Антропологическая катастрофа советского человека -

Антропологическая катастрофа советского человека - миф или реальность?

В последнее время всё чаще возникает вопрос о сущности советского человека. Кто же он? Наиболее часто встречающийся ответ: «раб КПСС». В других вариациях: «раб ВКПб», «…НКВД» и т.п. и т.д. Бродский берет на себя смелость назвать обсуждаемую эпоху «колоссальным антропологическим сдвигом и огромным регрессом», указывая на глубину духовной деградации советского народа. Смысл обычно сводится к зависимости советских людей от вышестоящих органов, что приводит к уничтожению духовного, человеческого.

Иван Павлов, русский физиолог. Из письма Молотову (декабрь 1934г.) " Мы жили и живем под неослабевающим режимом террора и насилия. Тем, которые злобно приговаривают к смерти массы себе подобных и с удовлетворением приводят это в исполнение, как и тем, насильственно приучаемым участвовать в этом, едва ли возможно остаться существами, чувствующими и думающими человечно".

Под антропологической катастрофой понимается следствие того, что Бердяев назвал «Диктатурой мировоззрения», идеологическим рабством, в которое попал советский человек, не сознавая того.

Синявский: «Перед нами очередной парадокс: раб не только не чувствует своего рабства, но считает себя самым свободным человеком на свете».

Бытует мнение, что такому порабощению народа способствовала нравственная деградация, вызванная отказом от церкви и принятием атеизма.

Антропологическая катастрофа — это «событие, происходящее с самим человеком и связанное с цивилизацией». Смысл его заключается в том, что в человеке может необратимо сломаться нечто жизненно для него важное, «в связи с разрушением или просто отсутствием цивилизационных основ процесса жизни». Причем катастрофа «уже происходит в силу нарушения онтологических законов, по которым устроено человеческое сознание и связанная с ним «пристройка», называемая цивилизацией» - Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация. Человек в системе наук. М., 1989. С. 318.

Тема бездуховного, «неописуемого» человека и образуемого им «неописуемого сообщества» входит в европейское самосознание благодаря работам Киркегора, Ницше, Хайдеггера, Ортеги-и-Гассета. Свою лепту в обсуждение проблемы вносит французская философская и социологическая мысль (Арон, Батай, Бланшо, Нанси и т.д.). Последняя приходит к выводу о конце, смерти социального, заменяемого «молчаливым большинством» — массой, ничем не отличающейся от животных - Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства или конец социального. Екатеринбург, 2000. С. 39.

Вот что говорит о советском человеке Юрий Пивоваров, академик РАН, директор Института научной информации по общественным наукам РАН: «Советский человек - это антропологическая катастрофа. Это тупик, ужас. Это отход от русской традиции (от демократизации, либерализации, плюрализации). Солженицын говорил о западных либералах, которые заигрывали с властью: "Заигрывайте, пока вас не уведет конвоир ". Вот она, советская реальность. Советский народ - это новая историческая общность, это фундаментальный отказ от ценностей. От частной собственности, свободы выбора. Человек изолирован от мира. Внешний мир - это враждебное окружение. Безальтернативность социальной жизни отбила способность к самоорганизации, самим определять свою жизнь. От этого родилось чувство дикого разочарования».

Неужели советский человек в действительности совсем не такой, каким мы привыкли представлять его, видеть в кинематографе?

Во-первых, стоит отметить, что бездуховность человека априори не может появится вследствие какого-то режима, будь он жесткий, тоталитарный или демократический, свободный. Человек либо духовен, либо нет. Это то, что в нём уже заложено, человеческая душа контролю неподвластна. А психологи давно заметили интересную тенденцию: под воздействием контроля или давления, люди, как правило, наоборот начинают всё больше поддаваться творческим порывам и развитию в интеллектуальной сфере. Этим и объясняется, что в неблагополучных семьях довольно часто вырастают дети, имеющие огромную силу и желание развиваться интеллектуально и творчески, имеющие больший потенциал, относительно своих благополучных сверстников.

