Часть моей жизни

Часть моей жизни
О Великой Отечественной войне рассказано много историй, написаны тысячи книг, спеты сотни песен. Поэтому я попытаюсь не повторяться, обойтись без эпиграфа и поэтичных строчек,  обойти стороной все страшные цифры, а просто ограничится двумя датами – 1941 -1945.
Я буду это пытаться делать до последнего, но все равно, мне кажется, что рано или поздно, я оговорюсь и не выполню свое обещание. Потому что одно слово хочется употребить уже, и писать его в каждом абзаце, на каждой странице, высечь его на земном шаре. Одно слово – победа…
Итак, пожалуй, начнем.
*****
Деревня
Забудьте про власть, законы, а главное про даты. Перед Вами деревня. Большая процветающая деревня. Она живет своей жизнью. Деревня скрыта в непроходимых лесах Вологодчины. Она называется просто и по-русски «Стояново». Конечно, там есть речка, где полным полно рыбы, тысячи гектаров вспаханной земли. И главное достояние, лес. Грибы, ягоды, охота.
Сельские жители ничем не отличаются от нас. Они точно такие же люди, у них точно такие же проблемы. Они ходят в магазин, процветает местный клуб самодеятельности. Мужики собираются на рыбалке и пьют самогонку, женщины топят бани по субботам, старики треплятся на тенистых лавочках, дети играют на улице. Забегают в избу, выпрашивают у мамы пирожок и бегут играть дальше.
В этой деревне не может быть по-другому. Конечно, иногда люди ссорятся, а дети получают в школе плохие отметки. И их не пускают на улицу. Рыба не клюет, лавочки пусты из-за дождя.
*****
А теперь представьте другую картину.
Я в гостях у бабушки. Она что-то готовит на кухне, я включаю телевизор. На полке умещаются кассеты с военными фильмами. На полу, около кровати лежит книга. Сколько не  прихожу к бабушке, она постоянно попадается мне на глаза. Я взял ее в руки и перелистнул  несколько, пожелтевших от старости, страниц.  «Седьмая Симфония». Странно, не читал.
*****
А деревня продолжает жить своей жизнью. Молодая семья. Он статный высокий мужчина из бедной семьи. Она красивая стройная девушка из зажиточных крестьян. Они влюбляются и играют свадьбу. Строят дом, у них рождаются дети.
Конечно, деревенскую жизнь сложно назвать легкой, но семья была счастливая. Он работал лесником и хорошо знал лес. Порой, ходил на медведя с рогатиной. Она нянчила детей и ждала его. В избе было всегда чисто и уютно.
Что еще сказать? Типичная любящая семья.
Но почему-то именно в тот день все изменилось. Он даже  вошел в историю, этот чертов день…
*****
Хотел сделать небольшое отступление и задать один вопрос. Наверное, я адресую его самому себе: «Почему?»
Почему вечером, когда они пили чай, в дверь раздался стук? Почему он, молча, собирал чемодан и говорил ей о каких-то посторонних  вещах? Почему она не смогла остановить его? Она, молча, стояла у окна и вытирала слезы. А он улыбался и говорил, что все будет хорошо. Он говорил так всегда.
Почему? Черт возьми, почему?
*****
С кухни пахнет чем-то вкусным, бабушка заходит в комнату с  ненужным вопросом, в ответ на который я киваю.
Из головы не выходит эта книжка. Я посмотрел год издания, она датирована где-то концом шестидесятых, или пятидесятых? Вообщем, старая. Бабушка говорит, что эта книжка о Блокаде Ленинграда.
На некоторых страницах  стерлись буквы, а от обложки не осталось живого места. Это любимая книжка моей бабушки. Она признается только мне, что каждый раз, перечитывая ее, плачет.
*****
Настоящие мужчины
А теперь, я хотел бы перейти от иллюзий и картин к реальности. Только для этого я написал такую предысторию.
Когда я был ребенком, и на уроках истории нам рассказывали о подвиге русского воина, то мне казалось, что эти люди были рождены для войны, не боящиеся смерти, отважные и  смелые.
А теперь, когда я стал старше в глазах совсем все по – по - другому. Люди шли и погибали…
Среди них был мой прадед, про которого я писал в начале. Они брали в руки оружие, и умирали. Гибли пачками. Обычные люди. Точно такие же, как мы. Оставляли семьи, уезжали с родных земель и умирали.
Моя бабушка никогда не видела своего отца, он ушел на фронт, а она родилась только зимой 41-ого. Ее мама писала письмо мужу, мол, родилась дочь, назвала Валентиной. Он радовался. И писал, что вернется! Писал, что хочет прижать к груди своего ребенка и навсегда забыть, что происходит.
Понимайте?
Сейчас, когда уже прошло столько лет. И от всех этих лет я прожил только девятнадцать. И только недавно стал понимать, что мысли материализуются. И я не могу поверить, мне трудно представить, как здоровые, сильные, простые  мужики, молча, собирались и шли на фронт.
У них были семьи, дети, будущее, наконец!
