Про ежиков

      
               

               
Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал
им пищу их в свое время. Даешь им – принимают;
отверзаешь руку Твою – насыщаются благом.

Псалом 103, ст. 27-28

     Просыпаюсь оттого, что в доме и во дворе идет какая-то суета: скрипы, шаги, громкие разговоры. Быстро одеваюсь и выскакиваю на крыльцо. Ура-А! Нам привезли сено. Ворота широко распахнуты, во дворе стоит подвода с запряженной лошадью. Сарай открыт и все домашние, кто с вилами в руке, кто с деревянными граблями ходят вокруг, громко переговариваясь, прикидывают, как лучше поставить телегу,  чтобы удобнее было перекладывать сено на сеновал. Бабушка, увидев меня, что-то бурчит укоризненное о совином птенце, и нравоучительное - о стрекозе и муравье, о пропущенном завтраке и обязательном платке на голове, но я  ничего не слышу. Сено привезли! Это такое событие!

     Когда его складывают в сарай, то нам детям, дедушка доверяет посыпать эту душистую массу сухих трав крупной солью и разрешает прыгать по уложенному сену,  утрамбовывая его. Мы босыми ногами топчемся по нему, кувыркаемся, падаем во весь рост, забираемся на поперечные балки крыши сеновала и прыгаем от туда на мягкую перину, проваливаясь по пояс в пушистое разнотравье: полевицы и мятлика, тимофеевки и овсяницы, лютика и донника. А как все это пахнет! Боже! Как вкусно пахнет сено! Солнцем,  клеверным медом  и ароматной горечью полыни, с кислинкой от чабреца.

     Я вижу деда, разминающего в руке пучок сена, он улыбается. Осоки мало, а это значит, что наша корова Красотка будет довольна и даст нам много, много вкусного молока. Взрослые начинают носить сено в сарай, а мне пока там делать нечего.  Вот, когда придет вторая подвода, то дед вручит миску с солью и скажет:
- Ну! Робята, уминайте, как следует, а соль сыпьте, как показывал! На вилы не лезьте! К краю близко без оглядки не подходите!  За Аленкой присматривайте! С Богом! И я с двумя старшими братьями полезу утрамбовывать, уложенную на хранение скирду. Вот пойдет потеха!

     В ожидании этого события, сажусь на ступеньку крыльца, с ломтем хлеба в одной руке и кружкой молока в другой, и рассматриваю лошадь. Она стоит и мотает головой, недовольно фыркает, машет нервно хвостом, отгоняя мух и оводов. Ее кожа на спине подергивается, она  перебирает передними ногами, косит карим глазом, и такое впечатление, что кобылка чем-то обеспокоена. Телега дергается от ее перемещений, и дед покрикивает на нее, провинившуюся. Присмотревшись внимательно, я вижу у передних копыт лошади какое-то движение. Четыре сереньких комочка перекатываются у ног лошадки. Я подошла поближе и ахнула! Маленькие, величиной с мой детский кулачок – ежата.

     На мой крик, сбежались все. Старший брат Вася  достал из-под ног лошади ежат и положил их в свою кепку. Иголочки у них мягкие, но они по-взрослому сердито плюются и подпрыгивают, пытаясь напугать противника. Какие они хорошенькие! Коричневые с проседью животики,  малюсенькие лапки, острые мордочки с круглыми ушками и  черные бусинки глаз. Живые игрушки. Бабушка говорит, что, по всей видимости, готовя сарай к новому сезону, мы разворошили гнездо ежей. Взрослые возвращаются к своему занятию, а я задумываюсь, как бы сохранить  жизнь этих крох. Таких маленьких в огород не выпустишь, там их кошка поймает или какой другой враг погубит. В сарай нельзя – затопчут.

     Дедушка дает мне добрый совет, рекомендует  построить загончик с крышей. Я увлеченно принимаюсь за работу. Собираю все, под руку попадающие, колья, вбиваю их с помощью молотка в землю, сверху куски дранки и домик для малышей готов. Аккуратно пересаживаю их в убежище и ставлю блюдечко с молоком. Живите! Бабушка, проходя мимо, смеется и говорит, что не долго они здесь проживут:
- Какая мать оставит детей своих? Сегодня же ночью и уведет в другое место! Аленка! Крышу не делай тяжелой, чтобы не придавило никого из них.

