Реализм. Его многообразие и поэтика

Реализм как литературное направление сформировался в 19 веке. Элементы реализма присутствовали у некоторых авторов и ранее, начиная с античных времен. Непосредственным предшественником реализма в европейской литературе являлся романтизм. Сделав предметом изображения необычное, создавая воображаемый мир особых обстоятельств и исключительных страстей, он (романтизм) одновременно показал личность более богатую в душевном, эмоциональном отношении, более сложную и противоречивую, чем это было доступно классицизму, сентиментализму и другим направлениям предшествующих эпох. Поэтому реализм развивался не как антагонист романтизма, но как его союзник в борьбе против идеализации общественных отношений, за национально-историческое своеобразие художественных образов (колорит места и времени). Между романтизмом и реализмом первой половины 19 века не всегда легко провести четкие границы, в творчестве многих писателей романтические и реалистические черты слились воедино — произведения Бальзака, Стендаля, Гюго, отчасти Диккенса. В русской литературе это особо отчетливо отобразилось в произведениях Пушкина и Лермонтова (южные поэмы Пушкина и «Герой нашего времени» Лермонтова). В России, где основы реализма были еще в 1820 — 30-х гг. заложены творчеством Пушкина («Евгений Онегин», «Борис Годунов «Капитанская дочка», поздняя лирика), а также некоторых других писателей («Горе от ума» Грибоедова, басни И. А. Крылова), этот этап связан с именами И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. Реализм 19 века принято называть «критическим», так как определяющим началом в нем являлось именно социально-критическое. Обостренный социально-критический пафос — одна из основных отличительных черт русского реализма — «Ревизор», «Мертвые Души» Гоголя, деятельность писателей «натуральной школы». Реализм 2-ой половины 19 века достиг своих вершин именно в русской литературе, особенно в творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, ставших в конце 19 века Центральными фигурами мирового литературного процесса. Они обогатили мировую литературу новыми принципами построения социально-психологического романа, философской и моральной проблематикой, новыми способами раскрытия человеческой психики в ее глубинных пластах.
Признаки реализма:
1. Художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.
2. Литература в реализме является средством познания человеком себя и окружающего мира.
3. Познание действительности идет при помощи образов, создаваемых посредством типизации фактов действительности (типические характеры в типической обстановке). Типизация характеров в реализме осуществляется через «правдивость деталей» в «конкретностях» условий бытия персонажей.
4. Реалистическое искусство — искусство жизнеутверждающее, даже при трагическом разрешении конфликта. Философское основание этому — гностицизм, вера в познаваемость и адекватное отражение окружающего мира, в отличие, например, от романтизма.
5. Реалистическому искусству присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать и запечатлевать возникновение и развитие новых форм жизни и социальных отношений, новых психологических и общественных типов.


Рецензии
Мне кажется, вы оперируете надуманными школьными категориями, в частности, такой фундаментальной для советского литературоведения как "литературное направление". Этот спор о реализме и романтизме, который без конца и краю вели наши критики, не имеет никакого отношения к реальной литературе.

На пальцах понятно, что реализм -- это "'правдивость' деталей' в 'конкретностях' условий бытия персонажей". То есть, если люди разговаривают так, как они разговаривают в действительности, и носят одежду, какую носим или носили в описываемую эпоху мы -- это реализм. А если они изображены в экзотической обстановке, то это что угодно -- романтизм, фантастика, сказка, -- но не реализм.

Но все эти определения лопаются как только мы переходим к анализу конкретных произведений. Вот, к примеру, "Приключения Незнайки" -- это реализм или нет? Но где вы скажите видели малышей и малышек? И какая почта могла доставить письма от Синеглазки к Незнайке, если там где она живет, никто и слыхом не слыхивал о Цветочном городе? И вместе с тем эти малыши -- это наши типиччные советские люди. Как реалистичо дан в Незнайке тип советского начальника-запердыша, который считает, что руководить --- это руками водить, а в малышовой больнице советская больница, где врач это надзиратель, который может запереть пациента и держать его там по своему усмотрению, сколько душе угодно.

И наоборот, почти все советские фильмы скрупулезно воспроизводят советскую действительность (прямо документальные свидельства эпохи), но все их конфликты -- это сплошная фантастика. Один конфликт новатора и консерватора чего стоит. Где, в какой такой реальности их авторы видели подобные типы?

Фальшива и сама формула "типические характеры в типической обстановке". Получается, что, скажем, Ленин не подходит для реализма, а какой-нибудь-нибудь Вася Пупкин, слесарь автобазы, о котором и сказать-то нечего подходит. Вот и пишут сотни тысяч современных авторов о том, что они ели на обед, как много они работают и как мало при этом получают.

Владимир Дмитриевич Соколов   19.08.2022 14:04     Заявить о нарушении