Перлы Эйнштейна

- Истина - это то, что выдерживает испытание опытом.

- Поиск истины важнее, чем обладание истиной.

- Это очень просто мои дорогие: потому что политика гораздо сложнее, чем физика.
(Ср.: Аристотель: "Политика - наилучшая [важнейшая] из наук").

- Тот, кто хочет видеть результаты своего труда немедленно, должен идти в сапожники.

- Самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека, - это ощущение таинственности. Оно лежит в основе всех наиболее глубоких тенденций в искусстве и науке. Тот, кто не испытал этого ощущения, кажется мне если не мертвецом, то, во всяком случае, слепым.

- Благоприятная возможность скрывается среди трудностей и проблем.

- Воображение важнее, чем знание.

- Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно - он-то и делает открытие.

- Ты никогда не решишь проблему, если будешь думать так же, как те, кто ее создал.

- Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень.

- Человек начинает жить лишь тогда, когда ему удается превзойти самого себя.

- Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние.

- Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения.
(Ср.: Ф.М. Достоевский: "..Да будут прокляты эти интересы цивилизации, и даже самая цивилизация, если для сохранения ее необходимо сдирать с людей кожу").

- Нравственность - основа всех человеческих ценностей.

- Чем больше моя слава, тем я больше тупею; и таково, несомненно, общее правило.

- Бесконечны лишь Вселенная и глупость человеческая, при этом относительно бесконечности первой из них у меня имеются сомнения.

- Единственное, чему научила меня моя долгая жизнь: что вся наша наука перед лицом реальности выглядит примитивно и по-детски наивно - и все же это самое ценное, что у нас есть.

- Единственное, что может направить нас к благородным мыслям и поступкам, - это пример великих и нравственно чистых личностей.

- В юности я обнаружил, что большой палец ноги рано или поздно проделывает дырку в носке. Поэтому я перестал надевать носки.

-  Господь Бог вычисляет дифференциалы эмпирически.

- Достойна только та жизнь, которая прожита ради других людей.

- Единственный разумный способ обучать людей - это подавать им пример.

- Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам.

- Если теория относительности подтвердится, то немцы скажут, что я немец, а французы - что я гражданин мира; но если мою теорию опровергнут, французы объявят меня немцем, а немцы - евреем. (Прим.: на днях большой научный эксперимент подтвердил важные выводы теории относительности!)

- Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее. Жизнь священна; это, так сказать, верховная ценность, которой подчинены все прочие ценности.

- Здравый смысл - это сумма предубеждений, приобретенных до восемнадцатилетнего возраста.

- Идеалами, освещавшими мой путь и сообщавшими мне смелость и мужество, были добро, красота и истина.

- Из честолюбия или чувства долга не может родиться ничего ценного. Ценности возникают благодаря любви и преданности людям и объективным реалиям этого мира.

- Истинная ценность человека определяется тем, насколько он освободился от эгоизма и какими средствами он этого добился.

- К величию есть только один путь, и этот путь проходит через страдания.

- Как бы там ни было, я убеждён, что Бог не играет в кости.

- Международные законы существуют только в сборниках международных законов.

- Наука - это спорт, гимнастика ума, доставляющая мне удовольствие.

- Наука без религии хрома, религия без науки слепа.

- Наука не является и никогда не будет являться законченной книгой.

- Не знаю, каким оружием будут сражаться в третьей мировой войне, но в четвертой в ход пойдут дубинки и камни.

- Самое время заменить идеал успеха идеалом служения.

- Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.

- Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста.

- Человек может найти смысл в жизни, только посвятив себя обществу.

- Что может знать рыба о воде, в которой плавает всю жизнь?

- Чтобы покарать меня за отвращение к авторитетам, судьба сделала авторитетом меня самого.

- Я научился смотреть на смерть как на старый долг, который рано или поздно надо заплатить.

- Этичное поведение должно основываться на симпатии к людям, образованности и социальных связях; религиозная основа вовсе не нужна.

На фото:
памятник Альберту Эйнштейну в Панаме (1) и фото, сделанное во время его проезда там в 1933 году (2). Простая концепция памятника (1), пожалуй, наиболее точно передает сущность героя: кто бы сомневался, Эйнштейн был Голова! Кстати, только что завершился длительный научный эксперимент, обошедшийся в три четверти миллиарда долларов и подтвердивший правильность важных выводов теории относительности.
Посидеть рядышком с ученым и поразмышлять о вселенских проблемах можно в Гранаде, Испания (3) и в городке Де Хаан, Дания (4).
Памятник в Монтевидео, Уругвай (5).
Довольно неряшливый, но, кажется, самый большой в мире памятник Эйнштейну в Вашингтоне, США (6).


Рецензии