Классическая культура Вьетнама династии Ли, Чан и

4. Династии Ли (1009 – 1226 гг.), Чан (1226 – 1400 гг.) и Хо (1400 – 1407 гг.)

Династия Ли. – Усиление позиций буддизма. – Буддийская архитектура. – Скульптура. – Ли Тхыонг Кьет. – Поэзия, проникнутая идеями тхиен (чань – буддизма). – Возникновение письменности на вьетнамском языке. – Нравы дворов династий Ли и Чан. – Вторжение монголов. – Реформы Хо Куи Ли. – Завоевание Вьетнама Китаем.

Династия  Ли, пришедшая к власти в 1009 г., сделала своей  целью образование сильного централизованного государства. При династии Ли верховным собственником всей земли было государство. Знать и чиновники получали от государя владения, с жителей которых они могли собирать налоги. Очень редко земля могла переходить в наследственное частное владение. Большая часть населения, крестьяне, была объединена в трехдворки, связанные круговой порукой. Они платили налоги, исполняли различные повинности и служили в армии по призыву.
Столицей государства стал город Тханглонг («Город взлетающего дракона»), основан-ный в 1010 году. По образцу китайских столиц он имел Запретный город, в котором располагалась четырехэтажная резиденция государя и жили высшие чиновники. Город имел три больших рынка. Торговцы и ремесленники жили в специализированных кварталах. Во время Нового года и Праздника середины осени Тханглонг становился центром блистательных торжеств. На реке под гром барабанов проходили соревнования на лодках, традиционные кукольные представления. Во время одного из них зрители увидели позолоченную черепаху, шевелившую лапами – символ мудрости и долголетия. За ней стоящие в воде актеры вынесли кукол - небожителей с подвижными руками, которые «исполнили» танец и песню с благими пожеланиями. Далее последовала кукла – феникс и другие животные. [3, с. 116]  В стране заметно усилилось влияние буддизма. Богатые люди жертвовали земли, имущество и деньги на строительство храмов, чтобы улучшить свою карму. Расходы были столь значительными, что некоторые аристократические роды разорились. Буддийские монахи служили при дворе, имели чины и должности. Они были освобождены от налогов. От многочисленных храмов, возведенных при династии Ли, сохранилось очень мало. Одним из самых замечательных памятников стала «Пагода на одном столбе». Пруд, посреди которого она возвышается, служит символом моря человеческих страданий, столб – ствола лотоса, а сама пагода – Будды. Она покрыта зеленой черепицей, на коньке вырезаны драконы. Внутреннее помещение окружено галереей, столбы которой подпирают изогнутую крышу.
От крупного храма Фат – тить («След Будды») остался только фундамент, ступы из ма-леньких блоков или кирпичей, а также мраморная статуя Будды Амиды. Ступы имеют несколько этажей, которые отделяются друг от друга каменными поясами. Боковые стены их либо гладкие, либо украшены неглубокими нишами. Ступы покрывают куполообразные или конусообразные крыши с навершиями. Статуя Будды, восседающего на лотосе, стоит на круглом ступенчатом основании, покрытом резным орнаментом. У него полное лицо с прямым носом и полукруглыми дугами бровей. Глаза опущены, рот крепко сжат, что придает скульптуре несколько отчужденное выражение. Он одет в длинную одежду с круглым воротом и рукавами до запястий, а сверху – в более короткую с запахом крест – накрест, подвязанную поясом. На плечах Будды – нечто вроде короткой пелерины. Складки одежды стилизованы. Руки скульптуры сложены горизонтально у пояса. Этот жест характерен для китайских изображений.
В 1070 г. был основан Храм литературы, на территории которого находится «Колодец небесного блеска». Впоследствии вокруг него были расположены 82 стелы, стоящие на камен-ных черепахах, на которых высекались имена победителей литературных конкурсов. В 1075 г. в столице были введены государственные экзамены, победители которых могли претендовать на административные посты.
