Папа, просто я соскучилась...

   Он пришел в нашу семью, когда мне было уже пятнадцать лет .Вполне самостоятельный возраст , а поэтому я не сразу приняла его ,хотя выбор матери уважала.Приличный мужчина ,красивый даже в свои пятьдесят с хвостиком лет , интеллигентный ,начитанный(а мне ,помешанной на чтении, этот факт льстил), он производил впечатление спокойного ,уравновешенного человека ,влюбленного в мою мать. И это была немаловажно.Он ради нее приехал из столицы Белоруссии в наш Богом забытый рабочий поселок.Из рассказов мамы я поняла ,что они встретились в гостях у его друга-однополчанина.


  Я долго его никак не называла ,потому что «дядя Степа» звучало бы иронично –если помните известное стихотворение про дядю Степу-великана ,который служил милиционером.Это был довольно длительный период-где-то около года. Потом , увидев награды, которые были бережно прикреплены к его парадному костюму моей мамой по случаю Дня Победы, я стала обращаться к нему по имени- отчеству.


  Семья наша жила дружно. Старший брат уже жил отдельно в другом районе. Я заканчивала школу, у меня свои интересы , свои друзья .Общались мы с отчимом мало. Он держал дистанцию ,стараясь не навязывать свои мысли и советы , меня же это вполне устраивало. Училась я хорошо , со мной проблем не было. Отчим не пил, не курил, что, наверно, и подкупило мою маму ,много лет промучившуюся с моим родным отцом , который пил часто ,в таком состоянии  пропадал из дома , она его несколько раз лечила  - все было бесполезно. Потом разошлась с ним  ,в семье воцарились тишина и спокойствие ,но я видела ,что мама от одиночества страдала , особенно это было заметно в дни праздников ,когда она сидела дома одна.


  Теперь же мама повеселела , часто смеялась ,расцвела прямо на глазах .В от ведь как устроены дети: вроде бы все хорошо в семье , но я стала ревновать  маму. Сейчас , по прошествии стольких лет, это выглядит смешным , но тогда таковым не казалось .Более того , я вдруг беспричинно стала грубить матери , это я-то ,примерная пай-девочка!


   Наступил такой период , когда я стала дерзить отчиму . Ивот однажды после нашей словесной перепалки ,которая вспыхнула из – за какой-то бытовой мелочи , он строго так сказал мне:
-Ты хоть бы мои года уважала! Все-таки я даже старше мамы твоей…
И тут вырвались у меня те нечаянные , злые слова:
- Фашист!


Мама ударила меня наотмашь по лицу.Наверно , ударила бы еще , но отчим перехватил ее руку и спокойно так произнес:
-Она не серьезно сказала , а так , со зла…
 Ах ,как долго горело мое лицо-не от удара , нет! - оно горело от стыда. Как я могла так сказать человеку ,который прошел войны и финскую, и Отечественную .Сколько раз был ранен! Руки и грудь в шрамах .Но слово не воробей-оно уже вылетело.


 Мне почему – то тогда казалось , что он со мной после этого разговаривать не будет.  А он утром как ни в чем не  бывало сказал «доброе утро». Извинилась я только через три дня , глотая слезы и кляня себя за дурость и глупость. Ведь почему так сказала ?Хотелось побольнее сделать.


  С того самого конфликта и пошел новый отсчет наших с  отчимом отношений .Мы обсуждали вместе фильмы , делились впечатлениями о прочитанных книгах…У меня не получилось поступить в институт на очное отделение , а потому , поступив на заочное отделение , я начала работать. До моего места работы ,где я стояла на квартире-тогда это так называлось-было  километров двадцать. На выходные дни отчим приезжал за мной ,а в понедельник утром подвозил меня прямо к крыльцу здания ,где я я работала . Он еще шутил по этому поводу ,что ,мол , Людмилу возят ,как Фурцеву , - автобусом не пользуется. А Фурцева в те времена была министром культуры,шутка , конечно ,тем более , что отчим возил меня на запорожце
 Потом моя жизнь была связана с другим городом . Я вышла замуж и приезжала домой нечасто . Видела ,что отчим скучает .С моим братом у них отношения как –то не складывались , в них не было душевности что ли…


