Удивительное рядом. Путь в американском...

Удивительное рядом. Путь в американском кинематографе.


          Достаточно популярное в последнее время восточное понятие Пути как чего-то смыслообразующего, сокровенного, принципиально важного для каждой Личности, на самом деле, осмысливается и в достаточно неоднозначном американском кино. Сквозь десятки и сотни бездарных и откровенно клишированных лент второго и третьего сорта (если оценивать не по бюджету фильмов и их кассовым сборам, а по культурно-облагораживающим составляющим) нет-нет, да и пробиваются иногда ростки, а в исключительных случаях и целые деревца, здравого смысла и глубокой рефлексии. Иногда просто приятно посмотреть те современные иностранные картины, которые, как минимум, вовлекают зрителя (иногда посредством резкой «шоковой терапии», иногда плавно и ненавязчиво) в Царство Мысли, а не только динамичного сюжета и ярких образов. В качестве таковых можно отметить следующие произведения: «Маленький Будда» (США – Франция, 1993), «Адвокат дьявола» (1997), «Эффект бабочки» (2004), «Вечное сияние чистого разума» (2004), «Ешь. Молись. Люби» (2010), «Области тьмы» (оригинальное название – «Limitless», 2011) …

          Заведомо не пишу рецензию об отечественном кино, потому что советские фильмы были осмыслены и переосмыслены ещё в самом Союзе (совсем не хочется повторяться, хотя многое из ТОГО кино реально уважаю и постоянно пересматриваю; речь, конечно, не о заезженных на ОРТ и других телеканалах комедиях Л.И. Гайдая и Э.А. Рязанова, а о творениях В.П. Басова, С.И. Ростоцкого, А.А. Тарковского, М.И. Туманишвили, С.С. Говорухина, П.С. Лунгина и многих других неравнодушных к реальности и к размышлениям о ней авторов сценариев и режиссёров), а из так называемых российских в философском и мировоззренческом плане не поразило практически НИ-ЧЕ-ГО (ранние 90-е, когда ещё появлялись достаточно социально заострённые и не менее обдуманные фильмы, я всё-таки склонен рассматривать как во многом прямое наследие советских лет…). Чем преимущественно кормят отечественного зрителя, о том и пишем, а суть данного моего, как сейчас модно выражаться в молодёжной «продвинутой» среде, мессиджа, в том, что не всё так плохо, как кажется на первый взгляд; главное – иметь настойчивое желание (сознательное или бессознательное – это уже вопрос форм и не более того) найти нечто ценное и уникальное (хотя бы в трактовке и подаче вечных на все времена идей) даже в обыденности.

          Отдельно хочется выделить такой не новый, но весьма ценный в плане работы Мысли американский фильм, как «Автострада (Трасса) 60. Дорожные истории» (2002).

          Данное кино достаточно ёмко вбирает в себя (при общей продолжительности в 112 минут) тезисы очень многих приоритетных направлений в философии и психологии ХХ века. Немаловажным представляется и культурологический момент, связанный с рассмотрением истории ментальности американской нации (если всё-таки согласиться с тем, что таковой научный концепт в данном контексте уместен). Фильм во многом про американцев, но – что реально радует – не только для американцев. Прозрение ищущих Истины не имеет национальности, но и универсальных критериев и рекомендаций для обретения такового нет – главный герой Нил Оливер ищет именно Свой Путь так же, как и каждый из нас здесь, на другом континенте.

          Персонаж О.Ж. (= Одно Желание) Грант, по задумке авторов выполняющий роль волшебника «обделённой» в этом плане молодой американской культуры, озвучивает достаточно веское онтологическое основание: «Время и пространство бесконечны; следовательно, во Вселенной может произойти всё, что угодно. Любое событие одинаково неизбежно». Цитируемый сегодня к месту и не к месту принцип «случайностей не бывает» становится более понятен сквозь призму такового высказывания. Как выясняется в процессе развития сюжета, «совпадения», «случайности» и т.п. – это всего лишь абстрактные категории или элементы матрицы мышления, которые были запрограммированы самими обывателями, и не более того. У каждой личности всегда есть выбор: плыть по течению или против, или вообще выйти на берег и никуда не плыть, а идти по твёрдой земле; а есть ещё воздух … почему бы не взрастить в себе крылья души и не взлететь к Небу? И это – всего лишь несколько вариантов развития событий, ход и последовательность которых определяет сам человек, несущий ответственность, прежде всего, за свою собственную судьбу.



