гл 14. Азиатский феномен

            Из гл 13 http://www.proza.ru/2011/05/06/907

  Прежде, чем подвести меня к краю Пропасти – очередному замужеству,  судьба еще  раз обратила мое внимание на Веревку, спущенную для меня с Небес - представилась возможность вновь побывать в Средней Азии. Это случилось совершенно неожиданно.

 Не  имея  тяги к  общественной работе – той, что поощрялась и была полезной для карьерного роста,  я, тем не менее,  все больше становилась незаменимой в коллективе в дни праздников и юбилеев, как человек, умеющий писать стихи и сценарии для капустников. Мои труды пришлись по душе начальнику объекта - человеку веселому и компанейскому, любящему «рабочие сплачивания» трудового коллектива. Вскоре меня сделали постоянным автором текстов для  подобных мероприятий и стали поручать писать поздравительные адреса в стихах для смежников и представителей заказчика, что, как оказалось, помогало подписанию новых, выгодных заказов и поддержанию полезных производственных связей. Словом, я стала нужным человеком, хотя и не в том качестве, в каком бы мне самой хотелось стать. 

   Именно за эти заслуги, а еще и для того, чтобы я смогла воочию увидеть жизнь командировочных на дальних объектах,  которую так часто мне приходилось описывать со слов других в своих сценариях и статьях стенгазеты, меня включили в список участников  туристского  маршрута Самарканд-Бухара, начинающегося не в Ленинграде, а в г.Балхаш, недалеко от которого находился наш производственный объект. Таким образом, дорога до Балхаша и обратно и дни путешествия оплачивались предприятием как командировка, что было формой поощрения лучших сотрудников.

  Азия, с которой начался мой серьезный путь в эзотерику, вновь позвала меня к себе – словно предлагала еще раз подумать, что в моей жизни – самое важное. Как и тогда - в начале памятного мне Памирского похода, вход в «зону Шамбалы» начался с приключений.

 Билеты на самолет удалось купить только до Алма-Аты, транзитных билетов до Балхаша в кассе не оказалось. Не нашлось их и в Алма-Ате: самолет местной авиалинии Алма-Ата - Балхаш летал один раз в сутки, и все билеты на него были заранее раскуплены. Мыпоселились в гостинице Алма-Аты и в течение трех дней безрезультатно пытались перехватить случайные билеты перед самым вылетом нужного рейса. Не сильно огорчаясь неудачей (времени до начала путешествия оставалось достаточно), мы знакомились с Алма-Атой.

   Длинной строкой высоких, современных домов столица Казахстана протянулась среди гор, обступавших ее со всех сторон. Город славился особым сортом яблок - огромных, сочных, зеленых с розовым бочком, в честь которых он и был назван: Алма-Ата в переводе с казахского означает Яблоневое. Еще раньше этот город назывался Верным. Здесь протекали две горные речки - Большая и Малая Алма-Атинки, воды которых отвели во множество арыков - обязательной принадлежности и украшения азиатских  южных городов.  Журчание воды арыка - канавки из бетона с ручейком воды, проходящей вдоль улицы, - приятно радовало слух и давало возможность в жаркий день ополоснуть лицо и руки.

 Запомнилась поездка в поселок Медео, неподалеку от Алма-Аты - к высокогорному катку, выстроенному на площадке среди живописных гор, заросших лесом, где  проводились  международные соревнования. Быстрые и бурные верховья Алма-Атинки в этих местах живо напомнили мне Каратаг, на берегах которого мы некогда искали лежки снежного человека. В в грохоте ее вод мне снова слышался священный звук АУМ. По длинной лестнице (более 500 ступенек!) можно было подняться на смотровую площадку, находящуюся на высоте 2000 м над уровнем моря, с которой  открывался потрясающий вид на горы и на поселок Медео. То, что эти места имеют отношение к зоне влияния Шамбалы, ощущалось мной совершенно явственно: снова внутри меня возникло необыкновенное ощущение радости и того, что меня «ведут». Стало понятно, почему в кассе постоянно не оказывалось билетов – я просто не могла ехать дальше, не побывав в этих местах….

    Город Балхаш, куда мы все-таки прилетели, выглядел тускло: в воздухе изобилие мелкой пыли медных руд, а вокруг современные, невыразительные дома. Знаменитое озеро в ближайшем окружении не наблюдалось. При заходе на посадку самолета среди серой, голой равнины с белыми пятнами соли я разглядела огромные круглые воронки с изъятой из них рудой и курганы отработанной породы – город Балхаш строился как центр медеплавильной промышленности. Неприятной его особенностью являлся характерный для этих мест Афганец - горячий и полный пыли ветер, заставляющий людей прятаться в помещения: дышать во время его порывов было совершенно невозможно! К счастью, целью нашего путешествия был другой городок – военная часть на другом берегу озера. Туда в течение нескольких часов мы добирались на рейсовом автобусе.

   Дорога произвела сильное впечатление. Сразу же по выезду из Балхаша мы оказались в бесконечной и совершенно голой, серой степи без какой-либо растительности, не считая редких голубоватых колючек, и ни малейшего признака пребывания человека вокруг, кроме высоковольтных проводов и асфальта дороги, по которой ехал наш одинокий автобус. При подходе к военному городку показались серые, абсолютно мертвые каменные холмы: лунный пейзаж неземной, загадочной красоты!

