Вкус детства

Посвящается моей любимой маме и Золотой Рыбке,
которая уплыла…

У моего детства был вкус шоколадного мороженого с медом и толчеными грецкими орешками. А может быть с арахисом…  Сейчас уже и не вспомню… Помню только незабываемый, сладко-прохладный вкус и медовую тянущуюся нить от маленькой десертной ложки, которой я ловко орудовала, будто ставила очередной рекорд Гиннеса. Порция за порцией… Горло понимало мое пристрастие к обожаемому детскому лакомству и не спорило, не болело. Ни разу. Хотя, впрочем, первое и самое главное спасибо нужно сказать тому месту, которое столько раз приветливо открывало свои просторные двери, впуская мою детскую непосредственность вкусить свои лакомства. Кафе Золотая Рыбка…  Она, как и положено порядочной золотой рыбке, исполняла любые прихоти и желания своих посетителей. А приходили туда от мала до велика, ведь это было единственное детское кафе в моем маленьком городе с населением в сотню с небольшим тысяч человек. И именно статус единственного семейного кафе и обеспечил Золотой рыбке такую популярность на весь город.  Всё там дышало детством, и значит, дышало жизнью, энергией, смехом и дружным чавканьем.  Туда приходили по выходным и оставались надолго, потеряв счет времени… Порой по полчаса ждали, пока освободится столик, мысленно продумывая в голове, что будешь есть, когда наконец настанет твоя очередь. В будние дни посетителей было ничуть не меньше, но чаще они были внезапные. Но всё равно счастливые. Даже после работы, взяв своё драгоценное чадо, родители приходили туда и отдыхали в этой  удивительной сказочной атмосфере. Золотая рыбка  была как книга старых добрых русских сказок… Добротные круглые столики из светлого дерева, стулья с высокими резными спинками, сев на которые малышня могла почувствовать себя Машенькой из сказки Три медведя, которая села на стул, намного больше её самой. На светлых стенах висели большие картины с изображением всем хорошо известных  и любимых героев: Руслан и Людмила,  Маша и Три медведя, Колобок, Курочка ряба и конечно Золотая Рыбка.  И даже свет в этом кафе был особенный, какой-то теплый, успокаивающий. Одна стена целиком была  пробита высокими окнами, и свет из них через занавески цвета морской волны проникал внутрь, опускался на всё вокруг и увлекал за собой в мир причудливых фантазий. Можно было сидеть за своим столиком, не  спеша смаковать мороженое и наблюдать… Наблюдать за прохожими, за городской суетой, за знойным летним днем  и ощущать приятную прохладу в ладони, которая касалась креманки с мороженым. А зимой, когда уже темнело, и свет через окна терял свою силу, его заменяли золотистые светильники рядом с каждой картиной… И ты погружался в теплое золото Рыбки, от которого светлые деревянные столики и стулья начинали блестеть, как полированные. И так время пролетало незаметно…
  В окружении детей и сам на время становишься ребенком, даже если уже бесконечно повзрослел.  Я уже не помню точно, сколько лет просуществовала Золотая Рыбка, не один год, так это точно, потому что там был особый измеритель возраста – это стойка, где принимали заказы. Малышня едва доставала до неё носом, поэтому она была своеобразным ростомером, который показывал, насколько повзрослел  пришедший сюда. Вот и я взрослела по ней, становясь всё выше и выше. Поначалу приходила с мамой и скромно стояла в очереди около неё, не решаясь сама сделать заказ у серьезной (как мне казалось) женщины, которую я, честно признаться, считала самой прекрасной и доброй в мире волшебницей, ведь она владела уникальным предметом-аппаратом, который выдавал мороженое. Я заворожено наблюдала за каждым её движением… Вот мама спрашивает у меня, какое мороженое я буду, и я как всегда отвечаю: шоколадное с орешками и медом. Вот мама повторяет мои слова, и тут начинается процесс волшебства: женщина берет стеклянную креманку и подходит к аппарату, волшебным движением руки она берет рычаг и легонько тянет его на себя, и в креманку мягко, по спирали начинает опускаться густое, холодное мороженое… А потом она наливает туда золотистого меда и посыпает всю эту вкуснейшую красоту щедрой горсткой орешков… Мммм…. Через пять минут моя креманка уже пуста… И еще я помню удивительную деталь, что мой виноградный сок после мороженого казался абсолютно не сладким.
  Потом я стала приходить в Рыбку с подругами, отметить начало нового учебного года, и заказ уже делала сама. Рост позволял. А еще он позволял съесть не одну порцию, а сколько мне захочется.

