БОРЗ

                «Б О Р З»





      1942 год. Эвакуация. Алма-Ата. Сидят на вокзале два театральных администратора. Спирт из фляжки, фрукты,  ленд-лизовская тушёнка. Вдруг над головой из чёрной тарелки голос: «От Советского Информбюро». Один другому: «Тише-тише». Слушают: «Наши войска с боями оставили важную стратегическую точку город Бобруйск». Один – другому: «Э-э-э-э, тоже мне, точка, двести посадочных мест. Наливай!».

………………

        Ноябрь. Глубинка. Просёлочная дорога. 6 часов утра. Изморось. Человек голосует. Останавливается ассенизационная машина.
       - Шеф! Выручай!Я администратор театра. Мне тут артистов до города подкинуть надо.
       - Мужик, ты чё?! Я же говно вожу!
       - Милый, если б ты знал, какое я говно вожу!


          (Из театрального фольклора)






Лицом театра во все времена был репертуар и занятые в нем актеры. Но что бы делали со своими спектаклями самые талантливые исполнители, если бы в театре не было «борзых» -  людей, которые распространяют билеты, а точнее, делают кассу?

Бегать по предприятиям, реализовывать билеты и собирать деньги – работа, конечно,  собачья, но  «борзыми» их называют не поэтому.  Отдел, где они работают, в театре называется «Бюро организации работы со зрителем». Сокращенно «БОРЗ».

В Кишиневе, в русском государственном драмтеатре им. А.П.Чехова самым заметным «борзым», несомненно, был Владимир Софович.

Владимир был   без преувеличения человек-легенда. Без особого напряжения он мог сделать аншлаг любому спектаклю, независимо от его качества, и в финансовом смысле кормильцем театра был именно он.

Перед тем, как театр приедет на гастроли в какой-либо город, в нем работают «борзые». Когда же за «заделку гастролей» брался Софович, до приезда  труппы 90 % билетов были проданы.

Это был настоящий Остап Бендер.

Нет, до банальной кепочки и  кашне Владимир не опускался. У него был ЛОСК! У него были стильные очки и хороший парфюм. Раз в неделю он обязательно посещал парикмахерскую, а его брюки всегда были тщательно отутюжены, чего в театре не делают уже лет тридцать. Его обувь (это при такой-то  работе!)  была ослепительно чистой.

Придя на предприятие, он первым делом наводил справки, кто возглавляет профком. Если это была женщина, он шел в профком, если мужчина – направлял  стопы в бухгалтерию.

Перед дверью он поправлял неизменный галстук, слегка наклонял голову набок и, надев на себя ироничную полуулыбку и лукавый прищур глаз, сиятельно входил.

- Добрый день,- произносил он громко.- Я директор театра Аллы Пугачевой,  Владимир Софович. К кому мне обратиться?

Прекращались телефонные разговоры, переставали шелестеть бумаги, даже вентиляторы, бесполезно месившие жаркий июльский воздух, удивленно замирали на ходу. Через минуту  несколько  потрясенных этим известием женщин уже внимали бархатному Володиному баритону:

- В конце сентября мы  будем работать в вашем городе…

Из его раскрытого дипломата, как бы случайно, веером вываливались под ноги  десятка полтора различных фотографий  великой певицы. Все  присутствующие  спешили их поднять. Контакт налаживался. Театральный коммивояжер входил в раж:

- Вы же понимаете, что Алла Борисовна  просто так, наобум Лазаря, в город не поедет. Вдруг в вашем городе больше любят футбол или же походы за грибами. Ну, есть такие нетеатральные города. Любят пиво и рыбалку. И все !... Что?... О-О-О, вы не знаете, какие есть города!

Тут следовали несколько ярких примеров, и в конце концов Софович выруливал  в нужное направление:

- Поэтому мы всегда  заблаговременно изучаем зрительские, да, чего греха таить, и финансовые возможности города. Вот сейчас мы привезли к вам  драмтеатр из города Кишинева. Очень хороший театр. Очень… Что?!...   Вы думаете, Алла Борисовна  будет пачкать свое имя сомнительными контактами? Вы что, не знаете, кто такой Михай Волонтир? Да, да, «Цыган», да! А Светлана Тома? Правильно, «Табор уходит в небо». Ну, как вы думаете, Эмиль Лотяну наберет в труппу своего театра каких-то бездарей? А то, что в мюзикле  «Лэутарий» в этом театре на разовых  поет Мария Биешу, вам ничего не говорит?
 
Если бы Софович сказал, что завлитом театра работает Дмитрий Кантемир,  ему бы поверили.

Выписав счет на солидную сумму и оставив кучу билетов, Владимир выходил за проходную и цепким взглядом оглядывал окрестности в поисках направления следующей атаки.

Когда театр приезжал и начинались его спектакли, редкие правдолюбы в ответ  на свои вопросы могли услышать, что Биешу болеет, Волонтир на съемках,  а Тома недавно родила. Самым настойчивым поясняли, что  таковые в театре никогда не работали, а лживый  «борзой» уволен.

Возвращать деньги никто не собирался. 


Рецензии