Но они просто уходили и воевали, молча, сжав зубы. Умирали и выживали.
Это так сложно.… Так страшно….
В Голливуде ежегодно вручают премию «Лучший мужчина года». И скажу честно, когда я смотрю на эти рожи, на эти торсы обтянутые футболками от D&G,  включаю фильмы, где герои бестолково стреляют и уничтожают людей, осознаю горькую истину, – какая же это ложь.
Настоящие мужчины остались там. Настоящий дух и характер – все там.
Остальное лжет.
*****
Сочинение
В школе задавали писать сочинения.
Каждый май, нас садили в душном классе и говорили: «Ребята, пишите сочинения о Великой Отечественной войне».
Мы сидели и списывали их, откуда только можно было списать. Но потом я понял, что в целом, о войне все сказано. И от моего сочинения мир не перевернется.
Конечно, в «Буквоеде» появляются, время от времени новые книжки на эту тему, но кто знает, правдивы ли они?
И уже под конец десятого класса я сдал пустую тетрадку. Моя учительница говорила мне, дескать, почему? Тебе два!
А мне было наплевать. И по сей день, я уважаю себя за это.
*****
Помните скандальную историю? В Эстонии раскопали могилы русских солдат?
Это произошло накануне девятого мая.
И, по традиции, в школе проходил концерт, посвященный празднику.
Я написал стихотворение и прочитал его завучу. Она сказала, что все замечательно, но убери последние строчки.
А в них и заключался весь смысл!
И представляете себе праздник, какие-то дети читают стихи, тараторят их, поют песни.
Выхожу я, и начинаю читать стих.
Когда дело дошло до последних строчек я сделал паузу и все замолчали. Завуч стала  показывать жестами, что пора сматывать удочки, но я сказал в микрофон: «Нет!»
И прочитал:
От звонка до звонка,
Заточим мечи,
И правду посадим на кол!
Они нас обидели сильно!
Они нам заплатят за все!
*****
Пушечное мясо
Это было зимой сорок четвертого под Ленинградом….
За каждый холм, за каждую сопку, за каждую деревню здесь шли кровавые бои. Оружия не хватало, был отдан приказ – добывать в бою.
Мой прадед был разведчиком, потому что хорошо ориентировался в лесу.
Проезжая по этим местам, сложно представить, что овраги не дело рук природы, а если капнуть в глубь асфальтированной дороги метров двадцать, то натолкнешься на сотни  захоронений воинов.
Что здесь было?
Зима… Вы представляете, какой климат в Петербурге? Болотистая местность, у большинства нет оружия, холодно, страшно!
Ни один фильм, ни одна книга не опишет…
Люди шли на пушечное мясо. И все были уверены, что смерть неизбежна.
Я не говорю про обилие кладбищ….
Мы искали могилу прадеда, наверное, часов семь. Переговорили со многими кладбищенскими служащими.
И вскоре нашли ржавую оградку и старый памятник без фотографии.
Не исключено, что тела там нет. Насчитывались сотни тысяч убитых, и захоронения были массовыми. Мы перечитывали имена на обелиске братских могил, но имени прадеда не нашли.
Зато запись в похоронной тетрадке сохранилась: скончался от многочисленных ран.  Рядовой. Дата рождения 1901 - дата смерти 18.02.1944.
Ленинградско – Новгородская операция (14 января – 1 марта 1944). Русская армия нанесла фашистам поражение, была снята Блокада Ленинграда, а мой прадед не дожил до этого события всего лишь двенадцать дней.
Старая бабка, которая жила в э этой деревне всю жизнь, рассказывала, что помнит, как его привезли с ранением в живот. Сняли с поезда, от того, что ухудшилось самочувствие. Мучился не долго, рана была смертельная:
« Их было много, но я запомнила почему-то Вашего. Глаза у него красивые…»
*****
Россия – Германия 0:2
По логике вещей, предыдущие строчки должны были закончить эту историю. Но буквально 29 апреля прошел хоккейный матч Чемпионата Мира 2011 в Словакии, где наша сборная проиграла немцам со счетом 0:2.
Немцы и хоккей – это, в принципе, две несовместимые вещи.
Вечером я зашел в палатку. Там стояли какие-то парни, за ними алкоголики, мужчина в дорогом костюме. И все они поголовно обсуждали хоккей.
Они орали, что мы не имеем права проигрывать немцам. Такого не должно быть.
И я их понимал.
Война стала частью нашей жизни. Каждый русский человек задумывается о ней, и переносит те страшные события на наше время. Хоккей – это тоже война и она была проиграна.
Что касается меня, то я ненавижу немцев. Я не расист, и не националист, далеко не экстремист, я просто ненавижу немцев. Ненавижу их страну. По сей день, начиная с сознательного возраста, я не могу им простить смерть миллионов ни в чем не повинных людей.
Я считаю, что Берлин должен был быть разрушен и стерт с лица земли.
Но такого не произошло, потому что наши воины не только самые настоящие мужчины, но еще самые благородные воины.