Советский человек – антропологическая катастрофа? В нём не осталось ничего человеческого? Он подобно роботу выполняет только приказы?

Из статьи Йозефа Лайкерта "Советские военнопленные в концлагере Заксенхаузен. Кунеш Соннтаг бывший военнопленный юрист. Беседа с доктором Кунешом Соннтагом: "Мы поняли, что речь идет о политруках, которые распространяли запрещенную большевистскую пропаганду. И за это будут висеть. Вдруг один из приговоренных сорвал с головы шапку, бросил ее на пол и изо всех сил закричал: " Да здравствует Сталин, смерть фашизму". Не дождавшись палача, он надел на себя петлю и повесился. Его примеру последовали и остальные... Эсесовцы намеревались запугать нас, а добились обратной реакции. В наших глазах эти советские парни стали настоящими героями..."

Из аналитической записки ГЕСТАПО: "Под Владимиром-Волынским к расстрелу приговорили семерых высших офицеров РККА. Их участь была ясна. Раненые, жутко избитые, они стояли, поддерживая друг друга... Унтер пытался завязать им глаза, но они срывали черные повязки. Офицер крикнул солдатам: "На колени их!" Но, цепляясь за стену, они поднимались опять и опять. И тогда присутствующий генерал почти крикнул в лицо унтеру: "Я хотел бы, чтобы так встречали смерть наши солдаты".

Бездушные роботы едва ли способны на подобные поступки, они лишь выполняют приказы, не меньше, но и не больше.

У советского человека была очень сильная духовная мотивация к труду, несмотря ни на что, люди имели возможность вести созидательную, творческую жизнь.

Стуруа, Товстоногов, Любимов... Публика рвалась к высокому, духовному, новому.  Доброе  советское кино, которое с удовольствием смотрит и современная молодежь, воспитывает в человеке исключительно положительные качества. Это ли не признак духовности?

Хорошее образование, сильная наука, спорт имели явные преимущества перед их современным воплощением.

В 1973 — 1976 годах в СССР было 574 чемпиона мира и 542 чемпиона Европы.

Выдержки из экономического анализа науки СССР (Мендкович):

До революции в России было всего 300 научных организаций, включая комитеты и комиссии, к середине 1920-х большевики открыли еще 70. К 1970-му году в стране насчитывалось 856 одних только вузов. Резко возросло и число инженерных кадров: в 1928 г. в стране была 61 тысяча инженеров, в 1941 г. – почти 290 тысяч  - О. Симоненко Введение к курсу истории технических наук // История технических наук. Методологические материалы для подготовки к кандидатскому экзамену по истории и философии науки. М., 2003. С. 59.

Наука СССР была одной из самых передовых в мире, прежде всего в сфере естественнонаучных дисциплин. Математика, физика, биология, химия и множество других разделов науки позволило вывести Россию в течение XX века с позиций второстепенной полуфеодальной страны в ряд передовых промышленных государств. Cоветский Cоюз был вынужден во многом создавать национальную науку с нуля (в стране, где 80% населения не знало грамоты, для развития полноценной науки просто не было кадров). Повторюсь, науку создали практически с нуля, что не помешало добиться долговременного приоритета во множестве отраслей: космические исследования (начало которым во многом положила деятельность Королева), квантовая теория фотоэффекта (работы Тамма и Шубина), физика плазм (Ландау, Капица). Из более позднего периода напомню хотя бы работы по сверхпроводимости (Алферов, Гинзбург, Абрикосов), которые дали мировой науке достаточно значительный толчок.

