Кто такой бен Ладен? Ч. 2

Возвращаясь к личности бен Ладена.  Создается такое ощущение, что Осама бен Ладен - довольно посредственная личность: постоянно находился под чьим-то влиянием, не имел четких убеждений  (в интервью говорил одно, через несколько лет мог говорить противоположное), что может говорить об отсутствии четкой системы координат - кто враг и с помощью чего с ним нужно  бороться.

  Бен Ладен обладал слабым голосом, в следствии чего  ему трудно было произносить речи (предполагается болезнь почек). Был весьма образованным и интеллигентным человеком... И,например, читая мнения арабистов, специалистов по мусульманскому миру, становится понятным от чего бен Ладен, не имеющий права издавать религиозные законы - [b]фетвы [/b], все-таки издал две фетвы 1996 и 1998гг. Его фетвы появились по той простой причине, что произошел крах центральной власти в мусульманском мире, и получился вакуум, в котором практически любой мусульманин мог объявлять джихад. Но,следует подчеркнуть: фетвы бен Ладена не обязательны для всеобщего исполнения.  Личность бен Ладена носила  символичный характер, а его воззрения скорее были теориями с примесью утопизма, - на практике трудно реализуемые.Поэтому деятельность Аль-Каиды очень сильно расходится с провозглашенными идеями Осамы.

   Родился бен Ладен в 1957году. В 10 лет потерял отца. До 16 лет его воспитывала мама, которая,судя по всему, оказала сильное влияние на становление религиозных взглядов бен Ладена - он не смотрел кинофильмов, не слушал музыку, считая что искусства противоречат  Корану (кстати, в Афганистане, после свержения власти талибов, первым делом стали закупать индийские и пакистанские киноленты, поскольку кинематограф был запрещен). Наверное можно сказать: с молоком матери бен Ладен впитывал идеи ваххабизма.

  В университетские годы бен Ладен подпал под влияние Абдаллы Аззама - идеолога джихада против Советского Союза. Вместе они едут в Афганистан, вместе организуют "Мактаб аль-Хидамат" ("бюро добрых услуг"),занимаются  сбором средств и вербовкой боевиков со всего мусульманского мира. В 1989г. Аб. Аззам был убит, а бен Ладен создает похожую организацию Аль-Каиду, но идейно  она кардинально отличается от прежней организации. Тогда же возникли некоторые разногласия между бен Ладеном и Аззамом. Причиной разногласий я склонен считать: становление бен Ладена как личности - в Афганистан он уезжал 20 летним мальчиком, а закончил войну достаточно зрелым человеком - ему было за 30. Определился круг интересов, что-то было переосмыслено и подкорректировано.

   Аль-Кайды как таковой не существовало на первых этапах становления организации. В октябре 2001г. телеканалу Аль Джазира и журналисту Таусиру Алани, бен Ладен рассказал, что так ("Аль-Каеда") назывались тренировочные лагеря для мусульманских повстанцев против советских войск. Сама организация не имела названия, а название вошло в обиход после 11 сентября 2001г. Данное обстоятельство подтверждает мнение о децентрализованной структуре Аль-Каиды. Центрального Штаба, головного мозга, о котором только и успевают заявлять американские власти и спецслужбы - не существует.

  Одни считают дату создания Аль-Каиды - 1988/89год (кандидат политических наук И.И.Хохлов), я же придерживаюсь датировки 1991г. (или около того 1990-1992). Во-первых, бен Ладен не мог создать новую организацию, пока был жив главный идеолог создания "Мактаб аль-Хидамат"; во-вторых, до вывода советских войск из Афганистана (1989), в том не было необходимости. Поэтому, датировку следует отнести к 1990г (самое ранее). Идея нового Джихада могла назреть только после переезда Осама из Афганистана в Саудовскую Аравию, где завязались отношения с королевским двором, а позже началась спецоперация "Буря в пустыне" (1991).  Именно в этом,- 1991 году и определился внешний враг для Осамы бен Ладена.  Судя по всему Аль-Каида не имела четкой программы действий, пока не  был  определен новый враг (первая фетв вышла только в 1996г.).

