Срочное дело

     Солнечным утром, в конце апреля, к заводской столярке подъехал «КАМАЗ». Шофер открыл боковой борт, и столяры по указанию мастера стали грузить в кузов бруски, доски, гвозди в ящиках, инструменты. Там уже лежал большой моток толстой проволоки, ее положили слесари. Все это нужно было для закрепления на товарном поезде грузовых машин, которые ремонтировались на заводе. Заводские шоферы отгоняли их на железнодорожный вокзал, а рабочие крепили к платформам состава.
     Машины с завода отправлялись не часто, несколько раз в год. Работа в такие дни была трудной, срочной и ответственной. Ехали обычно всем цехом, на целый день, дюжина слесарей и столярный участок из шести человек- все рабочие, которые трудились в этом цеху. Иногда даже из отпуска людей отзывали, когда была отправка.
     Шоферы садились в отремонтированные, покрашенные машины и вели их на вокзал. Рабочих везли туда в тесном уазике, его еще называли« буханка», так как машина небольшая и формой  похожа на нее. Сидячих мест на всех не хватало и некоторые садились на пол. Все заводские автобусы были проданы или разобраны на запчасти. Начальство катило туда на своих иномарках.
     На вокзале шоферы загоняли технику на платформы поезда. Столяры лезли под машины и под каждое колесо, со всех сторон, прибивали толстые бруски, чтобы при движении поезда колеса стояли на месте. В каждый брусок забивали по десять больших гвоздей- если будет на один меньше, приемщики не примут работу. Столяры, лежа на платформах под грузовиками, били гвозди, если можно было приподняться, становились на колени. Было неудобно, молоток высоко не поднять, не размахнуться, как следует, но как-то приноравливались. Слесари рубили проволоку зубилом и привязывали ею каждую машину с четырех сторон к открытой  платформе поезда.
      Вот такая работа ждала их в тот апрельский день. Когда все необходимое было погружено на « КАМАЗ», к начальнику цеха подошел зам. директора по прозвищу" Хомяк». Небольшого роста, тучный, мордастый. Он что- то негромко сказал начальнику. Тот ответил, было слышно: « Сегодня работы много. Каждый человек на счету. Слесарей дать не могу. Если дам столяров, кто будет гвозди забивать?» Зам нахмурился и сказал: « Ты забыл, что  я для тебя сделал?…»
Разве начальник цеха может отказать зам директора?
      В общем, подошел начальник к пожилому, но еще крепкому столяру Степанычу и сказал: « Зам директора просит трех человек на дачу. Надо помочь». Степаныч согласился. Подошел начальник к Ивану и Игорю и те не отказали.
Разве рабочие могут отказать своему начальнику? Некоторые могут, но потом накладно бывает. Откажешь ему- не удивляйся, что зарплата будет меньше чем у безотказных.
     И они пошли за Хомяком. Да и работать у него лучше, чем, согнувшись в три погибели, под машинами ползать. Тот, кто ездил, к нему это знает. Он не первый раз людей с завода берет. Только интересно им стало, шли они и думали, что там, у зама за срочное дело, если он снимает рабочих с  важной, производственной работы и везет к себе на дачу. Может крыша  протекла или воришки дверь сломали. Но тогда бы сказал брать с собой инструменты.
     Он вывел столяров за проходную завода. Они сели в спецовках в его новую иномарку и поехали. Конечно, ехать в его машине с музыкой, приятней, чем в « буханке» на полу трястись.
-Мне на дачу привезли две машины навоза,- сказал зам.- Я прошу вас раскидать его по всему участку. А трактор перепашет. Май месяц на носу. Картошку пора сажать. Мне родственники говорят - охота тебе с картошкой возиться, легче купить. А я хочу, чтоб картошечка была со своей земли.
      Степаныч, который сидел рядом с ним, одобрительно кивнул головой, молодец, мол, а сам подумал: « Ну и паразит, ты Хомяк. Картошечки своей захотел. А много ты на даче трудишься? Рабочие тебе ее сажают, пропалывают и убирают. А ты только жрешь готовенькое. И на завод тебе плевать. Свои дела важнее».
      Привез он их на участок, а там на шести сотках две большие кучи навоза, свежий коровяк: «Раскидайте, говорит, равномерно по всему участку. А я приеду часика в три, заберу вас». Зам дал Степанычу увесистый пакет: «Возьмите,- сказал. -Это вам перекусить». Три лопаты нержавейки из сарая достал и укатил. Заглянули они в пакет, когда его машина скрылась, а там две бутылки водки, колбаса двух сортов, кусок сыра, буханка хлеба и минералка.