Вариант для конкурса рецензий:

          Как выясняется, в американских фильмах тоже может быть Смысл … Сквозь десятки и сотни бездарных и откровенно клишированных лент второго и третьего сорта (если оценивать не по бюджету фильмов и их кассовым сборам, а по культурно-облагораживающим составляющим) нет-нет, да и пробиваются иногда ростки, а в исключительных случаях и целые деревца, здравого смысла и глубокой рефлексии. Отдельно хочется выделить такой не совсем новый, но весьма ценный в плане работы Мысли американский фильм, как «Автострада (Трасса) 60. Дорожные истории» (2002).

          Данное кино достаточно ёмко вбирает в себя (при общей продолжительности в 112 минут) тезисы очень многих приоритетных направлений в философии и психологии ХХ века. Немаловажным представляется и культурологический момент, связанный с рассмотрением истории ментальности американской нации (если всё-таки согласиться с тем, что таковой научный концепт в данном контексте уместен). Фильм во многом про американцев, «людей, которые решили переступить все традиционные пределы», но – что реально радует – не только для американцев. Прозрение ищущих Истины не имеет национальности, но и универсальных критериев и рекомендаций для обретения такового нет – главный герой Нил Оливер ищет именно Свой Путь так же, как и каждый из нас здесь, на другом континенте.

          Персонаж О.Ж. (= Одно Желание) Грант, по задумке авторов выполняющий роль волшебника «обделённой» в этом плане молодой американской культуры, озвучивает достаточно веское онтологическое основание: «Время и пространство бесконечны; следовательно, во Вселенной может произойти всё, что угодно. Любое событие одинаково неизбежно». Цитируемый сегодня к месту и не к месту принцип «случайностей не бывает» становится более понятен сквозь призму такового высказывания. Как выясняется в процессе развития сюжета, «совпадения», «случайности» и т.п. – это всего лишь абстрактные категории или элементы матрицы мышления, которые были запрограммированы самими обывателями, избегающими нравственной ответственности, и не более того.

          У каждой личности всегда есть выбор: плыть по течению или против, или вообще выйти на берег и никуда не плыть, а идти по твёрдой земле; а есть ещё воздух … почему бы не взрастить в себе крылья души и не взлететь к Небу? И это – всего лишь несколько вариантов развития событий, ход и последовательность которых определяет сам человек, несущий ответственность, прежде всего, за свою собственную судьбу. Главный герой выбросил шарик с подсказками (о котором мечтают почти все страждущие) потому, что он научился САМ принимать жизненно важные решения. К тому же, даже волшебный советчик способен ошибаться, ибо только наша собственная душа понимает, что ей ближе …

          Кстати, для нелюбителей классических масскультовых «хэппиэндов» стоит заметить, что в фильме речь шла о том, что и Нил, и Линн будут счастливы, успешны, но не говорится о том, что они обязательно всегда будут вместе как молодая пара. Мы это, конечно, подразумеваем, мысля стереотипно, но НАПРЯМУЮ об этом речи нет! ;). Следуя логике О.Ж. Гранта, которая не знает никаких закрепощающих правил, случиться может всё, что угодно; главное – чтобы это было интересно ;).


30 марта 2011


Впервые опубликовано в:
Гуреев М.В. Удивительное рядом. Непредсказуемость Пути // Конкурс рецензий "Кино-Новгород". - Режим доступа: http://2vn.ru/index.php?/topic/119----/ (ссылка устарела: сайт продали системе банков)


Рецензии