Традиции казахов-2 часть
Фото:
Из интернета. Сельский вариант национального блюда "БЕШПАРМАК"...
***
О пунктуальности казахов.
Если Вы пригласите казаха, к примеру, на свадьбу или на день рождения-будьте уверены он опоздает не менее чем на час. Даже если вы его персонально предупредите, что торжество начнётся вовремя и ждать никого не будете.
На Ваши упрёки ответит удивлённо-обиженно : " Ты чо?! Я же Казах!"
Если казаху дали слово на торжестве -считайте, что Вы попали в московскую автомобильную пробку - говорить пожелания менее 20 минут у казахов считается дурным тоном.
Женщина в казахской семье не является существом бесправным и забитым. Знаю много семейных пар, где "шишку" в семье держат жёны.
На людях такая жена никогда не будет перечить мужу, но дома опять возьмет власть в свои руки.
Казашкам не вменяется в обязанность ходить в платке, не запрещено носить любую светскую
одежду
Уважение к старшим у казахов считается священной обязанностью, в казахском языке есть даже такое слово "АГАЙ"-это почтительное обращение к СТАРШЕМУ ПО ВОЗРАСТУ (в русском языке такого слова нет. "УВАЖАЕМЫЙ" , "ДЕДУШКА" не передаёт тот смысл подчтения к старшему), только так обращаются казахи к старшему ПО ВОЗРАСТУ.
Должность, служебное положение тут не имеет никакого значения.
Россиянин Валерий Анипко о своём путешествии по Казахстану: "...Зайдя в автобус типа «ПАЗика» мы были просто шокированы тем, что, тут же вскочив с мест, нам предложили сесть сразу пятеро молодых парней и девушек!
Позже мы узнали, что если бы они этого не сделали, то сразу бы получили замечание, что у них плохие родители, раз так их воспитали.
Представляете - это не они плохие, а их папы и мамы! А кому приятно слышать такое в адрес родителей? ..."
Помню и сам я когда впервые, тогда ещё студент, вощёл в полупустой(!) автобус в одном казахском селе и мне поспешно уступил своё место казахский паренёк, не намного младше меня, испытал что-то вроде культурного шока.
О людях преклонного возраста казахи не говорят указывая на возраст: "дед", "старик", а говорят почтительно-дипломатично: "АКСАКАЛ!" -("белобородый!").
Белый цвет у казахов самый почитаемый. Белый верблюд, белая юрта ...- это круто!
Казахи не набожны.
Возможно из-за больших расстояний и низкой плотности населения у казаха мечеть в душе.
Ярый исламизм в Казахстане отсутствовал всегда и его проявления уголовно наказуемы законом.
Казахи по доброму честолюбивы. УВАЖЕНИЕ-это для казаха не пустые слова.
Для казаха очень важно где сидеть за столом. У них есть такое понятие: "ПОЧЁТНОЕ МЕСТО" -это считается то, что ПОВЫШЕ, во главе стола, лицом к входу.
На это место обычно и сажают гостя.
Если в гостях казаха посадить на не подобающее его рангу место-это будет тяжёлым ударом для него, он будет сидеть и горестно думать : "Ой, бай! ЗА ЧТО!?"
В то время, как для других народов особого значения не имеет место за столом.
Стол по казахски- это "ДОСТАРХАН"
"Достар"- дружба или друг по казахски.
Опозориться, потерять лицо-нет большего несчастья для казаха. И наоборот, если казаху удастся возвыситься, кто-то похвалит его, или даже посадит молодого казаха за столом на ПОЧЁТНОЕ МЕСТО он будет по-детски радоваться и зыркать по сторонам глазами - всё видели?! (слышали!?)
Казахи не обидчивы, не мстительны, не злопамятны - это показатель силы и благородства.
У них есть такая народная забава,поэтический спор -"АЙТЫС", садятся, взяв в руки домбру (струнный, музыкальный инструмент) и начинают импровизируя, стихами, поочерёдно, друг друга подкалывать.