Думается, тренировочные лагеря моджахедов продолжали оставаться, с которыми  бен Ладен и хотел воевать против армии Саддама Хусейна (иракская интервенция в Кувейт произошла в 1990г.), в 1991г. была "Буря в пустыне". Именно в этот период - 1990-1991г. - я считаю и формировалась новая идеология "Аль-Каиды", которая не являлась политической силой, а представляла собою некую форму организации, занимающаяся сбором пожертвований и подготовкой боевиков. То есть у организации не было четкого устава и политических целей.В пользу своего мнения приведу тот факт, что в этот с период с 1989 по 1991 Аль-Каида никак о себе не заявила, ничего не подрывала, ни с кем не боролась, вне границ Афганистана ее деятельность никак не проявлялась. А вот политические убеждения бен Ладена стали формироваться на фоне вывода советских войск из Афганистана (1989г.)(1), вторжения иракских войск в Кувейт -в  1990г., и проведения американскими войсками операции "Буря в пустыне" (1991г.).

 После "Войны в Заливе" американские военные остались в Саудовской Аравии, чем крайне недоволен был бен Ладен, обвинивший королевские власти в пособничестве американцам, а самих американцев стал считать крестоносцами и оккупантами. Судя по всему, именно тогда он встал на позиции ярого антиамериканиста, и  в общих чертах представлял  свою позицию и  борьбу с  "неверными".  Так,например, Осама  заявлял:"Российский солдат более храбр и терпелив, чем американский солдат, - сказал он 1996 году лондонской арабской газете al-Quds al-Arabi. - Наша битва с Соединенными Штатами много легче по сравнению с битвами, которые нам приходилось вести в Афганистане".(2) Именно в 1990-1992 и происходит становление Аль-Каиды, назревает недовольство связями королевской семьи Саудовской Аравии с С.Ш.А., войной в заливе и "оккупация" крестоносцами (американцами) двух святынь - Мекки и Медины.

   Как уже было сказано, только в 1996году бен Ладен озвучил фетв, где проповедовалась идея борьбы с "дальным Западом" - военными американцами(3), чтобы потом вести борьбу с "ближним западом" - с правителями мусульманских стран, которые были в союзе с западными государствами и отошли от истинной веры. Видимо только в этом году и была четко сформулирована программа действия и политические цели нового течения-движения. В одном из интервью он  уточнял: война идет против американских военных, но не против американского народа, гражданских лиц.

 "Терроризм, сказал бен Ладен в интервью ABC News в 1998 году, может быть как "предосудительным", так и "похвальным". "В сегодняшних войнах, - сказал он, - нет морали. [Американцы] лишают нас нашего богатства, наших ресурсов и нашей нефти. Наша религия находится под угрозой. Они убивают наших братьев. Они ставят под угрозу нашу честь и наше достоинство, а если мы смеем произнести хоть слово протеста против несправедливости, нас называют террористами"(4). 
       
  Через два года бен Ладен озвучил новую фетв - 1998г., где очень сильно смещены акценты, по отношению к фетве 1996г. Так же, в интервью, он говорит об убийстве всех американцев, как военных, так и гражданских лиц ("убийство американцев и граждан стран их союзников является долгом каждого мусульманина"). Чем вызвано такое существенное расхождение между фетвой 1996г. и фетвой 1998г,именуемой "Джихад против евреев и крестоносцев"? По моему мнению, ответ кроется в подписи фетвы 1998г. Айманом аз-Заухири. Айман аз-Заухири - египетский врач,   бывший лидер "Египетского исламского джихада", второе лицо в Аль-Каиде, главный ее идеолог. Многие считают, что фактическим лидером организации был именно он, а не бен Ладен. Данное обстоятельство убеждает меня в несамостоятельности бен Ладена как оригинального мыслителя и яркого проповедника идей борьбы с крестоносцами, - слишком он  подвержен чужому влиянию, и  в достаточно короткий промежуток времени меняет свои взгляды и убеждения. Вряд ли бен Ладен является харизматической личностью, скорее символ, окруженный ореолом  мифов и легенд, слишком вездесущий для того, чтобы поверить, что все россказни о нем и о Аль-Каиде является правдой.