Р. Дэвис провел сравнение технологического прогресса в СССР и наиболее развитых странах мира (США, ФРГ, Англии, Япония). Для каждой из двух пятилеток 1956-1960 и 1961-1965 он провел ряд сравнений уровня производственной техники. Первый раз он провел 15 сравнений и установил, что СССР опережал прочие исследуемые государства по темпам роста 6 параметров, отставал тоже по 6, был на одном уровне по 3. В 1966 было проведено 23 сравнения, согласно этим оценкам СССР опережал эти же страны по 11, отставал по 8, по 4 был на том же уровне.

Из интервью Джона Меддокса, американского ученого, редактора научного журнала Nature (1988): «Советские исследователи заслужили большое уважение со стороны своих советских коллег. Советское научное сообщество изобилует талантливыми людьми, которые творчески работают над важными проблемами».

Как вспоминает З. Коробкина: «Работая с 1955 по 1973 г. в Узбекистане (после окончания Московского института народного хозяйства им. Г. В. Плеханова), я имела полное представление о том, что делается в интересующей меня области науки во всех 15 республиках. Благодаря всесоюзным конференциям всех коллег знала в лицо. Научные контакты еще укрепились с моим переездом на Украину. С распадом СССР они полностью разрушены»

В 1990-1993 году численность занятых в науке сократилась на 27% (на 24% в академической, на 30,4% в отраслевой). Кто-то сменил профессию, кто-то – страну.

Но эта эпоха прошла, с современной позиции всегда очень легко критиковать то, чего уже нет и не будет. Мы слышим частую критику жесткого политического режима, но он имеет и плюсы и минусы, равно как и другие режимы. С таким же успехом легко поддается критике и демократический режим. Мы ежедневно сталкиваемся с проблемой отсутствия цензуры, когда со всем сторон из СМИ на нас выливаются тонны помоев. Но все эти вопросы сугубо политические, а настоящий человек всегда остается человеком независимо от внешних условий. И назвать его антропологической катастрофой язык не повернется.

В действительности же антропологическая катастрофа – это то, что мы видим сегодня. - погоню за выгодой в современном капиталлистическом строе.

Отчуждение - вот участь отдельного человека при капитализме. Человек становится чужим самому себе. Он как бы "отстраняется", отделяется от себя. Он перестает быть центром собственного мира, хозяином своих поступков; наоборот - эти поступки и их последствия подчиняют его себе, им он повинуется и порой даже превращает их в некий культ. - Э.Фромм.Человек одинок//Иностранная литература. - 1966. - №1.

Это сейчас люди, ориентируясь на сомнительные чужеземные принципы "умереть молодым", "получать от жизни только удовольствие, не работая и не напрягаясь" разлагаются морально. Они не только не могут развиваться духовно, но и забыли даже самые основные жизненные принципы, не говоря уже о том, что никто не помнит своих предков. Уже нет стремления к созданию семьи. Забыты положительные человеческие качества, которые раньше были причиной гордости: смелость, патриотизм, преданность, честь...  На самом деле причину бездуховности человека порождают культ алкоголя, табака, наркотиков, нежелание самосовершенствоваться. Человек убивает себя сам, духовность медленно сгорает внутри. С этим нужно бороться, это и есть антропологическая катастрофа.

30 марта 2011


Рецензии
Если коротко- очень хорошо.На самом деле конечно писать надо шире и больше, чтоб огнем и мечем выколачивать эту дурь, эту отраву псевдозаботливого псевдочеловечного мышления неполноценных личностей и псевдонаучных теоретиков антисоветской направленности.Они готовы лгать и изобретать любые лживые теории, подгоняя свои творения под необходимы результат, желая порицать любой ценой общность.Но к счастью идиоты легко различимы любым образованным человеком.Достаточно изучить развитие человека от общности человеческого племени в родоплеменных отношениях до общинного уклада, который до сих пор сохраняют северные европейские страны в той или иной социально- ментальной части.Но этим лающим моськам не до реальных фактов и логики. Они заняты манипуляциями и ложью.Спасибо автору за краткий и ясный намек на все это.

Эдуард Петрусенко   24.03.2019 02:53     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.