Басня о любви и мечте

«Ах, как жаль, но всему виною
Мечты, мечты, мечты…»
Ария. «Мечты»

Дело было в Хабаровске. Точнее, в пригороде Хабаровска.
Жили-были там две девочки, две сестры. Точнее, не совсем уже девочки: Яне было уже двадцать, а Ане – двадцать два. Яна с десяти лет играла на гитаре, с пятнадцати – на электрогитаре, с семнадцати – еще и на бас-гитаре. В общем, гитарная была девочка. А Аня в семь лет написала свой первый детский стишок, в десять ее рифмами восхищались учителя. В пятнадцать родилась ее первая поэма. Когда ей было семнадцать – Яне, соответственно, пятнадцать – ее тексты стала петь начинающая рок-группа, в состав которой входила Яна. Ребята играли неплохо,  но надежд особых не подавали: далековато все-таки от столицы, что тут могло получиться?.. Да и стать поэтессой у Ани не было шансов: опять же, слишком темный уголок. Поэтому Аня выучилась на бухгалтера, а Яна училась на учителя музыки.
Но скучную жизнь двух девочек разбавляла любовь. Настоящая Любовь.
У Ани был Миша, у Яны – Никита. Они были вместе уже долго – около трех лет Яна с Никитой и четыре с половиной – Аня и Миша. Это были две идеальные пары. И свадьба уже была намечена. Две свадьбы в один день. Сестры хотели выйти замуж в один день, и их возлюбленные этому не препятствовали. И свадьба эта будет через две недели…

Денис подкручивал четвертую струну, чтобы придать ей правильное звучание. Самый низкий бас «ми» почему-то давался ему с огромным трудом. Яна выделывала какие-то страшного вида соло на электрогитаре, которую не подсоединила пока к усилителю, чтобы не мешать другим настраиваться. Паша уже закончил с барабанами, поэтому сейчас просто вертел в руках палки.
- Ну что, распеться не хочешь? – поинтересовался он наконец у Яны.
- До-ре-ми-фа-соль-ля-си-дооооооооо! – весьма правдоподобно провыла Яна. – Эх… - вздохнула она. – Не вовремя Наташа уехала – нам она сейчас очень нужна… у меня же голос ни к черту…
Наташа была у них вокалисткой. Пару дней назад она уехала отдыхать на море, и вернуться должна была через две недели. Как всегда, выбрала исключительно неподходящий момент…
- Где же Диму носит? – подал голос Денис, настроивший-таки верхнюю струну. – Нам без него, что ли, играть?
Дверь открылась, и влетел второй гитарист.
- Ну наконец-то! – Яна хлопнула его по плечу. – Ты что, забыл, что Наташка наша уехала, вокал переходит на меня, а на тебя ложатся мои партии?
- Такое забыть, - ухмыльнулся Дима. – Я ночами их тренирую…
- Эй… - Паша прислушался. – Наш выход, ребята.
- Ну… - Яна выдала еще одно коротенькое соло. – Ни пуха.
- К черту, - дружно отозвались ребята.
Четверо вышли на сцену.

Это были пробы. В Хабаровск приезжала на концерт знаменитая рок-группа, и их представители выбирали, кто из местных будет у них на разогреве. Яна и ребята не слишком надеялись на успех – как-никак, урезанным составом выступать непросто, но попытаться все равно стоило.

- АНЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ!!! ОНИ ВЫБРАЛИ НААААААААААААААААААС! – Яна едва не выбила дверь и повисла на шее у сестры. – Они просто обалдели от твоих текстов!!!
- Здорово! – Аня обняла сестру. – Как я рада за тебя!
- Ну, теперь нам точно придется идти на этот концерт, - подмигнул Миша. – А?
- Уж не слишком хорошо я отношусь к такой музыке… - протянул Никита, - но ради такого дела стоит сходить.
Яна звонко чмокнула возлюбленного в щеку.
- Я буду петь и играть для тебя.
- Концерт через четыре дня, да? – уточнил Миша.
- Да… Дима заранее купил пять билетов на случай,  если бы нас не взяли, так что вполне можете пойти вы втроем и еще двоих кого-нибудь взять. 
- А вот этих вот двоих надо поискать… - протянула Аня.
- Да, - махнула рукой Яна, - найдутся, куда денутся?..

