Притча

               

               

    -  Хорошую восточную притчу мне вчера рассказали:
       
       Стояли в горах две лачуги. В одной жил художник, а в другой – супружеская пара.  Супруги жгли дерево, получали  древесный уголь, продавали его  и этим жили.
      Вот пришёл к ним однажды художник и говорит:
      - Вы так много и тяжело работаете и так мало зарабатываете. Хотите, я покажу вам, где в горах растёт сандаловое дерево. Торгуя его древесиной, вы сможете   заработать  гораздо больше, причём  более лёгким  способом.
     Последовали супруги совету художника и, действительно, через какое-то время стали жить лучше. Пришли благодарить художника.
      А тот им и говорит:
      - Это что! Я в горах нашел место, где драгоценные камни прямо на поверхность земли выходят. Хотите, я вам покажу, где это, вы сможете их продавать и еще более легким образом зарабатывать ещё большие деньги.
     Опять супруги последовали совету художника. И через короткое время стали жить так обеспеченно, что смогли построить себе большой хороший дом. Пригласили художника на новоселье. Благодарят его, подарки ему дарят.
    - Послушай, - говорят, - если  ты всё это знал, почему  сам этим не воспользовался  и по-прежнему живёшь всё в той же лачуге?
- А мне это не нужно, - ответил художник. – Все моё богатство вот тут.-
 И показал на своё сердце.
                *****

    Я замолчала, а мой друг сказал:
- Ну и что ты хочешь этим сказать? Что мы с тобой всю жизнь должны жить в бедности? Я не согласен. А тем, что ты эту притчу рассказываешь, ты нас  программируешь. Ведь мысль – это огромная сила, помнишь?
    Мы сидели в пустой мастерской, пахнущей растворителем, перед начатой им картиной, и он мастихином соскребал с палитры остатки краски.
    -  А давай-ка, сочини продолжение, чтоб этот художнк разбогател. Ведь если он настоящий художник, значит его произведения должны дорого стоить, а? И он заговорщески подмигнул мне.
    - И чтоб у него всё хорошо было, слышишь? - крикнул он мне вслед, когда я уходила.
- Ладно, - сказала я, - попробую.

                *****

   ... - А мне это не нужно, - ответил художник, - все мое богатство вот здесь, – и показал на своё сердце.
       Но вечером, сидя после трудов праведных на крылечке и глядя на звёзды, подумал: «А ведь действительно, почему я не могу использовать сандаловое дерево и драгоценные камни как материал?»
      И только он это подумал, как фантазия у него сразу заработала, и в голове стали появляться всякие мелкие фигурки-скульптурки из сандала с драгоценными камнями-вставками.
     Через какое-то время заехал к нему человек из города, который всегда приезжал к нему раз в месяц, покупал у него всё, что Художник готов был ему продать, (потому что ведь с некоторыми работами он никак не хотел расставаться), и  привозил ему все, им заказанное, что Художнику было необходимо.
- О, да  у тебя что-то новенькое, не знаю, правда, пойдет ли на рынке такой товар...
    Но взял для пробы несколько фигурок, а через несколько месяцев и вовсе стал скупать у художника все фигурки, которые тот был готов продать  (потому что с некоторыми Художник никак не хотел  расставаться) и привозил ему взамен все, что тот просил себе для жизни и для работы.
    Как-то раз зашёл к нему его Сосед, которому Художник в своё время так помог добрым советом. Постоял, походил, посмотрел, как тот  увлеченно работает, что-то напевая себе под нос, да так и ушел, не сказав то, что собирался сказать. А сказать он хотел то, что фигурки-скульптурки художника видел в далекой стране за океаном, и что они там продавались по баснословной цене.
    
                ******

- Ну и ничего у тебя не получилось, - сказал мне мой друг, выслушав моё сочинение.
- Как это, не получилось? Ты же сам говорил, что если художник настоящий, то его работы должны стоить очень дорого.
- Но ведь у тебя его просто-напросто надувают, на его работах кто-то наживается, а он по-прежнему беден.
- Он не беден, ему  привозят всё, что он просит, в чем нуждается.
Мой друг задумался  и сказал:
- Он у тебя потому в малом нуждается, что у него семьи нет. Вот если бы у него была семья, он бы приложил усилия для того, чтобы разбогатеть.

                ******

     ...- А мне это не нужно, у меня всё богатство вот здесь, - ответил Художник и  показал рукой на своё сердце. Но тут же очень смутился, потому что увидел за спиной Соседа прекрасную девушку, которая внимательно смотрела на него ясными глазами.   
- Это твоя малютка так выросла? – спросил, запинаясь, Художник у соседа, чувствуя, что вся кровь внутри закипает.

