Забытая усадьба

          Есть небольшой район на Северо-Западе столицы под названием Покровское-Стрешнево. Сие название происходит от находящейся здесь древней усадьбы с одноименным названием. А название это  усадьба приобрела еще в XVI веке, от села Покровское, и от имени владельцев его – Стрешневых.
          Красивое старинное здание за крепостной стеной приковывало внимание каждого человека проезжавшего мимо. И когда выдалось немного свободного времени, захотелось и мне познакомиться с этим местом поближе, но... оказалось не всё так просто. Попасть на территорию усадьбы удалось, только уговорив церковного сторожа, у которого хранились ключи от усадьбы за высоким забором. А начну, пожалуй, рассказ об этом удивительном месте издалека, коснувшись истории и современности.

          Свадьба принца Уильяма – все уважающие себя телеканалы освещали это торжество. Не осталась в стороне и желтая пресса, перемывая косточки его избраннице. Ну как же, такая необычная ситуация, ведь семейство Миддлтонов не принадлежит к британской знати! Но принц, наплевав на условности, сделал свой выбор, честь ему и хвала за самостоятельность и твёрдость. И в нашей истории случались подобные экзерсисы...
          Если окунуться в прошлое то можно увидеть, что в шестнадцатом веке, овдовевший Михаил Фёдорович Романов так же взял себе в жены девицу не высокого сословия. И получилось всё тогда как-то даже случайно. Династия Романовых нуждалась в наследнике и продолжении рода. Для этого бояре устроили своеобразный кастинг, то бишь смотр невест, дабы царь смог выбрать себе новую спутницу жизни. По преданию, Евдокия Стрешнева даже не была в числе первых красавиц, избранных для смотра царю, так как род её был не знатным, а приехала она вместе с подругой или родственницей как наперсница. Тем не менее, взгляд молодого царя остановился именно на Евдокии, утром он прошёлся по палатам, где спали девушки, не дожидаясь смотра. Мать царя, инокиня Марфа возмущалась, предлагала выбрать девушку из знатного рода, но Михаил Фёдорович отказался, проявил настойчивость, и 5 февраля 1626 года Евдокия Стрешнева стала русской царицей. Брак этот оказался счастливым и удачным, появилось у них со временем десять детей, в том числе и будущий царь Алексей Михайлович. 
          Стрешневы владели этой усадьбой в течение 250 лет. Рядом возвышается церковь Покрова Пресвятой Богородицы, самое старинное здание в этом районе построенное в 1629 году. Со временем она много раз перестраивалась, отражая своим обликом доминирующие архитектурные направления разных времен. В тридцатые годы двадцатого века церковь была закрыта, колокольня частично разрушена. Богослужения были возобновлены лишь в 1994 году.
          Много было интересного в истории этих мест, и  Лжедмитрий II, в 1608 году в этих краях разбившего свой лагерь, и Карамзин, работавший здесь над «Историей Государства Российского» в 1807 году. Сюда же, в 1856 году на дачу, которую снимало из года в год семейство врача придворного ведомства А. Е. Берса, часто наведывался Лев Николаевич Толстой. Дачником здесь был и знаменитый врач Боткин Сергей Петрович, перестроивший на свои деньги церковь Покрова, а также многие предприниматели и богатые люди свободных профессий тех лет. А вот как описывает «Покровское-Стрешнево» в своей книге «Старые усадьбы: Очерки истории русской дворянской культуры» один из самых известных историков искусства начала двадцатого века, барон Врангель Николай Николаевич:
          Будто видишь за высоким фасадом в узких окнах, поросших плющом, бледные облики Елизаветы Петровны Глебовой-Стрешневой, ее сына Петра, племянницы Лизы Щербатовой, старой-старой крепостной Дарьи Ивановны Репиной, скончавшейся в девяносто восемь лет в ноябре 1905 года. Хороша синяя, «цвета сахарной бумаги», гостиная в большом доме, отделанная a l’antique в помпеянском стиле, с красивой белого дерева мебелью конца XVIII века. Потом идешь по саду с бесконечными прямыми дорогами, окаймленными столетними деревьями, идешь долго к Ванному домику, вход в который охраняет маленький мраморный Амур. Дом стоит над гигантским обрывом, поросшим густым лесом, который кажется мелким кустарником, уходящим вдаль. Построена эта очаровательная игрушка мужем Елизаветы Петровны Стрешневой как сюрприз жене. Дом полон дивных английских гравюр, хороших старых копий с семейных портретов. И на каждом шагу, в каждой комнате кажется, будто бродят тени тех, кто здесь жил. В красной маленькой гостиной виднеется надпись: «16 июля 1775 года Императрица Екатерина Великая изволила посетить и кушать чай у владелицы оного Елизаветы Петровны Глебовой-Стрешневой».
          Красиво, неправда ли? И вот, для сравнения,  слова сказанные позже:
          «В области разрушения у русских не было соперников... Так в грандиозном пожаре революции  умерло все, что существовало века... мы в новой пустыне видим лишь оазисы прошлого... Едешь по бесконечным дорогам, едешь по бедным обнищавшим деревням и с ужасом и тоской видишь разруху, страшную разруху на каждом шагу... Боже мой, какая страшная перемена произошла!..»  - Это крик души русского интеллигента, поэта, «рыцаря искусства», как называл его А.Бенуа, слова человека открывшего для широкой общественности таких художников как Д.Левицкий, В.Боровиковский, О.Кипренский, слова барона Николая Николаевича Врангеля, младшего брата легендарного барона Петра Врангеля, предводителя Белого движения.