- Охххххххххх… - Яна рухнула прямо на землю – благо, в мае это было не так страшно для здоровья. – На двухчасовых наших концертах так не уставала, как за эти полчаса…
Она, Дима и Денис вытянули левые руки. Пальцы были в крови.
- Ну ничего себе… - Никита покачал головой. – Поберегли бы руки, ребята…
- Да, серьезно… - Наташа, внезапно вернувшаяся с моря, но отказавшаяся пойти на сцену, критично осмотрела Яну. – Но ты, однако, сила. Одновременно и пела, и играла…
- Причем мы договорились, - добавил Дима, - что ее самые сложные, идущие вразрез с вокалом, партии, сыграю я, но их все равно отыграла она.
- Да, перло девочку… - Наташа склонила голову и отошла к Никите.
- В общем, мы жгли, - подвел итог Паша.

- Так выпьем же за то, что завтра у нас большая свадьба, - сказал Миша, поднимая бокал с вином.
Яна, Никита и Аня подняли свои.
Они сидели вчетвером в квартире Ани и Яны. Решили не устраивать всяких там девичников и мальчишников, а просто побыть вчетвером.
Вдруг в дверь позвонили.
- Сидите, девушки и юноша, я открою. – Никита встал и пошел к двери.
Буквально через несколько секунд он вернулся. Мрачнее его могли быть только грозовые тучи.
- Иван Петрович, - представил он мужчину, вошедшего в комнату вслед за ним.
- А я к девушкам, - сказал Иван Петрович. – По делу. Яна, снова здравствуйте, Анна, очень приятно.
Яна узнала его. Он сидел тогда в зале, на пробах. Он был самым строгим судьей. Он очень долго цеплялся к игре ребят, так долго, что они уже ни на что не надеялись. Но все-таки сыграли.
- Здравствуйте, - поздоровалась Аня. Она не знала, кто это, поэтому быстрее оправилась от шока, вызванного неожиданным появлением незнакомца. – Вы присоединитесь?
- Нет, спасибо, я, надеюсь, ненадолго, - отказался Иван Петрович.
- Так что же привело вас сюда? – поинтересовался Миша.
- Музыка… - туманно ответил Иван Петрович, но все же не замедлил пояснить: - Зал влюбился в ваши тексты, Анна. Они хотят слушать песни, написанные вами. А еще зал увидел весьма виртуозную электрогитару в вашем, Яна, исполнении. А, как вы знаете, группу, которая тут не так давно играла, хочет покинуть один гитарист. 
- И?.. – с замиранием сердца спросила Яна.
- Мы хотели бы предложить вам, Яна, освободившееся место. А вам, Анна, хотели бы преложить стать нашим автором.
Девушки сидели, как громом пораженные.
- А как вы себе это представляете? – ядовитым голосом поинтересовался Никита.
- Ну уж… - Иван Петрович разгладил усы. – Это несложно. Девушки поедут с нами в Москву, устроятся там, станут популярными…
- И что же, уедут отсюда? Бросят нас? – вскипел Никита.
- Да, вам придется на некоторое время расстаться… а потом девушки устроятся на новом месте, займут свою ячейку в обществе, и вы сможете к ним приехать. Если, конечно, не исчезнет необходимость…
Миша вцепился в Анину руку. Никита обнял Яну.
- Необходимости уже нет, - твердо сказал Никита. – Девчонки нас не бросят. Любовь, знаете ли, сильная штука.
- К тому же, у нас завтра свадьба, - прибавил Миша.
- Такая ли любовь сильная? – изогнув бровь, поинтересовался Иван Петрович и почему-то глянул на Яну. – Или все-таки мечта сильнее?
- Сколько у нас времени на раздумья? – тихо спросила Яна.
- Что?! – ошарашено переспросил Никита. – Что ты такое говоришь?! Неужели ты всерьез об этом думаешь?
- Это мечта, Никита, понимаешь? – Яна высвободилась из его объятий и уже тверже спросила: - Сколько времени на раздумья?
- Самолет завтра утром. В половину восьмого нужно быть в аэропорту. Если вас не будет – мы расцениваем это как отказ.
- Все сказали? А теперь проваливайте! – Никита чуть ли не за шкирку вытолкал Ивана Петровича за дверь. Потом вернулся, схватил Яну, вывел ее в другую комнату. Закрыл дверь.
- Ну и что такое? В чем дело? – Он посмотрел ей в глаза. – Ты что, действительно собралась уехать?
Яна не отвела взгляд.
- Мне было пятнадцать, когда я впервые взяла в руки электрогитару. Мечта о большой сцене появилась еще раньше. Ты же все это знаешь – зачем я снова говорю тебе?..
- Но не настолько же сильна эта мечта, чтобы ради нее ты предала любовь? Или ты предашь? Меня предашь?
Яна проглотила слезы. Нет, она не собиралась плакать сейчас.
- Если я не поеду, я предам себя. Если я останусь с тобой, я погублю и себя, и своими стенаниями – тебя.
- Почему бы тебе не полететь послезавтра? А лучше, через пару лет, своим ходом! Мы поедем вместе, на свои деньги, и ты все равно будешь знаменитой! Если ты действительно хорошая гитаристка – а это так – место для тебя всегда найдется хоть где-нибудь!
- Где-нибудь… но у них уже будет гитарист… и опять же повторюсь: я мечтала играть именно с ними с тех пор, как впервые услышала их музыку. - Яна помолчала, набираясь смелости, и добавила: - Ты же сможешь приехать в Москву, когда я устроюсь там, и тогда мы поженимся. Не придется выбирать между мечтой и любовью.
- Я не хочу никуда отсюда уезжать! Я жил здесь с рождения, это мой родной город! К тому же, Москва, столица, она вскружит тебе голову! Ты же закрутишь там роман с первым встречным и забудешь меня!
Никита приблизил ее лицо к своему.
- У нас же завтра свадьба… - прошептал он.
Яна ушла от поцелуя.
- Вот именно – свадьба завтра. Но стоит ли тебе жениться на той, кому ты не доверяешь?! Отпусти меня. – Она оттолкнула его руки. – У меня завтра рано утром самолет. Мне нужно собираться.
Она не стала хлопать дверью. Не стала кидать вещи в чемодан. Просто аккуратно их складывала и упаковывала. 
Он хлопнул. Хлопнул входной дверью так, что с потолка осыпалась штукатурка. Выбежал из дома. С чувством хлопнулся на скамейку в парке.
- Поссорились с Яной? – спросила Наташа, неизвестно когда успевшая подойти и обнять его.
- Она меня бросила. Ради своего рока – будь он проклят!!!
Наташа поцеловала его. Он не сопротивлялся.
- Я люблю тебя, - сказала она. – Всегда любила – в отличие от Яны. Для нее на первом месте всегда была музыка. А теперь вспомни, кто сидел с тобой в зрительном зале. – Она помолчала, давая ему осознать сказанное. – Тут холодно, - продолжила она, - заболеть недолго. Поехали лучше ко мне.
Он согласился.