   Вообще, стоит разделить понятия джихад и "войну с неверными". Джихад ("священная война") объявляется в случае захвата мусульманских святынь людьми других религий и конфессий, на всех неверных, не причастных к захвату и оккупации святынь ,она не  распространяется. Поэтому,  Аль-Каидой (в лице бен Ладена) четко заявляется - борьба с США и Израилем (как известно, Израиль - союзник США, опорный пункт их на Ближнем Востоке). В широком смысле Джихад - борьба за чистоту веры, борьба с пороками, с теми мусульманами, которые перестали следовать сути Корана, погрязли в грехах. Фетв 1996г. бен Ладена последовательно провозглашает именно эти "классические принципы" Джихада, другая же полностью (1998г.) отходит от норм Джихада и являет чистой воды агрессию и терроризм (убийство гражданского населения).
   Марк Сейджмен, профессор социологии Пенсильванского университета, сделал интересный доклад на анализе 382 досье террористов (5):

 "По мнению профессора Сейджмена, к последователям бен Ладена не подходят ярлыки злых религиозных фанатиков. Это хорошо образованные, состоятельные, космополитичные, женатые, работающие профессионалы, не страдающие психическими заболеваниями. Сейджмен, упоминая расхожие мнения о террористах, изображающие их как совершенно чуждых западной культуре, заявил, что «к сожалению, они от нас не отличаются»" (...) "Однако он обращает внимание на одну деталь, которая больше других отличает «глобальных террористов» «Аль-Каиды» от групп пакистанских фундаменталистов, талибов или чеченских боевиков: эти люди — интернационалисты, «граждане глобальной деревни», покинувшие родные места и пустившиеся в путешествие, некоторые из них — на Запад. Оказывается, 70% из них стали радикалами-исламистами и присоединились к джихаду за пределами родины, главным образом в западных странах. Характерно, что они были рекрутированы или, скорее, «рекрутировали самих себя», будучи посланы как представители элит собственных стран на учебу в США, Германию, Англию или Францию. Один из вожаков террористической атаки 11 сентября 2001 г., Мохамед Атта, был студентом, выехавшим из Египта в Гамбург для изучения архитектуры. В Германии он организовал ячейку, координировавшую осуществление операции. Другая типичная судьба алькаидовца — выезд в благополучные западные страны в поисках материального успеха. Как правило, магрибские арабы эмигрировали в Испанию, Францию, Италию или Великобританию в поисках хорошо оплачиваемой работы. Многие из них стали гражданами этих стран, причем, по подсчетам Сейджмена, 10% выросли уже на «новой родине».

 И снова, как заклинание, у Сейджмена говорится про "центральный штаб" . Как люди, оторванные от руководителей Аль-Каиды, выросшие в "западных странах" могли что-то знать и говорить про "центральный штаб"? Слухи про центральный штаб и вездесущую организацию с единым центром управления - очередной миф.  Я сомневаюсь в чрезмерном богатстве самого бен Ладена. Он был достаточно обеспеченным человеком, ему хватало на жизнь, но жил он весьма скромно (в походных условиях, судя по тем фотографиям, которые я видел), вряд ли и Аль-Каида обладала каким-то баснословным богатством, она ориентировалась скорее на теорию, формулируя идеологию течения, которую на практике осуществляли люди, оторванные от исторической родины и клевали на все "месседжы" и "послания" от имени бен-Ладена и Аль-Каиды.  Фактически Аль-Каиды как единой организации не существовало. Она представляла собою мелкие автономные ячейки-филиалы, никак не связанные с каким-то единым и центральным руководством. Это давало порцию неуязвимости и гибкости Аль-Каиде, так как ее нельзя было уничтожить одним разом - у нее не было главных руководителей, были идеологи, которые могли оказывать финансовую помощь из пожертвований и личных средств каким-то филиалам, но единого ("центрального штаба") руководства не было. Идеологи АЛь-Каиды мыслили ее как рупор, проводник идей, сила которой в пропаганде и убеждении, а не в практических действиях.В принципе, это и есть суть Джихада - война с пороками внутри человека, так и война с оккупантами (американцами,якобы захватившим Мекку и Медину), убийство мирных граждан и война с неверными - уже не является Джихадом.


