О науке

Пока на свете существует религия, наука может быть правильно понята только в связи с её антирелигиозной позицией. Если такая позиция отсутствует, то, скорее всего, перед нами не наука.


Рецензии
"Пока на свете существует наука" - указание на то, что некогда, вероятно, религия перестанет существовать, не так ли? То есть та область непознанного, благодаря которой существует религия, постепенно сойдет на нет, и необходимость в самой религии отпадет. Но если область непознанного перестанет существовать, то и сама наука останется не у дел, чем же тогда она, собственно, будет заниматься? Так что науке придется сосуществовать с религией всегда, хотя бы потому, что процесс научного познания никогда не будет завершен. Это - диалектика. Теперь немного феноменологии. Ни наука, ни религия с точки зрения повседневного опыта и здравого смысла не являются носителями абсолютно достоверного знания. Если наука говорит мне, что, дескать, где-то в космическом пространстве существуют черные дыры, а религия утверждает, что Бог един в трех ипостасях - эти презумпции равнозначны. Ибо в своем повседневном опыте, подтвержденном практикой, которую принято полагать высшим критерием истинности, никто не сталкивался ни с черными дырами, ни с триединым божеством. Скорее всего, и наука и религия оперируют некими абстрактными понятиями, а не обращаются к конкретным вещам. Причем и ученые и богословы, как бы это ни странно звучало, в первую очередь верят, что за предложенными ими символами скрываются некоторые сущности, объяснить которые языком повседневности невозможно. Так что у науки и религии оказывается много общего. Поэтому-то не стоит пытаться столкнуть их лоб в лоб.

Александр Багримов   16.05.2011 13:02     Заявить о нарушении
По поводу диалектики ничего не могу Вам возразить. По поводу феноменологии. С точки зрения повседневного опыта и здравого смысла бога нет и это очевидно. С этой же точки зрения наука коренным образом переделывает конкретные вещи. Вчера мой ПК был способен отзываться на команды MS-DOS, сегодня он способен выйти в интернет, завтра он будет выполнять функции телевизора. Вчера я ел колбасу из мяса, сегодня из сои, завтра, возможно из сосновых опилок.

Причем, я полагаю, что в течение этого времени верующие много молятся, а ученики и студенты узнают много нового о природе. Они разные, хотя общего у них гораздо больше, чем у науки и религии.

Мой афоризм не сталкивает в лоб ни то, ни другое. Он разводит науку и религию так, чтобы не было путаницы. Ваша рецензия подтверждает то, что "развод" произведён квалифицированно и законно.

С уважением

Сергей Сметанин   16.05.2011 14:45   Заявить о нарушении
Позвольте еще одно небольшое замечание. "С точки зрения повседневного опыта и здравого смысла бога нет и это очевидно" - мне кажется, что здесь следовало бы уточнить так: "с точки зрения моего повседневного опыта...". Поскольку я, например, не могу в полной мере согласиться с таким высказыванием, ибо я полагаю, что, если ничего в моем повседневном опыте ничего не говорит о бытии Божием, то с той же уверенностью могу говорить, что в моем опыте ничто также не указывает на небытие Божие. Такая вот позиция агностика, которого атеисты обвиняют в непоследовательности, а верующие - в нерешительности.
Согласен, сегодня практические достижения науки очень сильно входят в повседневный опыт, так же как несколько веков назад схожую по подобию функцию выполняла религия. По подобию, но не по существу - это тема для отдельной беседы.
С уважением, Саша.

Александр Багримов   16.05.2011 15:04   Заявить о нарушении
По отношению к некоторым вещам я тоже агностик. Например к наркотикам, чрезмерностям всяким. Но больше всего я агностик по отношению к агностицизму. Это для меня "вещь в себе", непознаваемая в принципе.
:)
С уважением

Сергей Сметанин   16.05.2011 16:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.