Размышления глухого о музыке

И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час;
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.

               А.А.Ахматова





Соседка сверху по выходным разучивает на фортепиано “Чардаш” Монти.  Девушка, похоже, на редкость тупая – за  полгода наверное и я бы научился выбивать чардаш на этой балалайке с клавишами. Уже одно то, что я знаю эти слова: “чардаш” и “Монти” говорит о том, что мне эта долбежка небезразлична. То есть, я , при всей своей музыкальной дремучести, все-таки утрудился поинтересоваться, чем же это таким меня пытаются разбудить в субботу утром.  Но я не страдаю, нет – пока она учится,  я собрал огромную коллекцию исполнений “Чардаша” – от Феди Карманова до Ванессы Мэй. Есть “Чардаш” на ксилофоне и даже на бутылках. Есть гитарные аранжировки. Гитара – чудный инструмент, в умелых руках она не сможет превзойти может быть только орган. Стремительный фриш чардаша в гитарном дуэте переходит почти в тремоло, ломая мозг мыслью о невозможности такой музыки, исходящей из человеческих пальцев и отдаленно напоминая ощущения  от “Альгамбры” бессмертного Тарреги.

  Но и гитара здесь – не то. Только скрипка. Скрипичный дуэт. А еще лучше с ансамблем или с оркестром. Но только скрипка. Хотя написан он для скрипки и мандолины. Но без мандолины вполне можно обойтись. Даже лучше. Но скрипка…!

  Некоторые умники из психологов советуют полюбить то, что вам мешает. Я не могу полюбить соседку – это выше моих сил. Я никогда не смогу полюбить женщину, которая хоть раз разбудит меня в субботу. Само собой, мужчину – тоже. Ну, это и без субботы исключено… Мы встречаемся в лифте. Она едет со своим кефиром наверх – к ящику с клавишами. Страдать самой и мучать человечество. Впрочем, на человечество мне наплевать.

  Круг моих музыкальных познаний включает в себя кроме “Чардаша” еще бетховенскую Девятую симфонию, под которую я в свое время привык готовиться в коммуналке к экзаменам. Ну еще “Полет валькирий”. И, пожалуй – все. Мой сосед по старой коммуналке Петрович весьма уважал “Полет шмеля”. Говорил, что “добавляет скорости в жизни”. Причем “Шмеля” он произносил так сказать с большой буквы, имея в виду фамилию , и называл эту штуку “Песня еврейских летчиков-героев”. Петровичу было на евреев наплевать – так же, как мне на всех остальных. Просто у него был такой юмор. Петрович в пехоте гнал немцев от Ленинграда до самого Берлина. У него двенадцать ранений и ни одной награды. Точнее, к семидесяти годам ему почему-то стали выдавать различные запоздавшие на полвека медали. Попадал Петрович постоянно в такие части, с которыми что-нибудь случалось. И наградные списочки из этих частей оседали где-то до выяснения. А фронты катились вперед,  вместе с ними и Петрович – подальше от выпавших в осадок наградных списков и поближе к немецкой пуле.  Трудно сказать – повезло ему или нет… Другие не вернулись вообще или вернулись калеками. Петровича же починили и косметически он был очень даже ничего.

  А однажды я зашел к Петровичу за газетой, а он сидел в кресле уже мертвый. С этой самой газетой на коленях. В комнату Петровича вселили какого-то мента-лимитчика. Когда новый сосед приехал смотреть жилье, я попросил его что-нибудь на память о Петровиче и мне было разрешено минут десять покопаться в вещах. Я не люблю этого – ни когда в моих вещах кто-то роется, ни сам не люблю. Но тут почему-то мне захотелось спасти от помойки, от бомжей хоть что-то. Ведь человек жил со всем этим, когда-то он принес в дом каждую фотографию, каждую книжку, каждую мелочь. И ведь принес зачем-то.

