Мы помним

Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте,
На левом,
При жёстком налёте
Я не слышал разрыва
И не видел той вспышки:-
Точно в пропасть с обрыва-
И ни дна, ни покрышки.

И во всём этом мире
До конца его дней-
Ни петлички,
Ни лычки
С гимнастёрки моей.

Я – где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я – где с облачком пыли
Ходит рожь на холме.

Я – где крик петушиный
На заре по росе;
Я – где ваши машины
Воздух рвут на шоссе.

Где -  травинку к травинке-
Речка травы прядёт,
Там, куда на поминки
Даже мать не придёт…

Наши очи померкли,
Пламень сердца погас,
На земле на поверке
Выкликают не нас.

Нашим прахом по праву
Овладел чернозём.
Наша вечная слава-
Невесёлый резон.

Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам всё это, живые,
Нам отрада одна,


Что недаром боролись,
Мы за родину – мать,
Пусть не слышан наш голос,
Вы должны это знать…

                А.Твардовский «Я  убит подо Ржевом»



Есть в мае день, когда скорбь и радость
Слились воедино, как опалённый сплав ,
В один единый день - Победы день.
Мы долго шли к Победе той,
И падая,  и поднимаясь вновь,
Мы рвались в бой за тех,
Кто в скорбные дни июня
Из-за парт шагнул в окопы,
В свой первый и последний бой.
И в полный  рост пошёл в атаку
Мой брат, мой одноклассник и любимый мой,
Вы ушли и не вернулись,
Вы из-за парт в бессмертие шагнули,
Мальчишки, романтики мои.
И кто из вас погиб под Брестом?
А кто под Киевом или  Одессой?
В кого из вас стреляла «Дора»?
И кто из вас на таран пошёл
На Юнкерс или Мессершмит?
А кто из вас  с гранатою бросался
Под «Тигр» или « Пантеру»
Под Курском и Орлом
Или закрывал собой немецкий дзот?
Мои мальчишки, кого из вас
Взрывали и травили газом
 в каменоломнях Аджимушкая?
И кто из вас тонул в болотах Пинских,
Пытаясь вырваться из окруженья?
В каком году- сорок втором иль сорок третьем
Кто-то из вас убит под Ржевом?
Мои мальчишки, мы ждали вас!
Мы со слезами и надеждой
Слушали сводки по радио о боях
В блокированном Ленинграде
И в дни боёв за Сталинград.
Вот освободили  Киев и шли бои
За Кенигсберг и за  Берлин,
А матери ваши не получали ни писем
Ни похоронок на  сыновей и на  мужей своих.
Мой брат, мой одноклассник и любимый мой,
Вас в списки без вести пропавших занесли.
Сейчас бы ваши дети , внуки искали
Ваши имена на могильных стеллах.
Но нет сыновей, не внуков,
А матери ваши не нашли ваши могилы.
Я помню вас, мои мальчишки,
Мой брат,  мой одноклассник  и любимый мой:
Я именами вашими назвали сыновей и внуков,
И не прервётся памяти той святая  нить,
Они вас знают, помнят вас.
И мы придём и принесём цветы
К Могиле Неизвестного солдата
В тот майский день, день памяти и скорби,
В Победный майский день - Победы день,
Мая  девятого числа, Победы праздник!

-----------------------------------------------------

-«Дора» самая большая пушка в мире, обстреливающая Севастополь
    в 1942 году. «Царь»- пушка: калибр -807мм, длина ствола-32 м.,
    вес снаряда бетонобойного – 7100 кг., фугасного- 4800 кг.,
     расчёт-4139 солдат , скорость-1 выстрел в 20 минут,
     дальность стрельбы – от 25 до 48 км.

Юнкерс- немецкие пикирущий бомбардировщик ,прозванный «Юнкерс»-убийца
 и штурмовик.

Мессершмит- немецкий истребитель.

«Тигр»,»Пантера»- немецкие танки.

Аджимушкайские каменоломни- в пяти км. от Керчи на протяжение 170 дней
 сражались и гибли бойцы, мирные жители и партизаны Крыма.

Пинские болота-болота Белоруссии и Украины , которые стали местом сражений и гибели тысяч  советских   воинов, попавших в окружения.

Ржев- маленький городок во время битвы за Москву в сорок первом –сорок третьем годах 
стал местом   самых кровопролитных сражений в истории мировых    войн : на этом плацдарме стояло две трети  немецких дивизий армии «Центр»;  наши потери под Ржевом превысили потери под Сталинградом вдвое:погибшие-2 млн. человек   , в окружение попали и не вышли – 29 и 39 армии.

   Исходя из  данных центра автоматизированного банка данных  ,  из 26,6- 27 млн. всех погибших , пропавших без вести, умерших от ран и болезней, попавших в плен военнослужащих -19млн.500   тыс. человек, как сказано в заявлении ЦБД,
« Этот результат - наиболее приближен к истине». В других источниках приводятся другие цифры. Данные привожу для понимания  личностных  и семейных трагедий ,  переживаемых людьми от войн , вне зависимости от того, кто виноват в развязывании военных действий. В других источниках указаны другие цифры, но , как известно, история войн- история фальсификаций , поэтому я исхожу из данных  базы данных о погибших воинах  во второй мировой войны, самой трагической страницей которой и решающей является Отечественная война Советского Союза.               
               


Рецензии
Мы помним,потому что нет, наверное,семьи,
в которой кто-нибудь не воевал. И мало мест на нашей земле, от Волги до границ, где не лежали бы наши воины.
Вечная им Слава.

Мальц Эдуард Лазаревич   21.10.2012 02:00     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.