Звездные россыпи. Часть третья

* * *

Бедрос Киркоров

Мне позвонила моя приятельница -  джазовая дива Таллана Габриэль - и спросила,  согласилась ли бы я устроить концерт Бедроса Киркорова.
- Талланочка, это было бы замечательно! -  обрадовалась я,  но слегка смутилась, представив,  сколько может стоить концерт.
Таллана перезвонила мне через полчаса и сообщила:
- Бедрос будет выступать бесплатно!
- Не может быть! - не поверила я.
- Может! -  убедительно прозвучал в трубке голос Талланы. -  Мы сделаем с ним совместный концерт. Я тоже буду петь.
На организацию незaпланированного концерта ушло несколько недель. В прессе и по радио прошла небольшая реклама, но ее хватило, чтобы зал оказался переполнен зрителями.
И хотя это было уже 20 июня 2010 года,  концерт мы назвали так:  „К 65- летию Великой Победы!  Таллана Габриэль представляет заслуженного артиста России Бедроса Киркорова  в программе  „От сердца к сердцу!“(Любимые песни и  вспоминая Эдди Рознера).

Музыкальный мир отмечал в 2010 году столетие со дня рождения Эдди Рознера.
Бедрос Филиппович всю свою жизнь очень чтит память своего наставника в музыке.  В каждый свой приезд он непременно посещает его могилу. Так было и на этот раз.  А концерт стал отличным поводом, чтобы напомнить публике произведения дирижера и композитора Эдди Рознера, которые когда-то исполнял оркестр под управлением маэстро и в котором начинал свою карьеру Бедрос Киркоров. 

За пару дней до концерта Таллана передала мне просьбу Бедроса Филипповича: зарезервировать несколько мест для его личных гостей.  Правда, он хотел выделить им места в середине зала, но в последний момент, оценив возможности нашего концертного зала, изменил свое рещение и попросил оставить свободным первый ряд.

Все уже было готово к выступлению.  Я подошла к сцене и поздоровалась с Бедросом Филипповичем. Он был сосредоточен, и, деловито  кивнув в ответ,  тут же дал несколько коротеньких распоряжений.  Просьбы были нетрудные, и,  заметив, что все выполнено  именно так, как он хотел, Бедрос Филиппович, взглянув на меня своими большими, красивыми, удивительно лучистыми глазами довольно улыбнулся.

- У Талланы лист с песнями, которые я буду петь, возьмите его, пожалуйста, -  попросил он меня снова.

Когда я принесла ему написанные его рукой названия песен на небольшом листке бумаги,  он еще раз быстро пробежал его глазами и вернул мне. Этот листок так и хранится у меня.

- Возможно,  я что-то поменяю местами,  какие-то песни -  посмотрю по ходу концерта -  или оставить, как есть? -  спросил он меня.

- Я думаю,  это не принципиально, делайте, как Вам удобно, -  ответила я. -  Только скажите мне,  когда Вы будете готовы, и мы начнем.

- Хорошо!  Давайте через пару минут уже будем начинать, -  сказал Бедрос Филиппович и ушел за кулисы,  разрешив фото и видеосъемку в том числе и зрителям.

Под первые аккорды музыки и аплодисменты зала он вышел на сцену:  высокий, красивый, импозантный, в черном свитере и черных брюках.

Бедрос Филиппович приветствовал публику:

- Добрый вечер,  господа!  Хотя какие мы  - господа?  Mы привыкли,  что мы все товарищи. Так что, лучше -  здравствуйте,  друзья!  Первую песню,  которую я Вам спою,  она в память обо всех погибших:  о евреях,  об армянах,  обо всех,  кто пал в той ужасной войне,  вообще в войнах…

Погас свет.  Зазвучала музыка, появились на экране кадры документальной хроники.  И тут Бедрос Филиппович встал на одно колено и, опершись на него рукой, запел, но прервался и обратился к публике:
- Вы извините, у меня немножко болит спина, я буду и стоять, и сидеть, и ходить во  время концерта, так что, не удивляйтесь, что тут на сцене стул стоит.  Врач мне разрешил час стоять – полчаса сидеть. Вот так и будем работать. А те песни, что я пока вытянуть не могу, послушаем в фонограмме.

Зал одобрительно отозвался в ответ. В это время мы с Талланой замерли и побледнели от страха.  Буквально накануне концерта Бедросу Филипповичу сделали сложную операцию на позвоночнике.  Его врач запретил ему какие-либо нагрузки,  но артист всеми рекомендациями пренебрег ради своего свидания с публикой.

Кстати,  он очень ждал,  что его врач -  араб по происхождению -  придет на его концерт.  Мы не решились объяснить Бедросу Филипповичу,  что его ожидания напрасны: арабский доктор, который хоть и работал в Израиле, скорее всего  не перешагнет порога еврейского заведения даже в нашей стране.  Зато пришли представители болгарского и русского посольств,  лично приглашенные Бедросом Киркоровым.