   Военный городок был типичным представителем всех советских закрытых военных поселений. Несколько разрозненно  стоящих  пятиэтажных домов и одноэтажных  бараков на холмистой территории, лишенной травы. Трубы водоснабжения и теплофикации, которые почему-то подходят к жилым домам снаружи - неряшливо утепленные металлические трубопроводы уродливо тянутся вдоль всех улиц. Несколько зеленых зон в центре - с незнакомыми мне кустарниками из мелких,  жестких листьев и с сиреневыми соцветиями, столь же незнакомые одиночные деревья с серебристыми листьями. Во всем - элемент неустроенности и временности: постоянного населения в городке не было, его жители - русский офицерский состав со своими семьями, призывники  срочной службы (в основном, казахи) и командировочные инженеры из Москвы, Ленинграда и других городов, чаще всего  с женами и детьми. Одна школа, один кинотеатр, несколько магазинов, музыкальная школа. В школах и магазинах работали офицерские жены. Главным украшением городка было озеро Балхаш: огромное - другого берега не видно!-невиданно красивого ярко голубого цвета, все время меняющегося, переливающегося разными оттенками, с теплой непрозрачной водой, насыщенной медными солями, хотя и пресной на вкус. Скалистый берег Балхаша возле городского пляжа и беседка на вершине скалы выглядели очень живописно: пляж озера был единственным местом отдыха здешних жителей.
 
   Питьевую воду в городок привозили каждую неделю в больших бидонах на обмен:  водопроводная годилась только для мытья и стирки - в ней слишком много разных  солей, оставлявших на всем густой белый налет. На диком пляже неподалеку бродило множество бездомных собак и громоздились кучи строительного и жилого мусора. Эта картина в точности повторяла кадры фильма Тарковского «Сталкер». Увиденное оставляло в дуще мистическое ощущение загадочности и недосказанности.

   Жизнь на объекте одновременно и пугала, и притягивала к себе. Она была полностью  подчинена единственному, постоянно происходящему здесь главному событию дня - массовому сбору на площади всех работающих, посадке их в назначенное время в вереницы автобусов, которые доставляли военных и гражданских к глухим (без окон), каменным колоссам пирамидальной формы, одна из стен которых работала, как  антенна… Зона да и только. Только сталкера не хватало…

   Внутри здания, напичканного техникой, с утра до вечера, в три смены работали люди. Сооружения определяли смысл и необходимость существования этого городка в степи. С их закрытием во времена распада Союза, городок становился обреченным на умирание. Интересно, что осталось от него теперь, когда эта, построенная русскими закрытая территория стала собственностью Казахстана, едва ли способного ее самостоятельно обслуживать?

  Рассказ о моем путешествии в Самарканд, Бухару и Ташкент не входит в планы данной книги. Это несколько другая история. Здесь я упомяну только о своих ощущениях от этих дней. Мое сознание тогда раздвоилось. Одной половиной своего Я я жадно впитывала рассказы экскурсовода о местных достопримечательностях – всего этого я не успела вкусить за время моего первого путешествия в Азию – дикарем и искателем духовных истин. Другое мое Я всей своей сутью растворялось в окружающей природе, в памятных мне местах. Я снова видела знакомые мне медресе и улицы,  по которым мы вчетвером бродили  после  нашего Памирского похода, узнавала главную площадь города - Регистан с ее мечетями  Шахи-Зинда и Биби Ханым, вновь посещала удивительный мавзолей Гур-Эмира,  выложенный голубыми изразцами и восточной мозаикой. Сердце дрогнуло при виде скверика с розами недалеко от рынка, где, увы, больше не было нашего мистического садовника-суфия, раздающего нам розы со значением... Этому второму Я совсем не хотелось слушать экскурсовода: отколоться бы от толпы и вскарабкаться на какую-нибудь скалу, чтобы, примостившись там на теплых камнях, с высоты лениво и радостно созерцать лиловый, пронизанный зноем и покоем воздух далеких Памирских отрогов, влияние которых я чувствовала на расстоянии. Снова у меня было ощущение возвращения на землю, где я когда-то уже была, жила, существовала в какой-то иной своей жизни,  в мир, переполненный радостью и удивительным внутренним покоем. Покой был во всем – в лицах местных жителей, в их глазах,  словно  устремленных   внутрь себя, в их неторопливости, в сиреневой дымке солнечного света, в деревьях с пожелтевшей листвой и в выгоревшей к концу августа траве, в серой, каменистой  земле Таджикистана…

     Я сама пребывала в покое,  и это было то самое, чего, мне всегда не хватало в себе.

        А здесь никуда не спешат.
        Есть древняя мудрость на лицах.
        Здесь время течет, а не мчится,
        И полнится миром душа.

        Такого покоя внутри
        Я больше нигде не встречала.
        Тут Азии сердце, начало,  -
        Наполнись. Умолкни. Смотри.

        Здесь тот, кто привык к суете,
        Стихает, оружье слагая.
        Здесь льется Поток Гималаев,
        И все мы здесь те и не те.

          продолжение см. http://www.proza.ru/2011/05/09/1060


Рецензии