему и отнеслись - как к предмету необязательному. Не знаю, что на меня в тот знаменательный день накатило, но я выучил произношение и освоил написание нескольких немецких слов. А потом был урок. К доске вызывали одного за другим всех учеников и все сыпались – и на произношении и на написании непривычных и ненавистных иностранных слов. Оконфузился и наш отличник. Я же, к всеобщему изумлению (и своему тоже), получил полновесную пятерку и похвалу учителя. И мне это понравилось – значит, и я могу быть лучшим!
 
      С того самого момента началось у меня с сыном председателя  негласное соревнование за первенство. Мы и учителя были друг для друга незнакомцами, и за нами в новую школу не протянулась наша старая репутация - мы все начинали как бы с чистого листа. Уж, по крайней мере, я точно. С того урока вселился в меня какой-то бес познания, включился соревновательный дух, и я уже не мог остановиться. Успехов в немецком ему (бесу) показалось мало, перекинулся он и на другие предметы, и «пошла писать губерния». Мне катастрофически не стало хватать времени. Пришлось сократить, сначала на немного, а потом все более и более, время на игры, и праздное шатание - к моему удовольствию, успехи не замедлили сказаться. Учителя же восприняли их как само собой разумеющееся явление, поощряли мое рвение и ставили в пример. Они бы еще десять раз подумали, зная мое разгульное прошлое, стоит ли ставить меня в пример. Но они не знали (или делали вид, что не знали), и я постепенно выбился в отличники. Теперь в классе было двое отличников – по всем преподавательским нормам вполне приличный показатель. Сами же отличники соревновались друг с другом, и этот соревновательный дух привносил в учебу необходимый интерес. Такое противостояние продолжалось целый год. А потом отца моего перевели на другое место работы. Семья переехала из Тульской области в Московскую, и в свою новую школу я пришел уже с репутацией отличника. Меня так и представили классу, но это уже совсем другая история.

1) Смотри рассказ «На заре кооперации»: http://www.proza.ru/2010/08/19/315


Рецензии