Давай, напишем, коллега, по одной!

Большинство композиторов, как правило, стремится попробовать свои силы в самых различных музыкальных жанрах, но одни чувствуют себя «уютнее» в камерной, а другие – в симфонической музыке. Когда речь идёт о композиторах-симфонистах, в первую очередь вспоминают Гайдна, написавшего более сотни симфоний, и Моцарта - сочинившего сорок одну симфонию. Помимо этого говорят о целом ряде симфонических циклов, которые вошли в историю классической музыки, как образцы безупречности формы, структуры и тематического богатства: 9 симфоний Бетховена, 4 симфонии Брамса, 7 симфоний Сибелиуса, 15 симфоний Шостаковича. Мне, однако, хочется выделить композиторов, обратившихся к симфоническому жанру только один раз.

Сезару Франку (1822–1890) исполнилось шестьдесят лет, когда он написал Симфонию ре минор. После того, как она в 1882 году впервые прозвучала в концерте, Шарль Гуно негодовал: «Подтверждение некомпетенции, поднятой до уровня догмы. Её излишний хроматизм доводит до обморока». Другие музыканты критиковали Франка за частое использование английского рожка во второй части. Тем не менее, Дебюсси, например, защитил это произведение, сказав: «Эта симфония – удивительная! Я бы, возможно, предпочёл менее «квадратную» структуру, но в ней есть очень умные идеи». Благодаря своей простоте и доходчивости симфония стала любимым произведением в репертуаре ведущих оркестров мира. Вот как о ней отозвался один из моих друзей, восторженный любитель и знаток музыки: «Я слушал эту симфонию бесконечное количество раз, и она стала для меня родной. Я просто даже не обращаю внимания на оркестровку или развитие тем. Это почти как “отчий дом”, где уже не задумываешься о соответствии цвета потолка цвету обоев».

Эдвард Григ (1843–1907) на титульном листе своей Cимфонии до мажор написал: «Никогда не должна быть исполненной». Двадцатилетний композитор работал над ней во время своего пребывания в Копенгагене, в течение 1863 года. Идею написания он получил от известного датского композитора Нильса Гаде. При жизни композитора произведение исполнялось только по частям – то последние три, то средние две части. Позже, в 1865 году, Григ переложил музыку центральных частей симфонии для двух фортепиано, и родились «Две симфонические пьесы». После смерти Грига манускрипт перешёл к вдове композитора, а затем в Публичную библиотеку города Берген, где хранился до 1981 года. Это был год, когда симфония могла быть исполнена, согласно посмертному завещанию композитора. Интересно, что несмотря на приятную для слуха музыку, а также сбалансированность частей по форме и структуре, эта симфония до сих пор не вошла в широкий оркестровый репертуар, из-за чего произведение известно очень небольшому кругу слушателей.

Жорж Бизе (1838–1875) решил написать свою единственную Симфонию до мажор, когда ему исполнилось 17 лет. Первая часть симфонии Allegro vivo звучит очень «оперно», словно уже оповещает, что в музыкальный мир пришёл новый, незаурядный оперный композитор. Adagio второй части, с соло для гобоя, предваряет лирические эпизоды “Ловцов жемчуга”, а третья часть симфонии Allegro vivace-Trio обращает на себя внимание имитацией галисийской гайты. Сам Бизе так никогда и не услышал своего сочинения. Оно впервые прозвучало в 1935 году, вызвав широкий интерес у слушателей и музыкантов благодаря лёгкости и незатейливости музыкальной композиции.


Рецензии
А вот еще композитор Игорь Николаев написал одну композицию "На недельку до второго", которая мало того что единственная в своем роде, но еще и ниспослана свыше. Об этом поведал композитор в интервью в некоей телепрограмме, я не помню какой. Композитор сказал: "Вот вы (люди, все остальные, не композиторы) думаете, что я сам пишу? как я могу ЭТО написать?! Это ведь дается Свыше! Или, например, "Комарово", я не понимаю, как она сочинилась, это только от Него."
Я до сих пор благодарен композитору за эту информацию, потому что прежде знал лишь и Его творчестве в скульптуре, живописи (земля, планеты, солнце желтое, море синее), а теперь знаю, что Он еще и автор песни "На недельку до второго."
Это я Вам в порыве вдохновения! Единственное в своем роде. Ой. Я ли это пишу??

Теймураз Твалтвадзе   11.08.2011 20:46     Заявить о нарушении
Теймураз, это ведь очень давно было - "На недельку до второго". Как Вам удалось запомнить интервью Николаева? Честное слово, выбросьте это из головы. Он, наверное, пошутил.))

Надя Коваль   12.08.2011 05:46   Заявить о нарушении
Нет, Николаев не шутил. Я не могу забыть интервью, из которого я узнал, что именно в музыке сочиняет Господь, согласно Николаеву. Но спасибо Ва за сочувствие.

Теймураз Твалтвадзе   12.08.2011 09:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.