Две четверти. Часть вторая

Из тех двух четвертей особо хочу вспомнить женщину- врача Валентину Александровну  Берковскую-  у которой мы снимали одну комнату с камином в Монино. Я спал на стульях, повернутых спинками в одну сторону, потому что комната была маленькая, и мебели для троих человек и так было предостаточно. Мы дружно смотрели с хозяйкой квартиры все сеансы Кашпировского. Я закрывая глаза, и мы считали до тридцати трех. Потому что Кашпировский больше не умел (как потом появилась такая шутка). Она подарила мне рекламные буклеты из привезенной ей из поездки в Венгрию- тогда я впервые узнал, что Буда и Пешт это два разных города, слитых воедино.
 Помню подаренную праздничную открытку к новому году- с указанием нововведений Петра-где было написано пожелание-«желаю Алешеньке стать самым воспитанным мальчиком в Московской области». Мне кажется, что всю свою жизнь я пытаюсь оправдать предоставленный этой строгой и честной женщиной кредит доверия.
 Потом мы также смотрели все сеансы Алана Чумака и заряжали воду- в трехлитровых бутылях и бидонах. Потом в Питере в «Буквоеде» я увидел новую книжку Алана Чумака «Исцеляющая сила внутри вас»и у меня было чувство, что этот человек уже хочет обмануть не только миллионы людей, но и конкретно –одного меня- какой-то разовой инъекцией, дозой облучения, удовольствуясь одним укусом,  и то, теперь, уже в этот раз, еще и  за деньги. Имя как звучит то-Алан-древнее название осетин, Чумак-считай после казаков-второй формообразующий пласт украинской культуры-почитай- предприниматель-само имя действует на болевые точки, и не вызывает неприятия и отторжения. Но уже никакого безграничного доверия, как ребенок, я тогда уже и не испытывал.
Я помню камин, который был в нашей комнате-такой, декоративный. У нее было две комнаты-сама спала в зале-гостиной- вторую-спальню сдавала нам. Она была вдовой. Работала врачом скорой помощи- она была очень вежливой, и очень доброй женщиной. Однажды, когда мы уже съезжали, я помню, как при разговоре даже присутствовал папа, мама рассчитывалась с ней, а она так растрогалась от нашего отъезда, что говорила на эмоциях что-то несвязное, говорила, что ей неудобно, что за съем комнаты она брала деньги, хотя и время уже было совсем другое-что говорить- и вся жизнь уже укладывалась на рельсы другого порядка, когда за все уже нужно было платить, а слезы и сантименты бы остались дополнением товарно-денежых отношений. И это меня поразило-именно то, что человек в новых реалиях чувствует неудобство и пытается жить старым порядком- доверием, бескорыстием, себе в убыток.
Когда я учился в университете- она переехала в Тулу из Монино, к своей родне. Ее муж был крутой рукодельник- стол и мебель на кухне-и двери были обвязаны как макраме- тугими нитками-не помню, кажется капроновыми разноцветными-это было настолько аккуратно и оргинально, даже, кажется, и стульчак в туалете -и то был обвязан этим творческим и талантливым человеком. Тогда я впервые задумался над тем- сколько много значит фраза «золотые руки»- и это-не просто словоформа.
Из развлечений я помню канал 2Х2, который я смотрел на нашем черно-белом телевизоре, который был у нас в комнате. Когда она приходила домой - мне позволялось смотреть ее телевизоре в зале, когда были мультики. Естественно ничего без спроса не включалось, с этим было строго. Еще я помню черно-белый фильм Серея Эйзенштейна «Александр Невский»- в тот момент для меня, ребенка- это было сильное впечатление. Впервые подлинный героизм я увидел по «ящику». Все-что я потом видел по «ящику»- полная хрень и непотребство.


Рецензии