Хороших мест должно быть больше. Так думала я и наивно полагала, что моя любимая Рыбка еще долго будет беззаботно плавать в океане детства, даря всем вокруг  вкусную сказку, наполняя ею нашу обыденную реальность. Я была подростком и не задумывалась о том, что Рыбок часто ловят и убивают. Поэтому и не заметила, как это произошло. Начались старшие классы, репетиторы, время бежало, и я пыталась успеть за ним. Я перестала на какое-то время ходить в своё любимое кафе, даже не помню, сколько я там не была. Я окончила школу, отпраздновала выпускной, поступила в академию совсем в другой город… Было непросто взрослеть, вот так, шаг за шагом, но в такой короткий срок. Я совершала серьезные, взрослые поступки, но в душе я оставалась шестнадцатилетней девчонкой, которая всё так же любила шоколадное мороженое, просто из-за образовательной гонки на время забыла его вкус.
 И вот, когда все испытания остались позади, я вернулась в родной город, чтобы провести остаток лета перед тем, как уехать на учебу в академию. Стоял знойный, липкий день, я гуляла по городу, хотелось пить и чего-то еще… Чего-то такого знакомого, вкус вертелся на кончике языка, он почти был ощутим, но всё же…как же… что за вкус?... Я поняла, что стою почти напротив Золотой Рыбки. Да!Да! Я знаю, чего действительно хочу, какое счастье, что я знаю! Теперь всё замечательно, лучше быть и не может! Счастье переполняло меня, пронизывало насквозь от осознания того, что я всё смогла: окончить школу с медалью, поступить на бюджет в медицинскую академию… и теперь заслуженно праздновать свою победу, со спокойным сердцем, которое пело гимн торжества от осознания того, что впереди только самое интересное! Проверив наличие денег в кошельке, я буквально влетела в любимое кафе. Вкус шоколадного мороженого, меда и орешков  мой мозг отчетливо и требовательно просил, ждать он был не в состоянии. И как же я могла забыть?! Ругая себя, я вошла в помещение и… оторопела. Куда всё делось?  Что произошло? Почему нет деревянных столиков и стульев, зачем на их месте убогие и скучные пластиковые заменители? А где картины,  почему их сняли? Где мои любимые герои? Где золотистые светильники? Почему вместо них на потолке непонятные, враждебные лампы? Я посмотрела на окна вдоль стены, занавески цвета морской волны  убрали, и вместо них повесили цвета нежной радуги, но радужнее от них не стало. Свет был не тот. Всё было не тем. Я подошла, уже совсем тихо, неуверенно к стойке и увидела меню. Несколько минут я пыталась переварить прочитанное, несколько раз я снова и снова искала мороженое, думая, что по невнимательности пропускаю его. Но нет, я всё читала правильно. Его там и не было. Вместо него были салаты, горячее нескольких видов и что-то еще… Зато из напитков… тут можно было не читать меню, а просто посмотреть на полки, которые тянулись по стене за стойкой. Вся ликероводочная промышленность во всей своей красе. А в меню (как я потом уже увидела), вместо молочных и фруктовых коктейлей появились алкогольные. И тут я  поняла, что мне показалось странным, но на что я не обратила внимания в первые минуты, как зашла сюда. Посетители… Несколько мужчин сидели за одним столиком, ели что-то мясное и заливали это водкой. Детей теперь тут не жаловали.

Меня окликнул недовольный голос официантки, которая, видимо, устала ждать, пока я определюсь с заказом. Я вежливо ответила, что ничего не буду, и быстро ушла оттуда.  Выйдя на улицу, я обернулась и посмотрела на свою любимую вывеску с золотой рыбкой, которая всё так же улыбалась… Почему не поменяли название? Почему они вообще …как они могли? Единственное в городе детское кафе превратили в забегаловку! Сердце переполняли отвратительные эмоции… Значит вот какой он, вкус взрослой жизни - вкус алкоголя, сигарет и холестерина? И с таким меню вы всё еще смеете называться Золотой Рыбкой? Идиоты!  Назвались бы тогда Пьяным Пузом или как вам там нравится! Золотая Рыбка всегда плавала в молочном океане, она не смогла вынести того, что туда стали подливать алкоголь и испуганно уплыла в другое место… Я хотела верить в это. Она не умерла, просто здесь её больше нет.  Она уплыла и забрала с собой наше детство.
Вот так я поняла, что стою на пороге во взрослую жизнь, буквально одной ногой уже там… И если пару недель назад, крича от счастья, узнав, что я поступила, я хотела начать эту самую жизнь взрослого человека, то теперь, стоя здесь, перед тем, что осталось от места, с которым было связано моё детство, я перестала хотеть переступить второй ногой эту черту. Мне расхотелось взрослеть.  Но, к сожалению, я поняла, что уже сделала это. Это случится с каждым, рано или поздно… Вкус горького разочарования сменил всё.