Стоит ли говорить,  что в зале, рассчитанном на 600 зрителей, свободных мест не было?! Зрители стояли даже в проходах между рядами.

Стоя на колене,  Бедрос Филиппович зажег свечу и запел снова свой знаменитый романс „Горит свеча“.  Зрители поднялись со своих мест и, стоя, прослушали всю песню до конца.   

На протяжении всего концерта, который просто превратился в доверительный разговор со зрителями,  Бердрос Филиппович рассказывал о себе, о своих родителях, о том, как попал в Советский Союз, как работал с Рознером и Утесовым, как познакомился с будущей женой, о своем знаменитом сыне, о дружбе с Алесеем Экимяном и истории создания песни „Случайность“.  И все это с огромной теплотой и нежностью.  Конечно же, в концерте прозвучали самые любимые его песни  „Алеша“, „Сынок“, „Guarda che luna“.

Таллана Габриэль вышла на сцену, и они, вспомнив историю их знакомства и дружбы, запели дуэтом.  Предоставив Бедросу Филипповичу немного отдохнуть, Таллана спела несколько своих песен. Незаметно сделав знак рукой, она пригласила на сцену меня.
Я вынесла средней величины красиво оформленную коробку с небольшим сувениром.

- Бедрос Филиппович, -  обратилась я к артисту. -  Вы сделали подарок нам,  а мы хотим сделать подарок Вам!

- Спасибо! -   абсолютно искренне удивился Киркоров.

- Это еще не все, -  предупредила я. -  Вы часто бываете в Израиле, любите эту страну и тепло относитесь к нашему народу, поэтому мы решили подарить Вам главную деталь костюма приличного еврейского мужчины!

- Приличного -  это хорошо! -  засмеялся Бедрсо Филиппович.

Я протянyла ему традиционный еврейский мужской головной убор - кипу.  Бедрос Филиппович не стал брать ее у меня из рук,  а просто наклонился и подставил голову.  Кипа села, как влитая.

- Мне идет! -  пошутил он и весь остаток концерта провел в кипе.

- Помните, Вы недавно нашли подкову на счастье? -  спросила я Бедроса Филипповича.

- Да-да, -  сказал он обрадованно и рассказал зрителям, как нашел подкову под колесами автомобиля и взял ее с собой на операцию с надеждой на удачный ее исход.

- Вы много ездите на гастроли,  подолгу находитесь в пути.  Евреи имеют одно средство, которое берут с собой в дорогу, чтобы она была легкой, без приключений -  это дорожная молитва.  Поскольку мы Вам желаем,  чтобы Ваши дороги всегда были только легкими и Вы почаще приезжали к нам,  мы решили подарить Вам дорожную молитву на особой дощечке,  где она выбита на разных языках.  И пусть это станет Вашим талисманом! -  с этими словами я передала Бедросу Киркорову дощечку,  которая имела еще один секрет: если ее повесить в машине,  она будет источать приятный аромат, т. е. с деодорирующим эффектом.

Бедрос Филиппович принял подарки, поблагодарил и с воодушевлением продолжил концерт.  Хорошее настроение,  овации,  букеты цветов  - всего было в избытке в этот вечер. Завершился он банкетом, который Таллана Габриэль дала в честь Бедроса Киркорова. Он восседал во главе длинного стола, как кавказский аксакал.
Мне нужно было уходить и я попрощалась с Бедросом Филипповичем.

- Я еще буду приезжать, и мы обязательно увидимся! -  помахал он мне рукой.

- Надеюсь, -  улыбнулась я.

С легкой руки Бедроса Филлиповича меня с того вечера друзья в шутку стали называть Девушка в Тигровом Платье, и он сам, передавая привет через Таллану, именует меня только так.



* * *

Юлиус Пилпель и Дорота Салaмон


Моя приятельница  Ружа Кроль,  работающая в культурном представительстве в польском городе Щецине,  пригласила меня посетить фестиваль искусств „Встреча культур“ („Spotkanie Kultur-2009“).  Фестиваль длился три дня,  но я могла поехать только в воскресенье.  Вместе с несколькими знакомыми мы отправились Щецин.

- У тебя сегодня будет насыщенная программа! -  сразу предупредила меня Ружа,  когда мы сели в синий микроавтобус. -  Сначала экскурсия по городу,  потом визит в еврейскую Общину, и там заодно ты дашь интервью региональному телевидению,  а вечером мы идем  в замок на заключительный концерт и закрытие фестиваля.  И еще я хочу тебя непременно кое с кем познакомить!

Польский город Щецин - один из центров средневековой Ганзы, древняя столица поморского княжества:  удивительно милый, уютный, имеющий богатую многовековую историю, но удручающий покинутыми и полуразрушенными домами. Будущая русская царица Екатерина Вторая босоногой девчонкой бегала по его улицам и играла с простыми детьми.