Иногда - на грани фола!
(У россиян - аналогичное есть - ЧАСТУШКИ!)
Зрители катаются по полу, утирая слёзы.
Победитель получает приз.
Удивительно, всё-таки мусульманская страна, но
в айтысе имеют право принимать участие и женщины(!)
Спорить, проявлять остроумие, - против самих МУЖЧИН !!!
Сказать по правде, не зная языка и видя айтысы только мельком по телевидению пару раз, считал это чем-то примитивным. Но однажды в фильме "МЫН БАЛА" (очень-очень сильный фильм, уровень лучших голливудских фильмов) был потрясён глубиной иносказаний и красотой слов в айтысе. И это в переводе!
С любезного разрешения Алмы Джумабаевой (http://www.proza.ru/2014/10/06/1711):
"...Так чем же завораживает айтыс? Бурлящими в душе эмоциями от стремительной, искусной речи акынов; их умением мгновенно парировать в ответ стихами, вызывая смех и восторженные аплодисменты зрителей; энергетикой зала, жаждущей правдивого слова, смелой критики. Ведь истинный айтыскер не взирает на должности, не кривит душой. Когда на него устремлены сотни пар глаз, он на подъеме, он вдохновлен.
По традиции каждое выступление айтыскеров начинается с оригинального приветствия публики, в котором полагается похвалить достопримечательности города или отметить известных людей этого края. Желателен и комплимент в адрес хозяев и организаторов праздника.
На этапе торе-айтыс соперники должны ответить на вопросы друг друга, обменявшись колкостями в шутливой форме.
«Если б брали во внимание весовую категорию
Не суждено б нам никогда в паре выступать...» --
с задорной улыбкой приветствовал стройный Ринат Зайытов Маржан Есжанову, женщину крупную, сильную, с чуством собственного достоинства.
Этап кайым-айтыс требует особой концентрации внимания и импровизаторского таланта. Айтыскер, предварительно поговорив с хозяевами края, изучив местные проблемы, должен крылатой ёмкой фразой высказать во всеуслышание ту правду, которую жаждет народ.
«Прежде чем, пыхтя,
Стремиться
В круг пятидесяти
Развитых стран,
Помогли бы пятидесяти
Обездоленным старикам...»
«Как бы, внедряя
Трёхъязычие,
Не внедрить бы
Косноязычие...»
«Когда парламент в руках
Партии одной,
По её желанию и яловая
Корова отелится...»
Искусство айтыскера состоит не только в том, чтобы быть острословом и хорошо петь, необходимо ещё обладать артистизмом и харизмой. В чём особенно выделялась на сцене Жансая Мусина из Орала, так полюбившаяся зрителям. Выступая в паре со светловолосым Ирангайыпом Кузембаевым из Астаны, она пела:
«Э-э-э-й!
Смотрю на тебя и не могу понять,
Отчего же ты такой
Рыжий подобно апельсину?
Что совсем не свойственно казахам.
Расположился солнышком подле меня
И купаешь в искристых лучах своих.
Может, ты потомок Петра 1?
А может, живой двойник
Того самого Золотого человека?»
А когда Ирангайып поинтересовался, отчего она всё сидит в девках, то Жансая «убила» своим ответом весь зал:
«Э-э-э-й! Красный костюм!
Так увидев меня, жигиты робеют,
Не в силах и двух слов связать.
А невеста я видная:
Глаза чёрные, что у верблюжонка,
Щёки подобно яблокам румяны,
Ноги стройные, как скалки,
Руки хваткие, как молоток.
Видно, придётся мне
Самой украсть жигита,
Хватит сил как бы ни сопротивлялся»...."
Не правда ли здорово?! И это в переводе!
***
О скромности казахов
Дело было в общественной бане, люди там расслабленные, кое-кто и выпимши. Разговаривают обо всем на свете.
