Яффа - песнь души

Красивы города седой эпохи... Старая Яффа, Израиль. Считается, что именно в этом месте Ной построил свой ковчег, здесь Персей освободил Андромеду, отсюда отправился в путь пророк Иона, и в Яффе было явлено видение апостолу Петру, и там воскрешена праведная Тавифа. И с берега Средиземного моря, где расположился древний порт Яффа, началось возвращение евреев в Израиль.

Яффа, в переводе с иврита, - красивая. Яффа - один из древнейших городов и портов мира. Современные историки считают, что город был основан египетским фараоном Тутмосом III. Начиная с 15 в. до н. э., вплоть до 13 в. до н. э., Средиземноморское побережье Эрец-Исраэль находилось под египетским контролем. Однако семитское название города (яффа - красивая) свидетельствует о том, что город существовал до египетского завоевания и был основан ханаанеями. Лишь во второй половине 13 в. до н. э. Яффа вышла из сферы влияния Египта и вошла в надел колена Дана, но поскольку в 12 в. до н. э. город захватили филистимляне, то и выход был формальным. Привилегия была в одном - Яффа оставалась независимым ханаанейским анклавом и в только в 10 в. до н. э., в конце правления Давида, морской порт вошел в состав Израильского царства.

Кто только не правил Яффой: город перенес и арабское владычество, с начала 636 года, после захвата Эрец-Исраэль арабами, и период крестоносцев, с 1099 г., с началом крестовых походов и вторжением крестоносцев на священную землю, и Османское иго, с 1517 по 1917гг., а в 1799 г. порт был взят штурмом войсками Наполеона, двигавшимися из Египта на Акко. Яффа неоднократно разрушалась и вновь отстраивалась, знала триумфы побед - нового расцвета, и печаль разрушения, и годы запустения. В конце 19 в. в Яффе осела значительная часть первой алии, в начале 20 в. к ним присоединились репатрианты второго восхождения. В это время, в период второй алии, на базе еврейских поселений, построенных севернее Яффы, в 1909–10 гг. и возник еврейский город Тель-Авив. С созданием Государства Израиль, 4 октября 1949 г. решением израильского правительства Яффа и Тель-Авив были объявлены единым городом под названием Тель-Авив-Яффа.

Родина... это не конкретное место, родина - это вся страна, и она такая, не новая, а старая - в древних городах с узкими вымощенными камнями улочками, маленькими площадями, со старинными зданиями. Родные города с милыми сердцу улицами - что лица родных и близких. Родное сохраняется в памяти и, переживая предков, остается жить в памяти потомков.

Я живу в одном месте, а моя душа осталась там, где остались могилы мои далеких предков. Яффа - песнь моей души, Тель-Авив - любовь с первого взгляда, город вечной весны и нескончаемого праздника. Иерусалим -  радость и боль сердца. Когда-нибудь я вернусь в Эрец-Исраэль и больше не покину свою родину.


Когда-то в этом городе жили ты и я  -
Во временах далеких друг друг полюбили, 
И множество эпох прошло с тех пор, 
А городские стены нас в памяти хранили.
Шагая по вымощенной камнем мостовой, 
По узким улочкам, касаясь стен руками, 
Вдруг в незнакомом городе узнаю родной -
Воспоминания приходят из глубокой дали. 
И время, сделав оборот, в витке спирали 
Соприкоснется с прошлым, и однажды
Под песнь эпох вновь встретимся с тобой
На нашей улочке о нас хранящей память.



Материал использованный в произведении:
Электронная еврейская энциклопедия, http://www.eleven.co.il/article/15252


Рецензии
Обожаю Яффо!
Сколько исходил я её вдоль и поперёк!
Спасибо за милую миниатюру!
С теплом и пожеланиями счастья,
Евгений