   .... Долго ли, коротко ли, а только случилась у Художника с  этой девушкой любовь, а потом и свадьбу сыграли.
      А через какое-то время и дети, как полагается, пошли.
      Хрупкая стройная девушка превратилась в дородную умную женщину и стала помаленьку корить мужа, что де мало он зарабатывает, детям и то надо, и это, да и крыша почти прохудилась.
   Художник морщился, отмалчивался, надолго  уходил в лес и горы. А женщина тем временем обнаружила, что работы её мужа стоят намного дороже, чем он за них получает, и взяла это дело в свои руки. С тех пор она мужа перестала корить, давала ему полную свободу для творчества, потому что обнаружила, что это и для  неё, и для её детей очень даже полезно.
    Наконец  дети подросли, и в семье оказалось достаточно денег, чтобы послать их в город учиться. А у женщины продажа работ её мужа шла всё более успешно. Она стала хорошо одеваться, завела знакомства с интересными и богатыми людьми. Да и мужчины смотрели на неё очень даже понятными глазами.
   Вот вернулся как-то Художник из одного из своих лесных походов домой и застал жену в объятиях другого, молодого и красивого.
    Горько-горько стало Художнику, но при этом он испытал ещё и странное непонятное облегчение. Он повернулся и ушел. В лесу у него уж давно была построена избушка для работы, чтоб никто ему там не мог мешать понапрасну. Так теперь он туда и переселился совсем.
    Жена отыскала его там, просила прощения, умоляла вернуться, но он не согласился. Так у них дальше и сохранились лишь родственные, да деловые отношения.     Женщина приезжала к нему в избушку, забирала его работы, только те, конечно, которые он соглашался ей отдавать (потому что с некоторыми он никак не хотел расставаться), она продавала их выгодно, долго торгуясь, а потом привозила на вырученные деньги художнику всё, что он просил, в чём нуждался. А на остальные детей учила, сама жила весело и богато. Да ещё и в банке счёт завела довольно даже приличный.
 

                ****

       -  Ну и что? – сказал мне мой друг, когда я ему прочитала очередную версию. – Ведь он у тебя так и остался бедным!
       -  Ничуть, - ответила я. – Юридически он богат. Ведь у него и его жены имущество общее.
- Но фактически-то он беден.  Неправильно ты как-то всё сочиняешь. Не можешь, что ли?
- Не могу. Как только я ставлю своих героев в определенные условия, они сами там начинают действовать. И я этим руководить уже не могу.
- Вот в этом и беда твоя. А будь ты настоящим  художником, ты бы смогла.
Сильно рассердило меня  это замечание. «Ладно, - думаю, - увидишь ты  у меня! увидишь...»

                *******

    ...- А мне это не нужно, у меня всё богатство вот здесь, - ответил Художник и показал на своё сердце.
    А ночью стал раздумывать над словами соседа.
    И решил сам продавать свои работы.
     Теперь по воскресеньям он самолично ездил в город на ярмарку, стоял в ряду и зазывал покупателей.
     Сначала дело не шло, но потом стало налаживаться.
     И заметил Художник, что наибольшим спросом пользуются его самые неудачные работы, в которых ни новой мысли нет, ни новой идеи, которые более привычны для людей, и что их вкус сильно отличается от его собственного.
      «Что ж, - решил Художник, - тем легче». И стал делать то, что нравилось публике, не тратя времени и сил ни на поиски нового, ни на то, чтобы вкладывать в свои работы что-то эдакое, то, что он раньше называл своим сердцем. На вырученные деньги построил себе новый дом, а там и жена как-то так сама появилась без его особых усилий. Потребовалось ещё больше денег. Но теперь уж Художник знал, как их добывать. Он внимательно изучал спрос. И делал только то, что имело у публики успех. Он стал богатым и знаменитым. Вырос у него сын, захотел стать художником и ушел из дома.
       Когда он уходил, отец пытался остановить его, говорил, что многому может его научить, но тот ответил:
          -  Нет, отец, ты научить меня ничему не сможешь.
          -  Как это? - не понял Художник. – Я же художник, я знаменит.
     - Нет, отец, - ответил юноша. - Ты давно уже не художник, ты   ремесленник и бизнесмен.

                ******

    Когда я закончила читать свою новую версию, то увидела, что мой друг сидит, глядя в пустой пол  прямо перед собой  и   механически равномерно трет и трет свои  руки тряпкой, перепачканной в красках.
    Я тоже посидела, помолчала, потом тихонько вышла и дверь за собой не закрыла.

Иллюстрация автора.
Опубликовано в журнале "Наука человека № 4 (15)2011г.и в книгев книге "Ключи от моря",г. Красноярск 2018. Иллюстрация автора. Редактор книги Галина Дмитриева


Рецензии
Ольга, мудрое, трогательное повествование Ваше!
Очень понравилось, спасибо!
По душе...

Пожалуйста, послушайте мою песню "Письмо маме"
Ссылка в Ютубе: pismo mame 1 - you tube
Там на фото пожилая женщина в платке.
С уважением, С.Т.!

Тёплый Сергей   17.03.2023 15:15     Заявить о нарушении