Фестиваль искусств проходил в Старом городе, в Замке поморских князей,  построенном еще в XIV веке, под крышей которого в наши дни расположились Театр оперы и оперетты, небольшой музей и выставочные залы.

В пресс-релизе день закрытия фестиваля был обозначен как День еврейской культуры. Программа предлагалась следующая: Вечер юмора,  Еврейский театр,  Еврейская музыкальная группа „Руах“ из города Вронки, Клезмерская група „Klezmerfour“ из Люблина,  а также еврейские и балканские мелодии.

Концерт проходил под открытым небом.  Предпоследний день августа наc очень порадовал прекрасной погодой с легким приятным ветерком.  Во дворе замка собралось очень много зрителей - в основном,  поляки жители Щецина и близлежащих курортных городов,  но встречались и туристы. На широких каменных ступеньках, ведущих в замок, расположили свой товар ремесленники из Украины, что меня чрезвычайно обрадовало, и я, конечно же, прикупила у них пару тарелок и глиняный глечик, как воспоминание о детстве.

Еще во время посещения еврейской Общины Ружа познакомила меня с очень приятным господином необычайного обаяния и с отличным чувством юмора.  Особенно забавно он рассказывал о себе: родился во Львове, живет в Польше, а подданство имеет датское. Оказалось,  что господина зовут Юлиус Пипель, он -  музыкант и аранжировщик, а еще он артист разговорного жанра, знает множество языков и умеет великолепно рассказывать анекдоты на них.  Знатоки эстрады и юмора могут оценить,  насколько тяжело смешить публику в разных странах, с разным менталитетом и с учетом языковых особенностей отдельного региона даже одной страны.  Юлиусу это удается превосходно!  Мы смогли в этом убедиться,  когда он вышел на сцену Замка поморских князей и с первых же фраз вызвал воодушевление и громкий смех в зале.  Надо отметить,  что Юлиус рассказывал еврейские анекдоты польским зрителям на великолепном польском языке и на идиш. Не секрет, что поляки и по сей день не очень приятственно относятся к евреям. Публика собралась смешанная: евреи, поляки, туристы из Англии, США и Франции.  Но виртуозное мастерство Юлиуса Пилпеля за доли секунд стерло и языковые, и национальные, и ментальные различия. Смеялись все, за исключением, быть может, полугодовалой девочки, которую родители взяли с собой на концерт, и которая в силу возраста не могла понять смысл анекдотов.  Юлиуса несколько раз вызывали на „бис“ и он с удовольствием рассказывал и рассказывал истории и анекдоты. И только после концерта признался мне, насколько трудно подобрать репертуар,  чтобы обрести симпатию зрительского зала и не разрушить гармонию всего концерта.

Юлиус выступал не один. Из Варшавы он приехал вместе с одной из ведущих актрис Еврейского театра (Teatru Zydowskiego w Warszawie) Доротой Саламон.

Дорота -  само очарование. Невысокoго роста, хрупкая, немногословная, спокойная, она кажется слегка отрешенной, когда взирает своими большими задумчивыми глазами на суетливый мир вокруг. Выкрашенные в яркий рыжий цвет волосы в сочетании с чистым,  хрустальным голосом, делают ее похожей на экзотический цветок. У нее множество ролей в театре, в кино на телевидении. Спектали с ее участием пользуются неизменным успехом у зрителей. В противовес Юлиусу, который смешил публику, Дорота, продолжая традиции еврейского польского театра, пела не только известные еврейские, но и малознакомые, довольно грустные песни. И публика, внимая ей, затихала, ловя каждое слово, каждое движение ее маленьких рук. Удивительным образом ее песни не контрастировали с анекдотами, а невероятно дополняли друг друга. Юлиус аккомпанировал Дороте.

Знакомство с Юлиусом Пилпелем и Доротой Саламон оказалось весьма интересным. Мы продолжаем время от времени общаться друг с другом и надеемся, что  когда-нибудь мне удастся организовать их концерт и у нас.


Рецензии
ЭЛЕОНОРА!
Большое спасибо за то, что ВЫ по-доброму поделились в этих трех частях
"Звездных россыпей" своими открытиями, впечатлениями,восхищением
от встреч с талантливыми, творческими людьми.
Душевная моя благодарность за интересную беседу.

Ефим Марихбейн   12.11.2011 18:26     Заявить о нарушении
Дорогой Ефим! И Вам спасибо за Ваш добрый отзыв, а еще за Вашу прозу, которую читаю с огромным удовольствием! Надеюсь, наше общение продолжится, раз уж симпатия выдалась взаимной?! С самыми добрыми пожеланиями!)))

Нора Шах   13.11.2011 15:25   Заявить о нарушении
Хорошей жизни ВАМ, ЭЛЕОНОРА!
Спасибо за сердечные слова.

Ефим Марихбейн   13.11.2011 18:16   Заявить о нарушении