  Я взял альбом с фотографиями – под ним в столе лежала желтая от времени старая толстая тетрадь. Тетрадь оказалась нотной и была исписана непонятными мне закорючками от корки до корки. Я потом отнес эту клинопись знакомому музыканту. Через неделю приятель вернул мне тетрадь:

- Так, ничего особенного. А чье это?
-Да…одного человека. Не мое – не бойся.
- Я вижу, что не твое. Знаешь, - крепкие учебные вещи. Даже есть кое-что очень симпатичное. Там- в середине, я заложил. Видимо, человек учился композиции. А что дальше? Где сам человек-то?
- Умер.
- Жаль. А что он еще написал?
- Не знаю. Ничего, наверное…

  В альбоме, спасенном из комнаты Петровича, на одной из первых фотографий позировал юноша с невероятно знакомым лицом. В руках у него был кларнет. Вот тебе и Петрович. Слесарь шестого разряда и кошмар местного вытрезвителя.

  Я брел домой , спотыкаясь на мокрой набережной Фонтанки. В сумке у меня лежала никому не нужная нотная тетрадь. Все, что осталось от человека. А ведь там…там были и этот юноша с галстуком-бантом и кларнет и мама…Наверное были какие-то девочки, спорт, пляж в Озерках, волейбол. Я шел и думал совсем крамольную мысль. Ведь все эти юноши с кларнетами совсем не думали, что их убьют в первый же месяц войны. Подумать об этом оставили только Петровича. Да и то – задним числом. Подумал чтобы задним числом. Потом. А тогда они все отложили кларнеты и кисти, логарифмические линейки и шахматные доски – чтобы пойти туда, куда пошли все. Чтобы потом не оказаться в дураках, без медали там или просто без отметки в военном билете. Как же им было без войны-то? Если уж привалила такая удача…

  Сколько же всего этого сожгли в Ленинграде в буржуйках – стихов, симфоний, систем уравнений, набросков и полотен? Может быть остывающие руки родных еще хранили как память деревянный кларнет, но когда руки все же остыли…Это ж как нужно жить потом, какую музыку писать, какие стихи, если знать, сколько этого всего кануло в огонь, ушло в неизвестность…А может быть как раз – никак? Не смог же Петрович. Не стал.

  Про ленинградцев иногда говорят, что они не плачут. Когда все время идет этот чертов дождь, разве можно отличить его от слез?


Рецензии
Полюбить то, что мешает? - интересная мысль. ☺

Но, Лёша, я вот никак не могу полюбить скрипку, никак. Это всё так нервно, так надрывно, такой вынос мозга, что хочется дать кому-нибудь денег, чтобы скрипка умолкла. ☺ Вот правда. Лучше уж фортепиано с окрестром. И вальс. ☺

Кстати вот, когда вдруг слышу по радио Шторм в исполнении Ванессы Мэй, то всегда вздыхаю - не нравится мне это ярко выраженное неистовстово. Прямо вот звук бормашины, но никак не январская метель.

Хорошо пишешь, Лёша. Понравилось. Дождя стало так мало, что приходится сдерживать слёзы.

Лора Маркова   15.01.2016 09:15     Заявить о нарушении
Это все, Лора, видимо, зависит от каких-то камертончиков в нашем мозге. И от этого все предпочтения в среде музыкальных инструментов. Папа мой очень любил духовые. Я - струнные. Но не фортепиано. Ну это не мы виноваты, а природа. Такие мы.
Ванессу не люблю. Ходил вживую - слушал. Скрипка у нее электрическая, совсем не то. И музыку она не ту выбрала. Ты права - бормашина. Кстати, зубы ведь надо...)
Дождь еще будет - осень никуда от нас не денется. А пишу я нехорошо, то есть совсем не пишу. Хотя, если не шутишь, - спасибо. Писал когда-то.
Много написано кусков. Хотелось большого, но не хочется заканчивать. Законченная книга - как будто заканчивается жизнь. А я не хочу ничего заканчивать.
Я так рад твоему посланию - ты даже не представляешь. Я очень рад. Будь счастлива.)))

Черный Следопыт   23.01.2016 19:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 70 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.