Экспрессписьмо
Делаю вывод, что многие кто пишет, кто связан с работой, учёбой, журналистикой, исследовательской деятельностью, да и вообще, грамотные люди ощущают постоянную потребность в сокращении времени на записи.
Поскольку основы стенографии были переданы мне матерью, её углублённое изучение позволило успешно окончить несколько вузов, а так же постоянная практика её использования в повседневной жизни, дают мне возможность поделиться своими знаниями и помочь желающим освоить этот хороший инструмент развития собственного интеллекта. Кроме того, освоив этот инструмент, Вы экономите массу времени на всевозможных записях, которые нас буквально преследуют в повседневной деятельности.
Для начала академическая информацмя:
http://www.proza.ru/avtor/sfosfo
Сергей Фоминцев
Александр Пигарев о стенографии
Геннадий Тукачов
ЭПИ –
Экспрессписьмо
ББК 57.16
Т81
Учебное пособие
ТУКАЧОВ Геннадий Николаевич
ЭПИ – Экспрессписьмо
Т81
Тукачов Г.Н. ЭПИ – Экспрессписьмо
– Хмельницкий: Издатель ЧП Цюпак А.А., 2011. – 48с.
ЭПИ–экспрессписьмо, относящееся к стенографии, позволяет успешно учиться, упрощает работу широких кругов пишущих людей. Предназначена для студентов, учеников и круга читателей, интересующихся стенографией.
ISBN 978-966-513-098-7
Онлайнкурс экспрессписьма
СОДЕРЖАНИЕ:
1 курс.
1.Вводная часть.
2. Экспрессписьмо. Алфавит.
1).Согласные.
2).Соединение согласных.
3). Гласные и их обозначение.
4). Обозначение мягкости (йотирования), следующих друг за другом гласных и твёрдости.
3.Обозначение прописных (больших) букв и закрытых слогов одинаковых согласных.
4.Примеры сокращённой записи слов знаками алфавита.
5. Упражнения для выработки почерка экспрессписьма.
6.Приложение – Таблица соединения знаков ЭПИ.
Предисловие
Что там греха таить, изголодался я, если можно так выразиться, основательно изголодался по добротной поэзии моего собрата по перу, автора нескольких сборников стихов, густо насыщенных тонким юмором и иронией, Геннадия Николаевича Тукачова – члена Всеукраинского творческого союза «Конгресс литераторов Украины». А по сему, был чрезвычайно обрадован когда, в начале марта услышал по телефону:
– Хочу показать Вам рукопись, не похожую на предыдущие.
И в самом деле, новая работа оказалась учебником по ЭПИ–экспрессписьму и относилась к такой науке как стенография, которую Геннадий Николаевич освоил и которая позволила не только успешно окончить два высших учебных заведения, но и сделать её намного проще и доступнее для широких кругов пишущих людей, студенчества и ученичества.
Член-корреспондент Крымской литературной академии Касакович В.С.
1.Вводная часть.
Скоропись или стенография постоянно развивается, находя всё большее число сторонников и последователей. И это естественно, так как все передовые общества и прогрессивные личности широко использовали это достижение человечества в своей практике.
Наиболее коротко, ясно и доходчиво это раскрыто в интернете на национальном сайте современной поэзии на странице
Сергей Фоминцев http://www.proza.ru/avtor/sfosfo
Александр Пигарев о стенографии
ВВЕДЕНИЕ
Стенография — это скоростное письмо особыми знаками, настолько краткими, что ими можно записать живую речь. Как пишет автор толкового словаря В. Даль, стенография — это “скоропись, сокращенное письмо, поспевающее за речами”.
Благородным и таинственным искусством называл стенографию Чарльз Диккенс. Стенография пришла к нам из древнейших времен. Еще в Древнем Египте скорописцы записывали речь фараонов. Широкое распространение стенография получила в Древней Греции. В 1883 г. в Акрополе была найдена мраморная плита, на которой были высечены стенографические знаки. По мнению ученых, эти записи были сделаны в 350 г. до н.э. Но общепризнанным днем рождения стенографии считается 5 декабря 63 года до н.э. Тогда в Древнем Риме возникла необходимость дословной записи устной речи. Автором древнеримской стенографии считается Тирон — секретарь знаменитого оратора Цицерона. Тирон обучил стенографии несколько молодых сенаторов, которые 5 декабря 63 года до н.э. записали обвинительную речь Катона Младшего против заговорщика Катилины. Латинская стенография в честь ее автора называлась тироновыми нотами (нота — по-латыни “знак”).
До 16 века стенография была словной. Каждому слову соответствовал свой значок, рисунок или упрощенное начертание буквы. Тироновы ноты, например, насчитывали около 5000 знаков. Его последователи довели это число до 13000. И каждый знак следовало запомнить.