          Много воды утекло с тех пор, а стены усадьбы по прежнему дышат историей... В Советские годы усадьба переходила из рук в руки различных ведомств и организаций, посещали эти стены и знаменитости новых времён. После революции усадьба вместе с дачами была реквизирована и превращена в санаторий ЦК, потом передана в ведение дома отдыха текстильщиков. В 1920 году побывал здесь и Ленин, навещая Инессу Арманд. В Иваньково, прилегающем к усадьбе, отдыхал Алексей Толстой. Михаил Булгаков записал в дневнике 2 сентября 1923 года: «Сегодня я с Катаевым ездил на дачу к Алексею Толстому. Он сегодня был очень мил…», тоже исторический факт. В 1925 году в главном доме открылся музей, в котором была воссоздана обстановка прежней дореволюционной усадьбы, но просуществовал он совсем недолго, и в 1928 году музей был закрыт и разорен. В 1933 г. в усадьбе был устроен дом отдыха военных летчиков, а с 1970 года находился НИИ гражданской авиации. Дачи в Иванькове оставались санаторием ЦК, затем Московского горкома. С 1991 года здесь располагался пансионат Управления делами мэрии Москвы.

          Сейчас же это красивое здание пришло в запустение и упадок, и лишь крепкие еще стены и башни напоминают о былом его величии...  А вокруг усадьбы раскинулся лесопарк Покровское – Стрешнево – один из старейших крупных зеленых массивов города, где сохранились сосновые насаждения в возрасте 150-200 лет. Парк этот, один из интереснейших московских лесных массивов, и по своим природным особенностям является уникальным для Москвы местом. Живописный рельеф местности, обширные зеркала прудов, разнообразные посадки деревьев, и ландшафтные композиции, заложенные в последней четверти 18 века. С 1979 года парк объявлен памятником садово-паркового искусства. Начало его истории можно считать конец 17 века, когда были выкопаны самые старые из прудов на речке Чернушке. По крутому склону речки Химки спускаются старые вязы, берёзы, дубы и сосны. А в глубине парка весело журчит родник, прозванный местными жителями «Царевна-Лебедь», и если бы не он, превратившийся в настоящий объект паломничества тушинцев и войковцев, места эти выглядели бы и вовсе пустынно.
          Но, как оказалось, запустение и заброшенность пришлись по душе всевозможной живности, и вот уже по веткам весело скачут белки, в ветвях раздаётся многоголосый птичий щебет, в прошлогодней листве увлеченно копошатся ежи, а в речушке плещутся многочисленные утки и трудолюбивое семейство бобров. Да – да, не удивляйтесь, именно бобры облюбовали это тихое и спокойное место. Каким образом они попали сюда – неизвестно, но очевидно приглянулась им  речушка с необычным названием Химка.
          Ранее этих животных видеть мне доводилось разве что «В мире животных», и был весьма удивлён я, впервые столкнувшись с ними здесь, где по определению выжить дикому зверю непросто. Поначалу принял плавающее в реке животное за ондатру, но, понаблюдав, понял, что это и есть бобр. И как позже выяснилось, их тут оказалось – целое семейство. Следы трапезы этих зверей виднелись то тут, то там... Гладко содранная кора на стволах и сами стволы, поверженные крепкими зубами, аккуратные пеньки и стружка вокруг них. Такое ощущение, что здесь потрудилась бригада лесорубов. Потрава зелёных насаждений, однако, но... как сказал артист Филипенко: Минотавр не виноват, что пожирает других, ему просто хочется есть. Так и тут: жалко конечно веточки-листочки но бобрам необходима пища.
Несколько дней позже, увидеть лесных «вредителей» мне не удавалось, звери всё же осторожничали и не желали открытого общения, но на третий день применил я хитрость и, повезло. Хитрость заключалась в яблоках и апельсинах. Справедливо полагая, что фрукты всё же вкуснее чем кора деревьев и камыш, решил я угостить животных фруктами. Течение было плавным и едва заметным, закинув на середину водоёма яблоко и апельсин, я принялся ждать. Всплеск о воду не остался не замеченным, любопытные утки, тут же кинулись обследовать плавающие предметы. Привыкли они принимать подношения от людей в виде белого хлебушка, а тут, что-то круглое, гладкое и непонятное. Покрутившись вокруг, они попытались клюнуть, щипнуть, но крупные плоды оказались неудобными для птичьей трапезы, и разочарованные утки отправились патрулировать акваторию ближе к мостику…
          Минут пятнадцать ничего не происходило, но вот, у противоположного берега что-то шлепнуло, и из воды показалась хитрая мордочка, бусинки глаз разглядывали меня, и прицеливалась к подношению. Рядом вынырнул второй зверёк. Видя, что вокруг всё спокойно они приблизились к середине реки и сделали несколько осторожных кругов вокруг подарков. Окончательно убедившись, что засады нет, один из пловцов заграбастал добычу и  принялся её увлеченно хомячить. Второй сгрёб апельсин,  но, распотрошив его почему-то есть не стал. Очевидно заморский продукт не пришелся по вкусу, яблоко оказалось предпочтительнее и он попытался было отобрать его у сородича... Видя такое дело, я подбросил грызунам еще пару фруктов. Теперь они уже на пару уплетали сочные яблоки. К друзьям подплыл еще один красавец, который осторожничал и прятался у берега, но завладев трофеем он тут же потащил его к берегу и, нырнув, скрылся из виду. Кроме яблок, белые булки бобры так же уплетали за милую душу, конкурируя с утками. Кстати, в привычном понимании бобровых хаток нигде не наблюдалось. Очевидно, глубины водоёма было достаточно и, чувствуя себя в безопасности они обитали в норах. 
      