На стеле храма Линь – сынг сохранилось описание, как выглядел этот крупный ком-плекс вскоре после основания в 1126 г.: «Фасад обращен к югу, по обеим сторонам – дома для того, чтобы поститься. Строго посередине установлена статуя Будды  Амитабхи, блестящая золотая гора высоко на лотосе, возвышающемся над водой в окружении шестнадцати статуй архатов и бесчисленных многообразных статуй. Позади храма ступа под названием Тиеу – ан, имеющая девять высоких этажей, в форме верши. С четырех сторон храма – двери, все окруже-но балюстрадой. Золотые гонги колеблет ветер, их звон смешивается с голосами птиц леса Биеузынг, солнечный свет сливается с блеском золота. Высится балюстрада, на тхеме – цветы и трава. Перед храмом – основные ворота, на которых подвешен бронзовый колокол… От них идет прямая дорога, по обеим сторонам ее прорыты каналы для стока воды во время наводне-ний. В изгибе реки отдельно построен постоялый двор. Здесь и пристань для лодок». [Цит. 7, с.36 – 37]
В отличие от упоминавшегося изображения Будды из Фат – тить, демонстрирующего полную отрешенность, немногие сохранившиеся изображения животных, служивших архитек-турным декором, отличаются экспрессией и выразительностью. В особенности следует отме-тить каменных львов из храма Ба – там. Припав на передние лапы, в грозном рыке львы на-морщили носы и оскалили огромные зубы. Их морды покрыты орнаментом, а гривы спадают крупными кольцами.
О необычайной жизнеподобности не дошедшей до нас скульптуры каменного коня рас-сказывает в своем стихотворении Дай Са (1119 – 1180):
Этот каменный конь -
   страшен лютый его оскал –
Пожирает листву,
   день и ночь без устали ржет.
По большому пути
   непрерывно тянется люд.
Лишь на этом коне
   Человек один недвижим.  (Пер. Л. Эйдлина)
Стихи в эпоху Ли продолжали писать на ханване. Умение сочинять их, как и в других странах дальневосточного культурного региона, считалось необходимым для любого образо-ванного человека. Оно помогло маршалу Ли Тхыонг  Кьет в борьбе с врагами.
Сунский Китай не оставлял надежды на завоевание Вьетнама (с 1054 г .носившего на-звание Дайвьет). Он искал союзников в лице Тямпы, индуистского государства на территории центрального Вьетнама, Ченла (Камбоджа), вождей пограничных племен. В портах Циньчжоу и Ляньчжоу, в крепости Юнчжоу были созданы мощные военные базы. Маршал Ли Тхыонг Кьет первым решил нанести удар по врагам. Начав поход в октябре 1075 г., в апреле следую-щего года он разгромил военные базы противника и быстро отступил на свою территорию.  Сунские войска в нескольких местах пересекли границу Дайвьета, где встретили ожесточенное сопротивление [1, с. 12 – 13] Накануне битвы на реке Ньы – нгуйет (1076 г.), чтобы поднять дрогнувший дух войска, Ли Тхыонг Кьет написал стихотворение и заставил одного из своих верных людей спрятаться в храме, посвященном древним вьетским воителям. Когда руководители армии пришли в храм узнать о том, одолеют ли они врага, этот человек прочел стихи как пророчество от имени предков – героев [4, с. 878]:
Горы и реки Полдневной державы –
   владенья правителя Юга.
В книге небесной рубеж обозначен,
   царства любая округа,
Как осмелились вы, супостаты,
   вторгнуться в наши пределы?
Вас ожидает разгром позорный,
   придется  незваным туго. (Пер. А.Ревича)
В течение трех месяцев китайская армия потеряла половину бойцов. Ли Тхыонг Кьет предложил перемирие. Династия Сун признала независимость Вьетнама.
Значительное место в литературе этого периода занимает поэзия буддийских монахов и наставников, проникнутая идеями учения тхиен (чань – буддизма). Это учение проповедовало личное спасение путем медитации и рассматривало мир как цепь вечно изменяющихся и пере-рождающихся вещей и предметов. Буддисты полагали, что Будда пронизывает собой весь мир, а потому любое существо получает право на спасение. Сопричастность судьбам мирового бытия, единение с сущим является содержанием стихотворения проповедника Кхонг Ло («Бестелесный путь», ум. в 1119 г.)
Избрав подобные змеям – драконам,
   сулящие благо места,
Весь день утешаюсь в хижине горной
   отрада моя проста.
Порой с вершины скалы одинокой
   протяжный крик издаю.
И леденеет от этого крика
   великих небес пустота. (Пер. А.Штейнберга)
В произведении Минь Чи («Просветленная мудрость», ум. 1196) пронзительно выраже-но ощущение иллюзорности, текучести бренного мира:
В соснах ветр немолчный,
   светел облик луны в воде.
Здесь отсутствие тени,
   да и вещи самой здесь нет.
