Вариант сознания... ч. 19
«Доктор Живаго»: на полпути от зверя к ангелу.
В прессе - спустя 30 лет после публикации «Доктора Живаго» - разгорелась нешуточная полемика. Ее открыла статья Д.Урнова в «Правде». Мы привыкли, что, по марксистским понятиям, партийная газета является коллективным пропагандистом, агитатором и организатором. Кажется, от роли организатора газета идет к роли выразителя общественного мнения.
Впрочем, все может быть гораздо проще. Статья другого критика, А.Вознесенского, пропитана духом неприятия сталинизма. Пастернак был чуть ли не единственным из писателей 30-х годов, кто отказался подписать «коллективное письмо» с требованием расстрелять Тухачевского. На сей счет в романе есть сильная фраза: «От огромного большинства из нас требуют постоянного, в систему введенного криводушия». Пастернака поднимают, но не как великого поэта и художника, а как выразителя нужного сейчас строя мыслей и чувств. Вознесенский даже тему христианства сумел повернуть против Сталина. Христианство - это милосердие, безоружная истина, терпимость. Сталин же, как выразился Пастернак, тип Ирода, Калигулы, деспот дохристианской жестокой эпохи…
Удивительно, как мои собственные размышления о сущности христианства как первом шаге на пути преодоления зверя в человеке, - удивительно, как они созвучны мыслям Пастернака. «Если бы дремлющего в человеке зверя можно было остановить угрозою <…> высшей эмблемой христианства был бы цирковой укротитель с хлыстом, а не жертвующий собой проповедник».
Я полагаю, что в психике человека уживаются три пласта: во-первых, индивидуальная психология, во-вторых, массовая (коллективная, социальная) психология. Это собственно человеческие пласты. За ними кроется пласт дочеловеческого периода нашей жизни, то есть, психология зверя. Путь человечества многотруден - надо пройти от зверя к ангелу. Учение Христа – попытка изгнания бесовского, то есть, звериного, начала из человека: не убий, не укради, почитай мать и отца, возлюби врага своего… Предшествующая же мораль от зверя ушла недалеко: око за око, зуб за зуб…
В статье Вл. Гусева - интересные соображения о литературной генеалогии Юрия Живаго: это «лишний человек». Суть же «лишнего человека» русской классической литературы такова: он лишний в житейской практике, но он прямо или косвенно признает над собой власть духовного идеала, сознательно соотносит свою жизнь с идеалом. Для Живаго противны житейские игры, кланы и стаи - ему дороги тайная свобода и творчество. Он соотносит свою жизнь с вечным и непреходящим. Такую же соотнесенность мы чувствуем и в Пушкине, и в Чехове. Они не замыкались в своей эпохе, а думали о жизни вообще. Это страшно сложно, ибо тысячами нитей быт опутывает человека, разменивая бытие на житейские пятаки.
7 июня 1988.
Свидетельство о публикации №211050500279