Светлая память... всем блокадникам!!!

«Вам беззаветным защитникам нашим

Память о вас навсегда сохранит Ленинград благодарный
Жизнью своею потомки обязаны вам
Бессмертная слава героев умножится в славе потомков
Жертвам блокады великой войны
Вечен ваш подвиг в сердцах поколений грядущих
Гордым героям бессмертная слава

Жизнью своею равненье на павших героев держи».
                М.А. Дудин
 
Перед входом на Пискарёвское мемориальное кладбище установлена памятная мраморная доска с надписью: «с 4 сентября 1941 года по 22 января 1944 года на город было сброшено 107158 авиабомб, выпущено 148478 снарядов, убито 16744 человек, ранено 33782, умерло от голода 641803».
Взято из Интернета.
 
 
- Дедуленька, ну скажи, почему у всех деды воевали, а ты нет? – приставала я к своему деду.
 
- Дорогая моя, не всех брали на фронт… Меня не взяли, специальность оказалась не та, - отмахивался дедушка от меня, стирая слезу.
 
- А почему тебя называют "сухарик"? Ты что такой же черствый, как сухарь? - не сдавалась я.

 
И вот пришло 8 Мая.
Мой дед достал костюм, почистил его, и я увидала медали, но не такие как у всех, а другие.
 

- Дедуленька, ну расскажи мне! – я продолжала настаивать на своем.
 
- Завтра сама увидишь, пойдем на Праздник Победы.
 
Сумасшедшая от радости, я носилась по квартире…
Мама сходила и купила гвоздики. Ночью мне не спалось, я  представляла встречу деда с друзьями-фронтовиками.
Когда утром я проснулась, дедушка уже был при полном параде.
 
- Ты готова? – только и спросил он меня.
 
- Всегда готова! – ответила я.

 
Он грустно посмотрел на меня, и мы вышли из дома.

  Но вместо того, чтоб идти на Невский проспект, сели в трамвай и ехали так долго, что  мое терпение кончилось.

Деду все кланялись, а я не знала почему…

Наконец мы приехали - на Пискаревское кладбище.

И мне сразу бросилась фигура женщины, которая возвышалась над всем, как мне тогда казалось, пространством.
 

- Где мы?
 
- Здесь лежат мои друзья и товарищи, которые не прошли Блокаду.
 
Я замолчала…
Тут к деду начали подходить люди, знавшие его, все до единого гладили меня по голове и спрашивали меня, как Сухарик?
Я не выдержала и поинтересовалась, отчего моего дедушку так зовут, и почему они не были на фронте и не били фашистов.
Все посмотрели на деда очень укоризненно, мол, почему внучке не объяснил.
Он только кивнул головой – мала, мол, ещё.
Тогда одна тетенька взяла меня за руку и, усадив на скамейку, начала рассказывать…
Оказалось, что специальность моего дедушки была – сапожник, и работал он вместе с друзьями на фабрике «Скороход».
А так как фронту нужны были сапоги, ботинки и валенки, сотрудников  не отпускали на фронт.

Они целыми днями проводили на работе, там же и спали, иногда уходя домой.

Если кто-то не возвращался, знали - или умер, или лежит бездыханный.

 
- Почему? - спросила я.
 
- А ты не слышала про Блокаду?
 

- Слышала, но разве это касается и всех вас?
 
- Так мы ж и были в Блокаде!
 
- Как?  И мой дедуленька?
 
- Ну, конечно. Один раз он не вернулся на работу, мы с Игорем побрели к нему, видим - лежит, порубил комод, верхнюю часть и всю нижнюю, а один ящик не тронут был.
Мы его спрашиваем, чего ж не весь изрубил.
Он говорит, раз заперт, значит, там важные документы, я не могу его трогать.
Мы это понимали, правда, помочь ничем не могли, попрощавшись с ним, ушли, а он остался.
Только после окончания войны, мы, встретившись, узнали, что сын, твой папа, успел вывезти его по Ладоге на Большую Землю.
 
- А почему «сухарик»? – напомнила я.
 
Тут она рассмеялась и сказала, что в том ящике, когда они вернулись в квартиру и взломали его, обнаружились белые сухари...
- А ты не говори никогда, что дед не воевал! Он тоже воевал, хоть и  не на фронте. Посмотри, сколько здесь наших друзей…
 
Я побежала к дедушке и повисла у него на шее.
 
- Спасибо, мой дорогой Сухарик! - слезы катились из моих глаз.
 
Я преклоняю голову перед всеми, положившими свои жизни в блокадном Ленинграде…
Светлая им Память.


Рецензии
Маргарита, спасибо! Замечательный рассказ. Да, это были удивительные люди:
http://proza.ru/2015/04/11/782

Сергей Маслобоев   15.06.2021 01:42     Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.