- Я не хочу, чтобы ты уезжала, - мягко сказал Миша, поглаживая Анину руку. – Я люблю тебя.
- Я тоже тебя люблю. – Аня уткнулась головой в его плечо. – И стихи я люблю… и город свой родной я люблю… и в Москве хотела бы побывать… - Она расплакалась. – Мишенька, я не знаю, что мне делать! И за, и против – они слишком сильные, равные! Уехать мне – или остаться? Скажи мне, что мне делать!..
- Я не имею права. – Миша начал поглаживать ее волосы. – Я хочу, чтобы ты осталась, но я также хочу, чтобы исполнилась твоя мечта. Но больше всего я хочу, чтобы ты была счастлива. А что из двух – любовь или мечта – принесет тебе счастье, ты должна решить сама.
Аня подняла голову и посмотрела на Мишу – такого родного, такого любимого…
- Мы же и так сможем съездить в Москву… - добавил Миша.
Аня вздохнула.
- Я остаюсь.

- А я еду…
Сестры остались вдвоем. Пересказали друг другу разговоры с избранниками.
- Почему? – спросила Аня. – Что заставляет тебя бросить все?
Яна посмотрела на пальцы левой руки, изрезанные струнами.
- Если бы этого, - она помахала рукой, - не было, я бы не ехала, осталась бы. Но есть… и я еду.
Сестры помолчали.
- А ты? Почему ты не едешь?
Аня тяжело вздохнула и посмотрела на свою руку. На правую.
- На ней нет пятен от чернил, - сказала она. – Наверное, поэтому я и остаюсь…
Сестры обнялись.

- А сестра где? – без приветствия поинтересовался Иван Петрович, забирая у Яны чемодан. Три свои гитары Яна никому бы не доверила.
- Дома сестра. – Девушка тряхнула головой. – У нее сегодня свадьба.
- А у вас? – поинтересовался Иван Петрович.
- А у меня сегодня рейс на Москву, - твердо произнесла Яна.

А свадьба все равно была двойная. Миша женился на Ане. А Никита – на Наташе.

