Тайны финской войны

               

В канун праздника я решила поздравить родных, друзей и знакомых с Днём Победы. В Skype вышел знакомый Аймо, финн по национальности. По инерции, не задумываясь в тонкостях этого отрезка истории, я поздравляю  его с Победой и тут же получаю сдержанный ответ: «С чего?»

Но продолжаю по инерции:

Я: - Интересно, а в Финляндии отмечают этот праздник?

Аймо: - Нет.

Я: - Это я так плохо знаю историю?

Аймо: - Конечно.

Я: - Финляндия не была втянута во Вторую мировую войну?

Аймо: - Финляндия была союзником Германии до 1944г.

Я: - Как только Германия начала проигрывать войну, Финляндия тут же от неё отпочковалась?

Аймо: - Надо знать историю. Финляндия не особо усердствовала, будучи союзником Германии. В основном действия велись, дойдя до границ 1939 года. Отнятое вернули. А далее стремились ни наступать, ни немцев поддерживать. А то Ленинград был бы захвачен уже в 1941 году. А в 1944 году Маннергейм вышел из войны на условиях очистки страны от немцев своими силами. Есть  хороший фильм Кирилла Набутова  «Тайны финской войны»

На этом наша переписка прекратилась. Я поняла, как мало знаю об этом отрезке истории. Можно сказать, вообще ничего не знаю. Приложила усилия, но нашла в интернете фильм «Тайны финской войны» и посмотрела.

Первого сентября 1939 года – начало Второй мировой войны, в которую втянуты многие страны Европы. Германия нападает на Польшу, а Советский Союз претендует на Финляндию.
30 ноября 1939 года – печальная дата для финнов, и как потом оказалось, для советских солдат.
Могла ли Финляндия избежать войны с Советами? Это до сих пор остаётся тайной…

Выстрелы в Майниле. Сейчас доподлинно подтверждено архивными документами и свидетелями, что это была провокация со стороны НКВД.

30 ноября в 8-00 утра Советский Союз начал войну против Финляндии, оправдывая это, как помощь финским рабочим от гнёта помещиков и капиталистов.

 Барон Карл Гюстав Маннергейм, швед, родившийся в Финляндии, стал главной военной фигурой в этой войне. Сами финны шутили тогда: «В Хельсинки – правительство, а в Финляндии – Маннергейм».

Факты бомбардировок мирного населения и хуторов Советское правительство отрицало, объясняя, что сбрасывали посылки с продуктами для финских рабочих.

«Линия Маннергейма» - название появилось во время войны, а до этого её называли «линия обороны» - это железобетонные и гранитные укрепления с множеством дотов и с десятью дотами-миллионщиками, которые так прозвали за их стоимость: каждый стоил миллион долларов.

Советская разведка о линии обороны Маннергейма знала, но высшее командование сей факт игнорировало, а младший состав об этом даже не знал.

Красная армия потеряла десятки тысяч солдат, но продвинулась вглубь Финляндии только на 3 километра.

Поняв под Новый год, что победить маленькую Финляндию с наскока не получится, Советское командование отдаёт приказ о приостановлении военных действий. Было принято решение: за январь – переподготовка, а в феврале опять пойти в наступление.

Февраль-март 1940 года были самыми тяжёлыми для финнов. Житомир, Украина – тысячи километров от Финляндии. Здесь базировалась знаменитая 44-я дивизия. Уже 20 декабря 1939 г. эта дивизия вступила на финскую землю.

Финны об этом знали и заранее готовились встретить 44-ю дивизию. Финны следовали классическим правилам ведения и маневрирования войны.

На каждом хуторе финны могли отдыхать, кушать, спать.

5 февраля финны разбили 44-ю дивизию на несколько котлов и начали методично её уничтожать. Советские солдаты умирали голодными в своих землянках и укрытиях или замерзали. Они ели мороженое мясо пристрелянных лошадей, а вместо воды ели снег…

Не буду пересказывать весь фильм, но после его окончания у меня только один вопрос: зачем советское правительство развязало войну с Финляндией? Чтобы уничтожить сотни тысяч своих солдат, да ещё приговорил к показательному военному трибуналу офицеров 44-ой дивизии «за трусость»?

Это – трагедия советских людей от имперских амбиций правительства.
Это -  урок,  преподнесённый финнами, жителями маленькой страны. 


Рецензии
22 июня 1941 года финский парламент заявил, что Финляндия остается нейтральной в конфликте Германии и СССР.25 июня 1941 года советская авиация нанесла массированный бомбовый удар по городам, портам, железнодорожным станциям и аэродромам Финляндии. Вечером того же дня финский парламент принял решение считать страну находящейся в состоянии войны против СССР.

Александр Ресин   18.12.2020 23:43     Заявить о нарушении
Статья Ваша,Михай, мне очень понравилась по причине, описанной мной ниже...

Наверно моё замечание не столь актуально, но я выскажусь.

Сегодня можно же видить параллели той и этой войн..
Мой тесть был участником "финской компании". Чувствуете, тогда было запрещено называть войну - войной. Та вона была по смыслу такой же, как и другая. Захват территории принадлежащей когда-то Российской империи.
Почему ещё я интересовался так углублённо тем преступлением против Финляндии?
Один из зимних отпусков я провёл в бывшем доме графа Маннергейма, что сегодня находится в Карелии, в городке Хнллюля.
По рассказам очевидцев я написал несколько рассказов о той трагедии.
Возможно кому-нибудь будут они интересны. Даю ссылку на них.
http://proza.ru/2023/01/11/900

http://proza.ru/2012/10/14/718

С Уважением!

Эгрант   09.06.2023 16:24   Заявить о нарушении
На это произведение написана 111 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.