В 1602 г. англичанин Дон Уиллис издал книгу “Искусство скорописи, или стенография”. Слово “стенография” образовано от греческих стенос — “узкий”, “тесный” и графо — “пишу”. Знаки его системы — это части круга, прямые линии, отличающиеся одна от другой наклоном. Слова напоминали геометрические фигуры, поэтому система Джона Уиллиса была названа геометральной. С этого началось бурное развитие стенографии в Западной Европе.
Конец 17 и начало 18 веков ознаменованы рождением так называемых курсивных систем. Симон Бордлей (1789 г.) был родоначальником первой курсивной системы. Знаками для его системы послужили элементы обычного письма.
Геометральные системы характерны для языков с относительно короткими словами (английский, французский), курсивные системы свойственны языкам с длинными словами (русский, немецкий). Геометральные и курсивные системы не требуют заучивания каждого слова в отдельности, ибо слова уже составляются из стенографических знаков. Так, например, современная русская стенография (усовершенствованный вариант Государственной единой системы стенографии) включает в себя около 90 знаков (некоторые знаки меняют свое значение в зависимости от позиции и места в слове) Современная стенография продвинулась далеко вперед: компьютерный анализ частотности слов, звуков и сочетаний звуков позволяет разрабатывать наиболее рациональные системы стенографического письма, обладающие высокой эффективностью и не требующие больших усилий для овладения ими.
В России применение стенографии началось в древнем Новгороде и Пскове стенографически записывались выступления на городских вече. Первая разработанная система стенографии появилась в России в конце 18 в. В 1820 г. в Петербурге вышла в свет одна из первых книг по стенографии на русском языке — “Графодромия, или искусство скорописи”. Автором ее был Н. А. Корф, товарищ А. С. Пушкина по лицею. Многие известные русские ученые и писатели владели стенографией и применяли ее в своем творчестве. Среди них Д. И. Менделеев и “Отец русской авиации” Н. Е. Жуковский, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и др. В 1933 г. в нашей стране была принята Государственная единая система русской стенографии — ГЕСС (автор Н. Н. Соколов). За прошедшее после этого время она не раз подвергалась переработкам с целью усовершенствования.
В современном мире, несмотря на обилие средств механической фиксации слова (магнитофонов, диктофонов) владение навыками стенографии по-прежнему ценится. В развитых странах Запада число людей, владеющих стенографией, особенно в управленческом аппарате, очень велико. Там не встретишь делопроизводственных работников, не знающих стенографии. Ее изучают студенты и школьники. В чем причина такой “архаичной” приверженности стенографии?
Дело в том, что существует естественный разрыв между речью и ее фиксацией на бумаге обычным письмом. Мы записываем в среднем в пять раз медленнее, чем говорим. Стенография же ликвидирует этот разрыв. Она особенно полезна при конспектировании лекций, публичных выступлений, бесед, составлении докладов, подготовке статей и т. п.
Данное учебное пособие написано в соответствии с последним усовершенствованным вариантом ГЕСС, содержит полное и детальное описание современной
русской стенографии и необходимое для практического овладения число упражнений. Каждый желающий сможет по нему самостоятельно (или под руководством автора этой книги) овладеть техникой быстрого письма и тем самым повысить свои возможности. При условии ежедневных занятий это займет не более двух месяцев.
ДИКТОФОН ИЛИ СТЕНОГРАФИЯ?
Диктофон не может заменить стенографии, поскольку информация, зафиксированная с помощью стенограмм, более удобна для доступа и обработки, чем информация, зафиксированная на магнитной ленте.
Во-первых, к информации, записанной с помощью стенографии, имеется параллельный доступ без ограничений по скорости. То есть, можно мгновенно переходить от одной части текста к другой в любой последовательности и с любой скоростью, охватить все сразу — для этого не нужно перематывать ленту. Если же речь записана на диктофон, то доступ возможен последовательный с ограниченной скоростью: человек читает быстрее, чем может воспринимать на слух.
Во-вторых, стенограммы, в отличие от магнитофонных записей, позволяют легко и быстро редактировать текст при распечатке, поскольку имеется параллельный доступ и для повтора не нужно перематывать ленту. Этим объясняется
стабильный спрос на услуги стенографистов на ученых советах.
В-третьих, при конспектировании докладов можно записывать лишь интересующую Вас информацию, а не все подряд. Можно вносить особые отметки, замечания, редактироватьтекст.
В-четвертых, при конспектировании выступлений не возникают паузы, как при работе с диктофоном во время смены кассеты. Все что нужно — это ручка и бумага. Никаких “технических неисправностей”.