Так и тело людское
   неотлично от тел других:
Мы в пустотных пустотах
   ищем отзвука в лад себе. (Пер. Л.Эйдлина)
Чань – буддизм с его идеей индивидуального самосовершенствования не мог стать го-сударственной религией, поэтому с конца XI в. его начинает теснить конфуцианство.
10 января 1226 г.  последняя государыня из династии Ли, Ли Тьеу – хоанг, передала власть своему мужу Чан Тхай Тонгу. Новая династия Чан установила порядок престолонасле-дия, препятствующий захвату власти: государь рано отрекался от престола в пользу сына, но сохранял реальную власть. Все крупные должности занимали родственники государя, в руках которых находились крупные владения и собственные военные силы. Титулы сделались на-следственными. Чиновники по-прежнему назначались по результатам экзаменов, возобнов-ленных с 1232 г. и служили за жалованье. В 1266 г. знать получила право основывать крупные частные поместья на неосвоенных землях морского побережья, заселяя их обращенными в рабов безземельными крестьянами. [3, с. 127 – 128]
В эпоху Чан появилась вьетнамская письменность – ном. Сведения о первом поэтиче-ском произведении, написанном на номе, относятся к 1282 г., когда по приказу государя на-чальник Палаты правосудия Нгуен Тхюйен написал заклятие против крокодилов, объявившихся в устье реки Ло. Заклятие было брошено в воду, после чего, как утверждает легенда, крокодилы исчезли. К сожалению, стихи эти не сохранились. В отрывках до нас дошла 30-томная история Дайвьета, законченная Ле Ван Хыу в 1272 году. Сохранился травник, составленный Нгуен Ба Динем, который включает 580 лекарств. [4, с. 380]
В то время как при дворе династии Ли увлекались танцами и музыкой, государи дина-стии Чан развлекались петушиными боями, укрощением слонов и тигров, борьбой, охотой, игрой в мяч. Государь мог пригласить богатого купца во дворец и играть с ним в азартные игры за деньги. [5, с.380]
Новой династии пришлось столкнуться с новым врагом – монголами. Их первое втор-жение в Дайвьет в 1257 – 1258 гг. окончилось неудачей, как и поход на Тямпу в 1282 году. В 1284 г. монголо – китайские войска  вновь двинулись на Тямпу. Частично их войска передви-гались по территории Дайвьета. Они смогли захватить большую часть страны и столицу Тханг лонг. Вьетнамская армия под руководством Чан Хынг Дао избрала партизанскую тактику борьбы. Монгольский флот был уничтожен, а столица освобождена. Еще две попытки завое-вать Дайвьет в 1285 и 1287 – 1288 г г. снова провалилась. [1, с. 15 – 16]
К середине XIV в. страна впала в затяжной кризис, внешними проявлениями которого стали голод и народные восстания. На этой волне возвысился крупный вельможа, состоявший в тесных связях с правящим домом -  Хо Куи Ли. В 1387 г. он стал советником государя, в 1397 – верховным правителем, а в 1400 гг. захватил власть. Опираясь на крупную знать, Хо Куи Ли провел ряд реформ. Он перенес столицу, ограничил землевладение и рабовладение помещиков, конфисковав излишки в пользу государства, уменьшил подушный налог крестья-нам и ввел бумажные деньги. Страна при нем стала называться Дайнгу. [3, с. 153] Памятником этих времен является крепость Хо в Тханьхоа. Она сложена из плотно подогнанных больших камней. В крепость ведут ворота с округлым сводом из каменных глыб длиной до 7 м. и высотой до 1,5 метров.
Реформы вызвали острую политическую борьбу. Обострились отношения между круп-ной и мелкой служилой знатью. Противостояние между феодалами дополнялось восстаниями крестьян. Шла острая борьба между  буддизмом и конфуцианством. В 1406 г. в Дайнгу вторг-лись войска династии Мин под предлогом восстановления  законной династии. Сын Хо Куи Ли, Хо Нгуен Чынг, тогда сказал: «Не сражаться боюсь, страшусь того, что народ не с нами». [Цит.3, с. 157]  Китайские  войска разбили Хо Куи Ли и его сына, после чего увезли их вместе с ближайшими сторонниками в Поднебесную империю. Страна была превращена в округ Цзяочжи. Повсюду уничтожались вьетнамские книги, вывозились на чужбину искусные мастера, насаждалась китайская культура. [1, с.16 – 17]


Рецензии