      Во двор въезжает вторая телега с сеном, и я оставляю ежат одних, чтобы помогать Васе и Леньке на сеновале. К нам потом прибегают на помощь соседские дети, и мы весь день прыгаем, прыгаем и прыгаем. В сарае жарко. В косых лучах солнца, проникающих через щели между досок постройки, дрожит и кружится, поднятая нами сенная пыль. Сухие травинки везде: в волосах, на теле, в ушных раковинах. Наша кожа, кажется, пропиталась запахом лугов, мы устали, но как мы счастливы. Бабушка объявляет нам и нашим друзьям, что баня готова. И мужчины идут первыми смывать с себя трудовой пот, а за ними потом мы - женщины.

     После бани, все садятся в саду, среди вишневых деревьев, украшенных обильно красными ягодами, за большой, сколоченный из досок стол.  И без вилок, руками берут из чугунка, поставленного на середину стола, отварную картошку, посыпанную укропом и политую подсолнечным маслом. Едят,  хрустя свежепосоленными огурчиками, и неторопливо обсуждают проделанную работу, виды на урожай, и прогнозы погоды на предстоящую неделю. Здесь же на столе стоит глиняный кувшин с прохладной простоквашей и большими кружками. Пей, сколько хочешь.

     Моя подружка Надя засыпает, привалившись к плечу своего отца. Он смотрит на нее и как бы извиняясь, говорит нам:
- Вишь, как умаялась! И до дома не дотянула, придется на себе тащить.
Все сразу вспоминают, что день закончился. Солнце из яркого, пылающего диска, превратилось в большой оранжевый круг, краем своим стоящим на земле. Оно готово уйти на покой. Птицы постепенно умолкают. Только, трещат в траве неугомонные кузнечики, но и они скоро замолчат. Я вошла в дом, и не помню, кто помог снять платье, как я оказалась в кровати, кто накрыл одеялом, кто чмокнул в щеку? Я сплю.

     Утром, проснувшись, первое, что вспоминаю – это маленьких ежиков, оставленных мною во дворе. Наскоро одевшись и обувшись, выбегаю из дома. День обещает быть солнечным и жарким. Это я определяю по полету ласточек и стрижей, стремительно проносящихся высоко над домом, да радостным крикам скворцов, облепивших вишневый сад. Вот, и сооруженной мной домик! Но что это?! Крыша на нем провалилась, сбоку сделан подкоп, часть стены упала. Ежат нет! Блюдечко стоит на прежнем месте, вылизанное дочиста. Пауза, затем слезы:
- Бабуш-кА! Ежат похитили!

     Бабушка появляется из курятника, поправляет фартук, платок на голове, концом платка вытирает глаза, и я вижу, она смеется. Я в недоумении смотрю ей в лицо, как можно веселиться, когда такая беда – маленькие беззащитные ежата пропали. Все тело моей бабули содрогается от смеха, и она сквозь него, мне говорит:
- Дитя, ты неразумное! Я же тебе вчера говорила, что ни одна мать не оставит своих детей в беде. Как только стемнело и мы все ушли спать, пришла ежиха и освободила из плена своих деток. Увела их подальше в лес, теперь они там жить будут. Она их научит охотиться, находить себе пищу и убежище. Так Богом задумано – родители заботятся о своих детях. Вот Боженька, наш Отец, о нас своих детях позаботился, послал сына своего Иисуса спасти всех людей и тот спас. У Бога все продумано наперед.  Не плачь! Вырастешь, сама все уразумеешь.  Все благо от Него!




 
    


    

   

 


Рецензии
Буквально недели 2 назад я обнаружил во дворе под стопкой шифера ежиху и 6 ежат,всё удивлялся,чего это Рекс,когда его отпускаешь туда морду сует :-) и правда на следующий день,после находки ежиного укрытия они ушли,мать увела детишек из опасного места,а вчера уже один из молоденьких ежиков бегал по двору самостоятельно :-) такие они ежики интересные животные.. :-)
замечательно Вы описали сельскую жизнь,так всё и есть.. Спасибо за чудесный рассказ! С теплом и улыбкой

Не Герой   10.07.2011 08:49     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.