Вариант сознания... ч. 19

                * * *
           «Доктор  Живаго»: на  полпути от  зверя к  ангелу.
   В  прессе -  спустя  30  лет после  публикации  «Доктора  Живаго»  -  разгорелась нешуточная  полемика.  Ее  открыла статья  Д.Урнова в  «Правде».  Мы  привыкли,  что,  по  марксистским понятиям,  партийная  газета  является коллективным   пропагандистом,  агитатором и организатором. Кажется, от роли организатора  газета идет к  роли    выразителя  общественного мнения.
 Впрочем,  все   может быть гораздо проще. Статья другого критика,  А.Вознесенского,  пропитана  духом  неприятия  сталинизма. Пастернак  был  чуть ли не  единственным  из  писателей  30-х годов,  кто отказался  подписать  «коллективное  письмо» с  требованием  расстрелять  Тухачевского.  На сей  счет в   романе есть  сильная  фраза: «От огромного большинства из  нас  требуют постоянного, в систему  введенного криводушия». Пастернака поднимают,  но  не  как великого поэта  и  художника,  а как выразителя  нужного сейчас   строя  мыслей  и  чувств.  Вознесенский  даже  тему  христианства  сумел повернуть против  Сталина. Христианство -   это милосердие,  безоружная  истина,  терпимость. Сталин  же,  как  выразился  Пастернак,  тип Ирода,  Калигулы,   деспот дохристианской  жестокой  эпохи…
 Удивительно,  как мои собственные  размышления  о  сущности  христианства  как первом  шаге  на пути преодоления   зверя в  человеке, -  удивительно,  как  они созвучны  мыслям  Пастернака. «Если бы    дремлющего в  человеке  зверя   можно  было остановить угрозою  <…>  высшей  эмблемой  христианства  был  бы  цирковой  укротитель  с хлыстом,  а  не  жертвующий  собой   проповедник».
  Я  полагаю,  что в  психике человека  уживаются  три пласта:  во-первых, индивидуальная   психология, во-вторых,  массовая (коллективная, социальная)  психология. Это собственно  человеческие  пласты.  За  ними кроется    пласт  дочеловеческого   периода  нашей  жизни,  то  есть,  психология  зверя. Путь человечества  многотруден  -   надо пройти от зверя  к  ангелу. Учение  Христа – попытка  изгнания  бесовского,  то есть,  звериного, начала из  человека:  не  убий,  не укради,  почитай  мать и отца, возлюби  врага  своего… Предшествующая   же мораль   от зверя  ушла  недалеко:  око  за око,  зуб за  зуб…
В  статье  Вл. Гусева -  интересные соображения  о литературной  генеалогии Юрия  Живаго:  это  «лишний  человек». Суть же «лишнего человека»    русской классической литературы  такова: он  лишний в  житейской  практике,  но  он  прямо или косвенно признает над собой    власть  духовного идеала,  сознательно соотносит свою  жизнь с  идеалом.  Для  Живаго противны    житейские  игры, кланы  и стаи   -  ему  дороги  тайная  свобода и творчество. Он соотносит свою  жизнь с  вечным и непреходящим.  Такую  же соотнесенность мы  чувствуем  и в  Пушкине, и в  Чехове. Они не  замыкались   в  своей  эпохе,  а думали о жизни вообще.  Это страшно сложно,  ибо   тысячами  нитей  быт опутывает человека,  разменивая   бытие  на житейские  пятаки.
                7  июня  1988.


Рецензии