Орловщина и Тургенев

    Орловщина и Тургенев, Тургенев и Орловщина - для меня единое целое. Именно поэтому ещё в начале 60-х годов я обратилась к творчеству великого писателя. Литературные герои из "Записок охотника" воплотились в вазы "Хорь" и "Калиныч", композицию "Все хорьки", "Аннушка" и экспонировалсь на областной выставке, посвящённой 150-летию со дня рождения И. С. Тургенева.

   В 1972 году, работая над серией "Вариации орловского списа", выполнила блюдо "Калиныч". Этот герой мне близок по восприятию окружающего мира, тонкостью лирической души. Изображён он сидящим на лесной поляне, с умилением воспринимающим красоту летнего дня. Над ним порхают бабочки, поют птицы, а он, впитав в себя летний день, выльет душу свою любимой балалайкой, которая лежит в траве.

   В 1977 году я получила заказ на выполнение ваз для вновь отстроенного дома И. С. Тургенева в Спасском-Лутовинове. Мне хотелось создать памятник великому писателю, вазы, созвучные его поэтической прозе. Так родились серии "Маковое поле" и "Вечные цветы Тургеневу". "Маковое поле", состоящее из 21 вазы, представляло разновеликие терракотовые стебли-вазы, на концах которых были цветущие маковые головки, покрытые ярко-красной поливой. Внутрь головки-чаши наливалась вода, в которой отражались лепестки. Создавалось впечатление волнующих на ветру растений.

   А "Вечные цветы" - бассейны-квадраты, политые внутри яркими цветными поливами. Со дня каждого бассейна на высокой тычинке расцветал керамический неувядающий цветок. Наполненная водой, каждая ваза пела о лутовиновских восходах и закатах, о вечной жизни. К сожалению, композиции эти не сохранились. Но поездки в Спасское-Лутовиново накопили в душе большой творческий материал. И много лет потом я рассказывала в глине и об аллеях в старинном парке, о Савинском пруде, о Тургеневском дубе, о самом доме с резной оградой террасы, о маленьком флигеле, прозванном "флигелем изгнанника", особо одиноком среди опавшей осенней листвы.

    В серии "Спасское-Лутовиново" я впервые оторвалась от круга. Каждая новая работа - это живописная картина, писанная огнём и керамическими красками, геометрически выверенный квадрат или прямоугольник, и вазы - монументальные сосуды, в основе несущие народные формы крынок. Каждая новая работа - это живописная картина, писанная огнём и керамическими красками, геометрически выверенный квадрат или прямоугольник, и вазы - монументальные сосуды, в основе несущие народные формы крынок. И вырывается из этой формы любимый дуб Тургенева, среди деревьев парка усадебный дом и флигель, сами вазы, как стволы старых лип.

     Глина - мой любимый материал. Всё подвластно этой как будто невзрачной серой массе, когда она и творец сливается в одно целое. И начинается колдовство. Этим колдовством я занимаюсь уже больше 30 лет.


Рецензии
Вы так красиво описали свои керамические работы, но без фото нельзя ничего понять, разве можно словами передать художественное искусство?..)))
Если вы не можете ЗДЕСЬ опубликовать своё фото, то дайте ссылку на другие сайты... Ведь в наше время можно сделать качественные цифровые фотографии, которые лучше представляют работы, чем экспозиция в музее (где плохое освещение и неправильное расположение...)

Светлана Шакула   02.11.2018 14:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.