          Вода это жизнь, общеизвестно, и здесь, это понятие подтверждается в полной мере, даже, несмотря на городской статус речки. Опять же, в загрязненном водоёме звери жить не стали бы, значит экология в норме, и это радует. Впрочем, небольшую эта реку и рекой-то можно назвать с большой натяжкой. Несет она неспешно свои воды, от Тушинского водохранилища, (откуда собственно и вытекает) и, поднырнув под рукотворно - судоходное русло Канала имени Москвы, устремляется на юго-запад, где впадает в Москва-реку. В этом месте берега заросли густым кустарником, и камышом, что позволяет уткам безбоязненно высиживать яйца, ожидая потомства. Птицы совершенно не пуганы, в чем и сам я убедился, бродя по берегу реки. Буквально из-под ног у меня, выбралась на тропинку серая шейка. Вразвалку отошла в сторону на пару метров, и уселась, громко крякая, выражая негодование. Осторожно раздвинув сухую осоку, я увидел кладку яиц. Рядом, хлопая крыльями, и возомнив себя грозным соколом – возмущался папа селезень… Мирные в сущности птицы, будь на их месте вороны, пришлось бы удирать мне подальше, прикрывая голову руками. А сейчас, не желая расстраивать утиное семейство, я без суеты ретировался. В скором времени утка станет счастливой мамашей и поведёт пушистый выводок к реке...
          А буквально в километре от этой идиллии шум большого мегаполиса, с его суетой, проблемами, пробками, и как всё же хорошо, что еще сохранились такие вот тихие уголки природы, побродишь здесь полчасика, посидишь на пенёчке, и отступает усталость.

ФОТО УСАДЬБЫ И ОКРЕСТНОСТЕЙ
http://foto.mail.ru/mail/saygon61/1216 

ВИДЕО  БОБРОВОГО СЕМЕЙСТВА
http://video.mail.ru/mail/saygon61/439/450.html


Москва, Покровское-Стрешнево, май 2011г.


Рецензии
Юрий. С большим удовольствием прочла Ваш рассказ. В самом начале прочла про Михаила Фёдоровича Романова. Подумала, что нужно прочесть про династию Романовых. восстановила в памяти генеалогическое древо. А то уж подзабыла. Жаль, что усадьбу
Покровское-Стрешнево не восстановили. Чудесно описана природа. Пришвин отдыхает. С уважением Нина.

Нина Измайлова 2   11.07.2022 18:05     Заявить о нарушении
Нина, доброго здоровья!
В самой усадьбе не был достаточно давно. Надеюсь там понемногу все восстанавливается. А вот в парке бывал частенько, и здесь можно посмотреть видео об этом месте http://www.youtube.com/watch?v=ZQm2Kh1c1Gg&t=5s
С уважением,

Юрий Воякин   11.07.2022 21:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.