 Но когда я со своей семьей приезжала домой , он суетился , старался угодить , возился с  внуками , мы с ним много и подолгу говорили о политике .Честный человек , ветеран ,идейный коммунист , он жил только на зарплату . Не поверите :будучи мастером строительного , потом дорожного участков , никогда и ничего не принес с работы .Да , такие вот люди были…жили по совести . Впрочем , в нашем двухэтажном доме все семьи именно порядочными и были . Это как на духу. Жили на виду друг у друга , не таясь , жили , чтоб не было мучительно больно…


  Отчим уже разобрался в движении коммунизма , пелена пала с глаз , но отчаянности и злобы к новому времени у него не было .Переписывался с однополчанами , пока те были еще живы ,но их ряды редели…И иногда приходили письма от очередных вдов .Тогда отчим замолкал , грустно так вздыхал и обреченно говорил:
-Ну вот , и Петр ушел .Нас еще меньше стало.


 Пятнадцать лет назад еще не было мобильных телефонов .Мы в основном переписывались ,вернее ,я писала маме ,в письмах обращалась и к отчиму .А зачастую шла на телеграф и разговаривала с ними по телефону .Только стала замечать ,что голос у отчима стал глуше ,болезненнее…И все он старался подольше поговорить со мной , расспрашивал даже о мелочах-все его интересовало .Я это понимала и старалась порадовать старика . Диалог начинался примерно так :
-Алло?
-Люда , это ты?
-Конечно.
-А мама вышла к соседке. Позвать ее?
-Не надо. Я с вами поговорю.


 У моего отчима трудная судьба . Он похоронил  сына , который после Чернобыльской аварии тяжело заболел. Переживал за дочь , которой не повезло с семейной жизнью. Они с моей мамой похоронили моего старшего брата , погибшего в аварии,-я тогда лежала с сыном в больнице. Я заметила , что он стал совсем седой , как-то уменьшился ростом , а по вечерам стал чаще читать военные книги  Война не отпускала его от себя ,хотя в мирной жизни он жил скромно , тихо .
 В последнее время отчим ежедневно растирал начавшие неметь руки , старался вечерами чаще ходить по улице рядом с домом , по мере сил делал зарядку…А еще раз в год ездил в госпиталь.


  Однажды ,накануне 8 Марта , я проснулась с ощущением какой-то вины ,какого –то тревожного предчувствия  и поспешила на переговорный пункт. Телефонистки быстро соединили с квартирой родных. Господи ,как долго он ждал этих слов  от меня !
-Кто это? Людочка ,ты? Маму позвать? Она тут рядом.
- Не надо , я потом поговорю с ней . Простите меня , что  затянула с этим признанием.
-Что такое случилось?
-Ничего не случилось , папа , просто я соскучилась и вот решила позвонить.
-Дочка , Людочка , назвала –таки! Как же я ждал этого слова ,  как надеялся , что когда – нибудь ты меня так назовешь .Я тогда в первый и в  последний раз услышала , как он плачет .А впрочем , мы плакали оба. А потом о чем –то говорили  , но все это уже было не так важно: самые важные и главные слова я этому человеку уже сказала - он стал для меня настоящим отцом.


 А через два месяца я приехала на  его похороны. Награды мы прикрепили к красной подушечке. Они и сейчас хранятся в нашей семье. У могилы , прощаясь , теперь уже навсегда ,я –пусть с опозданием - поблагодарила его за любовь к моей маме и ко мне, за надежность ,мужество ,верность-родовые черты настояшего русского человека.


  В нашем роду и по линии отца , и по линии матери мужчины – участники Великой Отечественной войны , а потому День Победы для нас  имеет особое значение и почитаем нами как святой день .


Рецензии
Людмила, здравствуйте!
День Победы для нас действительно святой день, и так хорошо получилось, что в Вашей семье случилась и ещё одна победа, победа над собой.
С уважением,

Александр Сизухин   04.08.2014 23:12     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.