Евгений Цион   17.11.2018 14:18     Заявить о нарушении
Яффо - первое место, куда мы поехали. Был поздний вечер, шаббат, ни души, лишь тусклые фонари освещали древние улочки. Атмосфера таинственности, полная загадок, и тишина, влюбили меня в этот город, раз и навсегда. По природе, это то, что я люблю - тишину безлюдных улочек древних городов. Наверное поэтому люблю и ночь, что тишина дает покой мыслям, они, будучи не обретенные суетой и дневными проблемами, плавно текут в нереальность, выстраивая перед мои взором фантастические миры, наделяя меня силой всевластия. Да, в своих мыслях мы творцы, создатели собственных миров. Прекрасен романтический антураж. И не обязательно его создавать, достаточно выйти ночью на пустынную улочку. Я думаю древность никого не оставляет равнодушным. Камни хранят истории, только прикоснись к ним, и услышишь далекую жизнь древнего города. Потом были дневные встречи, но такая романтика уже не повторялась. Помню еще одну встречу со стариной, но это уже связано с кухней. В старой части Иерусалима, в армянском квартале, находится Armenian Tavern. Ресторан национальной кухни находится в подвале церкви, построенной крестоносцами. Армянская диаспора в Иерусалиме одна и старейших, первые переселенцы появились в конце I века, а сам квартал расположен на месте дворца царя Ирода Великого. С тех времен и сохранились рецепты приготовления блюд. И вот, чтобы насытиться эти великолепием (особенно вкусны мясные блюда) в обстановке натуральной старины, мы часто в шаббат приезжали туда, а потом бесцельно бродили по кривым улочкам старого города, пили кофе, виски - только я, супруг за рулем. Да, в общем, если говорить о еде, излюбленных мест много, почти в каждом городе. Ну а уголков древности, которые хотелось посетить еще и еще раз, не перечислишь. Весь Израиль - древность на древности. И вам спасибо, Евгений. За внимание и за ответные мысли о прекрасном,

Даная Дан   17.11.2018 20:14   Заявить о нарушении
Я и сам люблю ночную пору. Ваши описания близки и созвучны мне. Прочитайте мою "Прагу" и "Синай".
Яффо, Иерусалим, Старый Город...
Боже мой, Боже мой!
Всё это стоит перед глазами, как будто это было только вчера - или уже целую вечность тому назад?
Я прожил в Иерусалиме 17 лет, впитал в себя весь уникальный Иерусалимский колорит, его древние, почерневшие от времени камни, его прозрачный сухой воздух, его пламенеющие кровавые закаты и нежные краски рассветов...
Тогда, в семидесятых годах, можно было безбоязненно ходить по ночным улочкам Старого Города, спускаться в Восточный Иерусалим, подниматься на Масличную Гору...
У меня тоже была одна излюбленная пекарня недалеко от Шхемских ворот. Худой пожилой уже пекарь, стоял возле печки, в котором бушевало адское пламя и выпекал там разные потрясающе вусные изделия из теста...
Со временем, Иерусалим превратился для меня в большой склеп, где лежат милые сердцу дорогие умершие...
Сейчас, вот уже 20 лет мы живём в Канаде, но каждый год приезжаем в Израиль, навещать оставшихся в живых родственников и места, которые тоже стали для нас дороги. Для моей жены - это Старый Город, для меня, это одна маленькая, ничем не примечательная улочка, с которой связаны самые милые и самые печальные мой воспоминания...
Спасибо Даная!
Вы воскресили целую плеяду воспоминаний...
С теплом и уважением,
Евгений

Евгений Цион   18.11.2018 00:04   Заявить о нарушении
Иногда воспоминания - лучшее, что есть в этом дне. Мечты о прошлом - есть ли это ностальгия, или это устремление в будущее, в котором прошлое становится настоящим? Как бы ни было, воспоминания дорогие сердцу делают нас лучше, ибо наполняют любовью.

Даная Дан   18.11.2018 02:40   Заявить о нарушении
Не знаю Даная...
Наша память, наши воспоминания - всё это сильно отличается от "памяти" компьютера!
Воспоминания становятся частью нашей личности, нашего сознания, нашего "Я". Они - ткань нашего бытия, или даже не ткань, а скорее холст, на котором безумный художник, беспрерывно создаёт одну картину за другой, прямо по уже исписанному полотну!
Спасибо, за то что подарили мне немножко летнего Яффо в этот серый и холодный осений день!
Всего Вам доброго!

Евгений Цион   18.11.2018 19:59   Заявить о нарушении