И, наконец, в-пятых, на диктофон не запишешь “бегущие мысли”. То есть, стенография не заменима при подготовке к выступлениям, составлении докладов, лекций, рефератов, работе над литературными произведениями, записи стихов и т.д.
СОВЕТЫ ИЗУЧАЮЩИМ СТЕНОГРАФИЮ
1. Первые упражнения по стенографии следует выполнять в тетрадке для первого класса. После того, как Вы запомните написание знаков и научитесь менять их позицию для обозначения гласных, дальнейшее изучение стенографии целесообразно проводить в тетрадках с одной линией или в клетку.
2. Нужно научиться, не только писать стенограммы, но и читать их. Обязательно читайте свои первые стенограммы сразу и через несколько дней после написания. Не бойтесь применять стенографию на практике из-за опасения, что Вы не сможете прочитать свои записи. Чем раньше Вы начнете применять стенографию на практике, тем быстрее Вы ею овладеете в полной мере.
3. Помните, что обучение гораздо эффективнее, если Вы изучаете стенографию каждый день по часу, чем один раз в неделю, но семь часов. На стадии обучения упражняться в стенографии следует ежедневно.
Александр ПИГАРЕВ
А теперь об экспрессписьме.
Развиваясь и совершенствуясь, приходя к определённому единству системы, в определённом смысле упрощаясь, этот вид письма, становится доступным людям с момента изучения алфавита.
Экспрессписьмо – такое название приобретает всё большее звучание в определении этого явления.
Экспрессписьмо изучается в школах, в ВУЗах, в системе курсовой подготовки и индивидуально.
Экспрессписьмо приобретает всё большее значение во всей жизни каждого человека и всего общества. Оно становится неотъемлемой частью всего, что связано с письмом – пометки, записи, расчёты, переписка, школьное и вузовское обучение, курсовая подготовка, публицистика, журналистика, делопроизводство и тд и тп.
Ещё несколько фрагментов из предыстории экспрессписьма, которые показывают, как шло развитие знаков этой системы:
НАПИСАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СТЕНОГРАФСКОГО
ПИСЬМА В РАЗНЫХ ПОЛОЖенияХ
(буфер обмена не копиркует)
Ещё один вариант алфавита:(буфер обмена не копиркует)
Алфавит оджибве.
(буфер обмена не копиркует)
Пояснения:
Джейм Эванс в 1840 году разработал алфавит для языка оджибве. Он попробовал приспособить латинскую орфографию для оджибве, но потом отказался от этой затеи и изобрёл слоговую азбуку, основанную на стенографии Питмана. В этой азбуке - всего 9 символов. Для обозначения слогов каждый символ просто поворачивается в одну из четырёх сторон с добавлением (или без) определённых знаков.
Текст на оджибве выглядит так:
(буфер обмена не копиркует)
Экспрессписьмо – это такое письмо, которое позволяет значительно сокращать время и место записи текстов, за счёт трансформации и краткого обозначения буквенных знаков алфавита, краткого написания буквосочетаний, частей слова, слов, словосочетаний и предложений.
2. Алфавит экспрессписьма.
Знаки в ЭПИ обозначаются: прямыми линиями, дугами, овалами, петлями, волнистыми линиями или их сочетаниями. Эти элементы различаются по размерам. Одной мерой следует считать высоту строчки ученической тетради для начальных классов или диагональ клетки в тетради для математики.
Для того, чтобы быстрей запомнить знаки экспрессписьма, обозначающие элементы речи, обратимся к фонетике и проведём анализ звучания согласных и гласных. Вначале проанализируем согласные.
1).Согласные.
Согласные подразделяются на звонкие, глухие, губные, сонорные и шипящие. При этом, сопоставив звонкие и глухие мы придём к выводу о их парности по произношению, или очень небольшому различию.
Например:
Б – П; В – Ф; Г – К; Д – Т; Ж – Ш;
З – С.
Шипящие в языке, так же, представлены парами:
Ч – Щ; Х – Ц.
Определёнными парами представлены и сонорные:
Р – Л ; М – Н.
Такая парность даёт возможность ЭПИ использовать всего девять основных знаков для обозначения согласных звуков, облегчает процесс запоминания обозначений и упрощает начертание знаков - букв. Обеспечивает их небольшой размер и хорошее расположение на строке.
(Алфавит ЄПИ буфер обмена не копиркует, а файлом можно переслать)
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Вы прочитали фрагмент из учебного пособия «ЭКСПРЕССПИСЬМО». Если Вас заинтересовал данный учебник, сообщите и сможете его получить.
Свидетельство о публикации №211050700589