Книга жизни ч. 2

Однажды я рассказал Максиму, что перед войной мы все зачитывались книгой Аркадия Гайдара "Тимур и его команда".

И не только читали, но и создавали свои тимуровские команды, стараясь подражать героям книги. И вот мы тоже играли в такую тимуровскую команду, а когда началась война, и была дана команда освободить подвальные помещения в домах (а мы жили на первом этаже трехэтажного дома), то мы в подвале организовали штаб нашей команды. Все это делалось скрытно от взрослых, как и по книге.

Перед домом рос клён. В его развесистых ветках мы устроили наблюдательный пункт, от которого в штаб (подвал) тянулась веревка. В подвале, как и по книге, к веревке были привязаны консервные банки. Периодически в городе объявлялись учебные воздушные тревоги. Завывали сирены и из больших черных тарелок репродукторов звучали команды: «воздушная тревога» или «отбой воздушной тревоги».

Однажды, когда я сидел на наблюдательном посту, со стороны Днепропетровска послышался звук моторов летящего самолета. Звук изменялся по высоте «подвывал». Раньше такого гуденья я не слышал и задергал сигнальную веревку. Ребята выскочили из подвала и стали слушать. Высоко в небе мы, наконец, увидели одинокий самолет, летящий на восток.

«Гражданская оборона» никаких сигналов о воздушной тревоге не подавала, а наши ребята побежали по подъездам, (дом был трехэтажный с двумя подъездами) и стали кричать: «Воздушна тревога». Самолет, к этому времени стал разворачиваться. Сделал большую дугу и полетел на запад.

Когда он пролетал, не снижаясь, над Днепром, в районе моста через Днепр, заухали взрывы. В это же время взвыли сирены воздушной тревоги. Это была первая не учебная воздушная тревога. Правда она прозвучала с большим опозданием.


Однажды бабуля услышала эту историю в пересказе Максима. Это звучало примерно так: «Когда дедушка был маленьким, он залезал на высокую пальму и оттуда наблюдал за немецкими самолетами».


В детстве я мечтал быть пожарником, стоять на подножке большой красной машины и звонить в колокол.

Я наблюдал, как около нашего дома маневрирует паровоз «кукушка» и, держась за спинку металлической кровати, подражал работе стрелочника: гудел, посвистывал, изображал, что я на ходу догоняю и запрыгиваю на подножку вагона.

Как и все мальчишки того времени, мечтал стать полярным лётчиком.


На фото 1934года я с мамой в гостях у тёти Бети


продолжение следует:http://www.proza.ru/2011/05/07/1264


Рецензии
В который раз, читая вас, Александр, ловлю себя на мысли - и самому написать воспоминания. Ещё помню, когда лежали на скате оврага снаряды. Хотя и родился после войны. А ходить и говорить, если верить словам матери, начал в семь месяцев. И все, видимо, протому, что поили меня козьим молоком.

Помню себя стояшим в табуретке, перевернутой на "попа". Это было вроде вольера.

Так что, буду и дальше Вас читать.

Спасибо за воспоминания!

Alex Zima   06.08.2011 16:24     Заявить о нарушении
Alex, писать нужно. Мы должны передать живую историю как мы жили, чем занимались. Ведь у нас не было ни радиоприёмников, ни телевизоров я уже не говорю о компьютерах. Но у нас были хорошие книги. И работали мы на совесть, получая, при этом, мизерную зарплату. Так что желаю Вам творческих успехов и удачи! Готов быть первым читателем Ваших мемуаров. С уважением, Александр.

Александр Нотик   07.08.2011 20:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.