*****
Подвиг
Когда моей прабабушке пришла похоронка, и вещи прадеда. Она плакала, просто плакала от безысходности.
Старший сын не мог смотреть на страдания мамы и сжег похоронку и письма от него.
Так его учил отец, когда уходил на фронт.
Бабушка рассказала мне одну историю, которую знала про своего папу.
Во время войны, одного молодого солдата ранило в ногу и нужна была вода. Мой прадед зашел за линию фронта и набрал чистого снега для товарища.
Начальство было готово арестовать его за дезертирство, но вся рота встала на его защиту. Конечно, в его адрес были взыскания, и возможно, его понизили в чине, но он поступил, с тем молодым солдатом, как с родным с сыном.
Все, что я привел было написано в письме, которого больше не существует.
Это и есть тот единственный подвиг моего прадеда, о котором я знаю.
Он погиб, обороняя Ленинград, погиб героем и настоящим мужчиной.

*****
Время «ХХ+I»
Война с детства осталась в моей памяти. Мне много рассказывали про нее, я пересмотрел десятки фильмов, в школе мы учили военные песни. Война  взрослела вместе со мной, и с каждым годом я понимал все больше и больше, что это часть моей жизни.
Я не держал в руках автомат, потому что боюсь. Я боюсь оружие, потому что оно убивает. Я не хочу идти в армию, потому что там меня будут учить воевать.
Все эти вещи стали до боли понятными только сейчас.
Я видел, как мужчины становились воинами, я чувствовал, вместе с рассказами бабушки, холодную зиму, белое белье и расстрел людей. Все это материализуется и рассказ про моего прадеда не один, таких рассказов миллионы.   
Обещание, которое я давал в начале, увы, не выполнил…
О войне все сказано, но возможно, своей историей, к всему написанному припишется единичка. Из горьких историй миллионов.
*****
Я открыл книжку и перелестнул страницу. За ней другую, потом третью. На четвертой из нее выпала фотография высокого, статного, красивого мужчины. Сзади фотографии красным карандашом, детским подчерком,  было написано  – «папа».
Бабушка стояла у двери и плакала.
Я не выдержал и тоже пустил слезу.
*****
глеб петров 30 апреля 2011


Рецензии
Здравствуйте, Глеб! Воспоминания всегда попадают в душу, особенно о родных людях! Очень проникновенно и сердечно написано! Желаю Вам успехов в жизни и творчестве!
С уважением! Елена

Елена Петрова-Гельнер   11.05.2011 18:38     Заявить о нарушении