 Насколько мне известно, АЛь-Каида не пользуется популярностью в арабском мире, ее идеи приобретают популярность именно на периферии (пограничье) мусульманских и не мусульманских стран - в Албании, Афганистане, Пакистане, и других возможных странах. Любой наркоторговец или террорист (в Испании,Великобритании, короче, в другой "западной" стране) может прикрыться именем Аль-Каиды, чтобы повысить свою значимость и эффект от проповедей среди других мусульман, оторванных от своей исторической родины. Западные СМИ и Массмедиа раздувают (после 11 сентября 2001г.) значимость Аль-Каиды, делая рекламу названию, превращая в бренд и миф. Другие исламисты, никому не известные, не обладая должной финансовой подпитки, ориентируются именно на эти "бренды" - если говорят и пишут везде об Аль-Каиде,значит, влиятельная и серьезная организация, им нужно свою группу-ячеку приписать к Аль-Акаиде, а, по возможности, хранить изображения бен Ладена.

  Почему-то исследователями не придается должного значения тот факт, что Аль-Каида (тот же бен Ладен и пакистанский журналист Мир) вынуждены сами (подчеркиваю) искать себе популяризаторов и рекламщиков. Кроме отдельных районов Пакистана и  Афганистана Аль-Каида (может быть, Саудовской Аравии, где правительство выплачивает населению процент с продажи энергоресурсов, и отдельные лица, финансово обеспеченные, способны пожертвовать часть средств на благотворительные нужды) практически нигде не пользуется поддержкой. Идеологи  движения Аль-Каиды - это люди,носители идей; осуществляют же на практике теорию люди с меньшим достатком, те, кто видит продажность и коррупцию в странах арабо-мусульманского мира, считая злом проникновение капитализма в традиционное восточное общество, и внешним катализатором такого неприятия всего "западного" становится внешнеполитическая деятельность Соединенных Штатов Америки, на которые прежде всего  и направлена агрессия "воинствующих мусульман" - чтобы противостоять вмешательству Запада в мусульманский мир и очистить религию от всего наносного, о чем не говорится в Коране.
 
  В итоге, из всего сказанного, можно резюмировать: АЛь-Каида - не какая-то единая и централизованная организация, а идеология,сродни фашизму, только с религиозным оттенком. Аль-Каида, представляется аморфным образованием с разной долей и степенью централизацией (где-то участвуют сами идеологи, где-то их соратники) внутри самой сети довольно много автономных ячеек (самоназвание может проливать свет на автономность и самостоятельность каждой ячейки), что подразумевает слабую координацию между "филиалами" и от тельными группировками, какие-то "филиалы" вообще просто причисляют свои террористические,экстремистские организации к Аль-Каиде безосновательно, либо надеясь на определенную финансовую,либо военную помощь с ее стороны.

___________________________________________________________
1."В интервью CNN в 1997 году бен Ладен сказал, что "миф о сверхдержаве был разрушен не только в моем представлении, но также и в умах всех мусульман" в результате поражения советской армии в Афганистане от рук моджахедов". Статья в газете "Вашингтон Пост" Майкла Добса "Что в голове у бен Ладена". На сайте полит.ру
http://old.polit.ru/documents/444082.html

2. Там же.

3. Против "американцев, оккупирующих Землю двух святых мест" - Мекку и Медину, находящиеся в Саудовской Аравии,где с 1991г. был  размещен американский военный контингент.

4. Майкл Доббс "Что в голове у бен Ладена" The Washington Post//Полит.ру
http://old.polit.ru/documents/444082.html

5. Далее по статье: "Терроризм как судьба. Этические и социальные причины Глобального джихада Салафи"

8мая 2011


Рецензии