Концерт новым составом дали в тот же день. Яну приняли на «ура».

Яна и Аня созвонились вечером. Яна поздравила их с Мишей со свадьбой. Аня не стала скрывать, что свадьба все равно состоялась двойная. Яна проглотила слезы и поздравила и Никиту с Наташей.

- ЯЯЯЯЯЯНКААААААААА!!!
Паша, Дима и Денис гурьбой накинулись на старую подругу.
- Ребята, как ж я рада вас видеть! – Яна немыслимым жестом обняла троих сразу. – Прям расцелую вас всех сейчас!
- Что ты не приезжала к нам совсем? – обиженно поинтересовался Дима.
- Два года уж не виделись… - заметил Паша.
- Репетиции, концерты и три альбома, - улыбнулась Яна. – Вообще времени не было. Уж простите меня…
- И что же заставило тебя сейчас приехать к нам? – поинтересовался Денис.
- Могла бы соврать, сказать, что ради вас приехала, но скажу честно – работа, -  улыбнулась Яна. – Мы в воскресенье играем. И, кстати, нам нужен кто-то, кто сыграл бы на разогреве. А? Как вы? Не заняты?
Дима, Паша и Денис переглянулись.
- Ну… - протянул Паша. – От нас же Наташка ушла… мы, конечно, пытались найти новую вокалистку, но… у нас текстов уже нет… так что мы теперь – инструментал.
- Да? – удивилась Яна. – Ладно, вокалистку не нашли, а что с текстами-то?
- Ну… - Теперь уже говорил Денис. – Ты попроси у Ани, она, я думаю, даст тебе почитать то, что в последнее время пишет…
Яну это насторожило.

- Яна!
- Аня!
Сестры обнялись.
- Ну как ты? – поинтересовалась Аня. – Живешь? Играешь? Замужем?
- Живу, - ответила Яна. – Играю. Но не замужем. Я люблю Никиту.
Аня склонила голову.
- У них с Наташей сын есть… второго ждут… - тихо сказала она.
- А мне все равно. Я его люблю и всегда буду любить. Пусть он меня подозревал в предательстве, но сам пошел налево, я еще уехать не успела, пусть женился на другой в день нашей свадьбы, - люблю. Но не буду рушить его счастье. Раз уж он выбрал ее – значит, так надо. А я выбрала музыку.
Аня молчала.
- Ты не думай, у меня были мужчины после него, и много, - продолжала Яна. – Только ненадолго. Может быть, телом я его и предала, но мыслями, душой – никогда. Что бы ни было, мое сердце всегда будет принадлежать ему.
Яна в очередной раз глотала слезы. В конце концов, сдирать пальцы о струны тоже больно…
Аня выдвинула ящик стола и вытащила большую тетрадь. Протянула Яне.
- Мои… строки, - сказала она.
Яна заметила, что уже второй человек не произнес в этом контексте слово «стихи».
Она читала несколько часов. Она не запомнила ни единого слова, хотя раньше Анины стихи с первого прочтения западали в душу. Когда тетрадь, наконец, закончилась, она с отвращением ее отложила.
- Ну? – Аня все это время сидела рядом с сестрой.
- Ужасно… - тихо произнесла Яна. – Худшего я еще в жизни не читала…
Аня кивнула. Она ожидала это услышать.
- И все об одном, - продолжила Яна. – О том, что не смогла уйти…

- Она изводит меня, - сказал Миша.
Они с Яной сидели на кухне, Аня куда-то ушла.
- Изводит?
- Да. – Миша сделал большой глоток чая. – Ей плохо. Все-таки здесь – не ее жизнь. Зря она осталась… Она, конечно, не винит меня, говорит, что сама, сознательно сделала этот выбор, но я вижу, что она очень часто думает о том, что было бы, если бы она уехала. Я думаю, что ей стоило тогда уехать… она была бы счастлива…
- Не факт, - резко оборвала Яна. – Я же не счастлива.
- Ты исполнила свою мечту.
- А она обрела любовь.