      Они решили не пить с утра, поработать пока не жарко. Погодка хорошая, работенка не хитрая, бросай да бросай. Запашок, правда, не очень приятный, но ничего, в пыльной столярке не легче дышится.
-Кто же свежий навоз весной перепахивает и потом сажает? Ведь у него все погорит, усмехнувшись, сказал Степаныч, раскидывая ошметки.
-Наше дело - бери больше, кидай дальше. Не будем же мы учить зам директора, когда землю удобрять. Он нам ясно сказал - раскидать две кучи. Хозяин - барин. Наша задача навоз раскидать и выпить, - сказал торопливо работающий Иван.
-Почему здесь домика нет?- спросил Игорь.
- У него недалеко отсюда еще один участок есть,- ответил Степаныч.- Там теремок хороший стоит, вокруг травку сажает, беседка со столиком, качели для внуков. Я там не раз был. Рамы оконные на заводе вязали, двери делали и ставили там. А тут картошку сажает, огурцы. Вроде как огород у него. Он сам мало что делает. В прошлом году я был здесь на прополке, так за бурьяном картошки не было видно.
      Когда они одну кучу раскидали, сели около сарая на ящики. Бутылочку достали. Степаныч колбасу складным метром порезал, он у него всегда в кармане. Разлили водку в пластмассовые стаканы, они лежали в пакете. Выпили и закусили. Хорошо сидеть под нежарким, апрельским солнцем. Слушать щебет птиц, смотреть на летающих весенних бабочек, молодую травку.
Потом раскидали вторую кучу и опять сели.
-Водка подорожала,- выпив, сказал Иван.- Цены растут на все. На газ, электричество, бензин. Зарплату получишь- за квартиру половину сразу отдай. Заводы закрывают, рабочих сокращают. Те, что остались, получают мало, да и то  деньги задерживают. В банках они их, что ли, крутят, сволочи.
-Беспредел,- вздохнув, сказал Игорь.- Жмут нашего брата. Начальство жирует, а рабочие вот уже сколько лет еле  сводят концы с концами. Не жили мы богато и не будем.
-А зам в это время особняк в городе построил. Теремок на даче соорудил, иномарки меняет,- говорил Степаныч.- За чей счет? За какие деньги? В любой  день может взять рабочих с завода, и будут они на него ишачить. И таких, как наш зам, много сейчас развелось. Какие виллы понастроили, хапуги. Обнаглели совсем, потеряли стыд и страх. И нет на них управы. Вот он едет, легок на помине, - заметил он.
      Вышел зам из машины, посмотрел на работу, сказал: « Нормально».Дал каждому по триста рублей. «Будет что нужно, зовите, не откажем»- сугодничал Степаныч.Они ругали зама, а он хоть деньги  за работу иногда дает. А другой начальник  придет в цех, даст задание мастеру, рабочие пол - дня доски для него обрабатывают, а он не придет и даже спасибо не скажет. Пришлет машину, рабочие погрузят заказ, и поминай как звали.
     И столяры, которые совсем недавно ругали зама, как будто забыли об этом и заговорили совсем по-другому.
-Молодец  Виктор Сергеич, другие за границу едут отдыхать, а вы возитесь на даче, что-то сажаете,- похвалил его Степаныч.
-Пусть у вас картошка крупная растет, хорошего вам урожая,- пожелал Иван.
-И чтоб жука поменьше было,- добавил Игорь.
-Спасибо, - сказал зам.- Садитесь в машину.
     А у них еще ботинки в навозе. Они стали обтирать их о молодую травку, пока он еще раз не позвал.Привез он их на завод. Помылись они, переоделись и пошли по домам. Можно сказать, повезло им  в этот день, ведь он будет оплачен заводом, будто они работали в цеху. Они сыты, пьяны и по три сотни у каждого в кармане.
А ребята на вокзале задержались и допоздна пластались под машинами.
       Да, а Степаныч оказался прав. У зама в тот год картошка погорела от навоза. Не было урожая. Ребята рассказали, которые после них ездили к нему. Так что не покушал он  своей картошечки. Ну не беда. Зато через полгода Хомяк стал директором завода.


Рецензии
Ох, суровая правда жизни. И в СССР так было и сейчас так. Ничего не меняется. Может и не изменится...
С теплом Ирина.

Ирина Пичугина   01.03.2021 14:47     Заявить о нарушении
Лишь бы не менялось в худшую сторону.

Юрий Курский   01.03.2021 17:20   Заявить о нарушении
Вот уж точно!

Ирина Пичугина   01.03.2021 22:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.