Где Вы, миссис Сэвидж нашего города?

После просмотра этого спектакля хочется сказать своим близким людям: «Не забудьте взять зонт! Кажется сегодня будет дождь…», выразив этими незамысловатыми словами теплоту и заботу о них. Потому что каждый нуждается в любви.

Может быть, не такой, когда глаза в глаза и весь мир в тартарары, а тихой и незаметной, но греющей не меньше, чем огонь больших страстей. Просто не забудьте взять зонт… В Театре Дождей — премьера нового спектакля по пьесе Джона Патрика «Странная миссис Сэвидж». Последние минуты перед началом, и вместо последнего звонка в полутемном зале слышен серебристый голос ночного дождя по асфальту — «динь-дон, динь-дон, динь…», с отголоском — «буль-бульк» — именно так дождь стучится в Фонтанку, которая плещется прямо под стенами Театра Дождей.

Занавеса нет. И сцены как таковой тоже нет. И это не столько режиссерское решение, сколько режим жесточайшей экономии площади. Маленький, но очень любимый петербуржцами театр вот уже двадцать лет занимает крошечное помещение обычной районной жилконторы. В Петербурге, да, наверное, и вообще в России и в мире, нет более известной жилконторы, чем эта, ставшая Театром.

С первого ряда можно протянуть руку и взять с низенького журнального столика американскую газету, и если знаешь английский язык, то прочтешь на первой полосе почти детективную историю про некую миссис Сэвидж, которая, получив десятимиллионное состояние после смерти мужа, на старости лет, по мнению приемных детей, спятила. Распродала все движимое и недвижимое имущество, а деньги спрятала.

История переносит нас в далекие 50-е годы, в Америку, в маленький пансионат для душевнобольных людей. «Тихая обитель», где собрались странные люди. Странность у каждого своя, но всех их объединяет необыкновенная доброта друг к другу и ко всему миру. Увы, во все времена творящие добро считаются безумцами. И миссис Сэвидж, которую в «Тихую обитель» спихнули ее приемные дети-опекуны, в их компании становится своей.

Кто более безумен: она, пытающаяся сделать счастливыми других, исполняя немыслимые желания, или ее дети, способные ради денег на самые безумные поступки? Все слишком очевидно.

И решетки на окнах «Тихой обители» не для того, чтобы защитить мир от душевнобольных. А для того, чтобы защитить странных людей от тех, кто по незнанию считает себя нормальным.

В России у пьесы Джона Патрика «Странная миссис Сэвидж» судьба сложилась более яркая и красивая, чем в Америке. Обладатель Пулитцеровской премии, драматург Джон Патрик у себя на родине был незаслуженно забыт еще при жизни. А у нас странную миссис Сэвидж за пятьдесят лет сыграли лучшие актрисы — Фаина Раневская, Любовь Орлова, Вера Марецкая, Людмила Касаткина, Вера Васильева. Созвездие актрис, в которое я смело добавлю еще одно имя — Елена Сапронова. Ее миссис Сэвидж не оставляет никого равнодушным, заставляя смеяться и плакать.

— Чем обусловлен выбор пьесы? — режиссер Наталья Никитина ни на минуту не задумывается. — Он наш. Он про других. Не таких, как все…

Но для всех. Потому что потребность в любви есть у каждого. Потребность делать добро с любовью — удел немногих. Чаще — странных. Печально, что добрые поступки людей большинству кажутся странными. Особенно сегодня, когда все меряется деньгами и связями. Впрочем, Джон Патрик написал свою пьесу в середине прошлого века…

Маленький зал Театра Дождей, как всегда, забит до отказа. «Лишних билетиков» не бывает — все билеты проданы задолго до спектакля. В зале всего-то 55 мест, и первый ряд — почти на сцене, а последний — упирается в потолок. Стены жилконторы — не Большой театр. Но как же ей повезло, этой жилконторе, ставшей двадцать лет назад Театром! Это как сказка про Золушку или Гадкого утенка…

Театру давно тесно в этих стенах. Семья огромная! Но другой «жилплощади» не предвидится: белые вороны не умеют просить. Они просто ждут. Ждут свою странную миссис Сэвидж, которая готова потратиться на добрые дела.


Рецензии