- Хорошо, что Наташи нет, - сказала Аня, проходя в квартиру Никиты. – Ты знаешь, что Яна здесь?
- Яна? – На секунду Никита стал прежним Никитой, таким, каким был до разлуки с Яной.
- Да.
- Я должен с ней встретиться.
- Обязательно. – Аня кивнула. – Но не забывай, что ты отец. Причем готовишься стать отцом в квадрате. 
- Не забуду… - Никита отгрыз кусок сухаря, прожевал и продолжил: - Я не брошу Наташу. Я ее люблю. И я люблю нашего Артема. И, не сомневаюсь, буду любить Егора. Но ты знаешь… ребенок же может одновременно любить двух родителей… Я люблю и Яну.
- Этого я и боялась… - прошептала Аня.
- Я встречусь с ней, чего бы это не стоило.
- Только постарайся не сломать ничьи жизни. Она твою не сломала – не мсти ей.
- Не сломала. Но все могло быть по-другому… Я по-другому хотел жить…

- Яна? Что ты тут забыла? – Наташа схватила Артема за руку и притянула поближе к себе.
Яна спокойно посмотрела на нее.
- Это мой родной город. Ностальгия. К тому же, мы тут играем.
- Стерва, - бросила Наташа.
- Ты? Да, - кивнула Яна. – Но если он ушел к тебе, значит, ушел, и нечего больше об этом говорить. Гитару он ни одну с собой не забрал, поэтому никаких претензий.
- Не строй из себя невинность! – взвизгнула Наташа. – Ты приехала, чтобы увести у меня мужа! Я же насквозь тебя вижу!
- Я люблю его, и поэтому не стану ломать его жизнь. – Яна пожала плечами. – Думаю, этот разговор не стоило начинать – он тупиковый.
И, не говоря больше ни слова, хоть из-за спины слышались оскорбления, Яна пошла дальше.

- Ты несчастна.
Аня уткнулась в плечо Миши.
- А была бы я счастлива, если бы уехала тогда?
- Ты можешь проверить. Поезжай с Яной. Я думаю, она возьмет тебя с собой. А я буду ждать твоего решения.
- Я уже решила. Два года назад. – Аня твердо посмотрела на Мишу. – Я остаюсь здесь, с тобой. Навсегда.

Никита сидел на лавке. На той самой, на которой сидел в ту ночь, когда собиралась Яна, а Наташа увезла его к себе домой.
Кто-то сел рядом. Ему не понадобилось даже поднимать глаза, чтобы понять, кто это был. Яна.
- Ты счастлив? – без предисловий спросила она.
Никита задумался. Он думал долго и серьезно. Поэтому ответ его был абсолютно правдив.
- Да, я счастлив. Я хотел жить по другому, я все еще люблю тебя, но я счастлив с Наташей, Артемом и уже – Егором. Я их не брошу.
- Хорошо…
Они помолчали.
- А ты? – спросил он. – Ты счастлива?
Яна тоже думала долго.
- Нет. Пусть я исполнила свою мечту, я люблю тебя. И я одна. Я тебя не предала…
- А я? Я тебя предал? – Он спросил это без эмоций. Просто с бытовым любопытством. 
- Да, предал.
- Пошел в постель с первой встречной, не дождавшись даже, пока ты улетишь, а на следующий день женился на ней?
- Нет. Раньше. Помнишь еще? «К тому же, Москва, столица, она вскружит тебе голову! Ты же закрутишь там с первым встречным и забудешь меня!»
Никита закусил губу.
- Может быть, я бы не уехала. Если бы ты не сказал этого.
Они молчали. Долго.
- А если бы… - Никита запнулся. – Если бы можно было бы все переиграть, если бы я этого не сказал… В общем, ты жалеешь о том, что уехала? Завидуешь Ане, которая осталась?
Яна тщательно обдумала ответ.
- Нет, я не жалею. Даже если забыть эти слова – не жалею. Я считаю, что все-таки поступила правильно. Что же касается второго твоего вопроса… - Яна вновь помолчала. – Да. Ты знаешь, да. Ане я завидую.
- Почему?! – изумился Никита. – Она же не исполнила свою мечту!
- А я не нашла любовь.

Отыграли концерт.
Яна вернулась в Москву. Одна. Так и жила – без любви. Но со своей исполненной мечтой.
Аня осталась в пригороде Хабаровска. С мертвой мечтой.  И с Мишей.
Спросить у сестер, счастливы ли они?
Они подумали бы. Долго, серьезно.
И ответили бы: нет.
Спросить у сестер, правильный ли выбор они сделали?
Они подумали бы. Долго, серьезно.
И ответили бы: да.


Мораль: Не всегда любовь и мечта - одно и то же. Не всегда мечта или любовь - счастье
 


Навеяно песней «Манхэттен» группы БандЭрос
8-9 апреля 2008 г.

P.S. «От желанья уйти до желанья остаться – лишь миг….»
Кипелов. «На грани»
9 июня 2009


Рецензии