Что мне нравится-тут все равны и министр и дворник.
Один солидный казах, то ли профессор какой, то ли преподаватель ВУЗа, но рассуждал-заслушаешься. Так за ним и ходила толпа зевак, желающих обогатиться интересными познаниями на разные темы.
Обратился он ко мне по-казахски.
Я скромно ответил:
-Не понимаю я.
-А-а, коре-е-ец!
Начал тут же рассказывать про Корею.
Потом говорит:
-Казахи и корейцы это вообще-то близкие нации. Посмотрите сами, если кореец с русской "скрещиваются" - то дети КРАСИВЫЕ, КАК КАЗАХИ получаются!
У меня чуть тазик из рук не выпал.
Вот и я говорю-скромные...
В Казахстане есть такая шутка: "Если вы встретите казаха с русским именем - знайте - это корееец!"
***
В Казахстане два официальных государственных языка: казахский и русский, но в городах 90% разговаривают только на русском, несмотря на уже длительную борьбу и большие материальные затраты государства за внедрение и развитие казахского. Я думаю это от того, что сильны экономические причины. С кем можно разговаривать по казахски? С бедными жителями аулов или понимать язык жителей Киргизии и Узбекистана...
Как-то в супермаркете кассирша-казашка обратилась ко мне на казахском (я подозреваю что им дано такое указание), затем, тяжело вздохнув, спросила, есть ли у меня мелочь, на русском.
Пришлось искупать свою вину:
-Я кореец, просто красивый, как казах.
Кассирша счастливо зарделась.
***
О том какие были казахи наездники говорят их древние молодецкие игры, практикуемые до сих пор, изредка, в сёлах.
Например:
"козлодранье"-на полном скаку надо было первым поднять с земли шкуру козла и донести до финиша, в то время, как другие джигиты пытаются её вырвать и скинуть седока.
Или "поцелуй девушку" ("Кыз куу"-мне мой консультант внештатный Дина Абилова подсказала) - лихой джигит должен на полном скаку догнать и поцеловать удирающую от него на коне девушку.
Попробуйте сами поцеловаться прыгая, как на скакалке!
Если джигит не смог этого сделать его имидж сильно страдал, так что я думаю девушки всё таки придерживают своего коня, если парень ей понравится.
А затем уже начиналось самое интересное-теперь уже парень удирал сломя голову, а девушка должна его догнать и отстегать "за наглость" кнутом под одобрительные возгласы "болельщиков".
Всё это на полном скаку.
Вахабиты, наверное, хватаются за сердце глядя на такие народные забавы казахов.
Я что-то сам сейчас подумал, а должен ли джигит жениться на девушке, которую он публично поцеловал?
Вот , кстати ,и яркий пример эмансипации. Как может муж потом вякать, если его жена публично порола кнутом за невинную, в общем-то, шалость.
На месте джигитов я бы кольчужку поддевал...
***
Казахстан, наши дни.
ЦЕНТР города Капчагай, близ Алма-Аты (70 км.).
Автомобильные пробки тут видели только в кино.
Один местный житель этого городка горестно посетовал недавно:
..." В последнее время так много машин стало на дорогах, что к перекрёстку подъезжаешь - ПРИХОДИТСЯ ПО СТОРОНАМ СМОТРЕТЬ!"
***
Вот такие они Казахстан и казахи.
В моей душе-и радости и грусть
В ней мир царит
И происходят войны
В моей душе
И Азия и Русь
Как сёстры
Уживаются спокойно
В моей душе есть зло
и есть добро
В ней глубоко запрятано отчаяние
В ней нужных слов храниться серебро
И золото ненужного молчания.
Автор Туманбай Молдагалиев, автор гимна Каз.ССР.
****
Свидетельство о публикации №211050500201
Карлыгаш Мукашева 30.07.2017 08:24 Заявить о нарушении