Купив мороженое и холодный напиток в ближайшем магазине, чтобы хоть как-то перебить этот горький вкус, я присела на скамейку под деревом и задумалась. Задумалась о том, какие разные вкусы: вкус детства и взрослой жизни. Мы должны, обязаны попробовать каждый из них, но в свое время. Взрослая жизнь прекрасна, если она достойная и не бессмысленная, и если она не мешает детской, а помогает, учит. Это задача взрослых учить детей жизни, помогать выбирать правильные вкусы и обходить стороной порочные, пагубные.  Но почему-то именно взрослые лишили нас детства, отняв этот кусочек рая в маленьком городе. Он был единственным и он имел право быть. Они не спрашивали нас, не спрашивали Рыбку, они просто взяли и поменяли вкус.Быстро. За раз. Как на телевизоре  меняют канал одним нажатием на кнопку пульта. Мы так ничего и не успели понять… И если собрать всех детей нашего города и вас, взрослые, тех, кто решил, что вправе забирать наше детство, то что бы вы ответили на наш простой вопрос: ЗАЧЕМ?  Ведь взрослые знают ответы на все вопросы… Что бы вы нам ответили? И что бы вы ответили своим собственным детям, которым просто больше некуда ходить?   Но вы молчите, как школьник у доски, который не выучил урок.  И если это ВАШ вкус взрослой жизни, то я, пожалуй, не хочу взрослеть.

Прошло уже почти пять лет… За эти годы я не раз сталкивалась со взрослой жизнью, хоть и еще не совсем в неё вошла. И вкусы её я тоже пробовала. Не все мне нравятся, но некоторые я действительно полюбила. Через месяц с небольшим я закончу академию и буду врачом, с горой ответственности на плечах, с обязанностями и трудностями. Это неизбежно. Нельзя вечно балансировать на границе юношества и взрослого мира. Я уже давно в нем живу. Однажды я стану мамой, и поведу своего ребенка в детское кафе, чтобы он тоже попробовал вкус детства… Город, в котором я сейчас учусь, намного больше моего родного, и здесь есть хорошие места для детей, с игровыми площадками и развлечениями. И вкусы здесь ярче и разнообразнее. Но я всё равно бы хотела, чтобы мой ребенок попробовал вкус МОЕГО детства, тот, шоколадный с медом и орешками. Я уверена, он бы ему понравился. Может когда-нибудь мне удастся снова его найти… А пока он живет только в моих воспоминаниях, в том счастливом месте, которое, я уверена, храню в душе и берегу не я одна, а многие из уже повзрослевших ребят моего города. Не знаю, как складывается их судьба, взрослый мир суров и не прощает ошибок, но если кто-то из них хоть иногда вспоминает нашу Золотую Рыбку, значит в нас еще есть её частичка, та, благодаря которой взрослый человек не превращается в каменную стену и способен улыбаться. Частица детства. Каждый хранит у себя крохотную чешуйку Золотой Рыбки, в которой и живет эта частичка…

Детского кафе в моем городе до сих пор нет, к моему огромному сожалению. За эти годы правительство тратило деньги на постройку новой гостиницы, торгового комплекса, нескольких кафешек взрослой категории и элитных жилых районов. И хотя в нашем городке очень много детей и с рождаемостью всё в порядке, специализированного семейного кафе так и нет. На месте Золотой Рыбки сейчас находится вареничный Дворик. Я не разу не была там, потому что не особо люблю вареники. Вывеску с Золотой Рыбкой уже давно сняли и скорее всего выкинули… Вы скажете, вот и всё? Нет, ведь это просто вывеска. Важнее то, что стояло за ней, то, что она несла. Мы, дети Золотой рыбки, выросли, как мне кажется, неплохими людьми, пусть не все, но многие, я могу судить об этом по своим школьным друзьям, которые тоже любили это кафе. Мы помним тебя, Рыбка и искренне говорим спасибо. За самый лучший в мире вкус… У каждого он был свой… Но у меня - шоколадный с медом и орешками. Спасибо тебе за него! И спасибо моей маме за то, что помогла мне его найти! Когда-то у неё, как и у меня, отняли вкус теплых пончиков с сахарной пудрой в кафе Буратино( оно тоже потом перестало существовать), но она этот вкус сохранила. Она знала, что однажды станет мамой, и поможет своему ребенку найти вкус детства. Теперь и я это знаю. И я буду помнить об этом, обещаю…

А шоколадное мороженое до сих пор остается моим самым любимым. И у моего младшего брата тоже.


Рецензии
Пронзительная вещь! Огромное спасибо Вам,

Лианидд   08.10.2011 10:37     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за отзыв!

Юлия Трушникова   17.10.2011 14:41   Заявить о нарушении